Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Игра на рояле вслепую. Незрячий пианист видит музыку во сне

Игра на рояле вслепую. Незрячий пианист видит музыку во сне

Когда он встает из-за рояля, зал взрывается аплодисментами. Олег
Аккуратов стал легендой классической музыки в свои 24 года. Он одинаково
виртуозно исполняет
и Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Чайковского, и
Summertime Джорджа Гершвина. Только вот цветы и подарки от благодарных
поклонников Олег
принимать не любит. Букеты так и норовят вывалиться из рук -- ведь
пианист ловит их на ощупь. Он абсолютно слепой, от рождения.

Подполз к роялю в три года

Когда Олег стал играть на пианино, он даже не помнит. Бабушка и дедушка
рассказывали, что года в три. Тотально слепой мальчик услышал Первый
концерт Чайковского
по радио, подполз к роялю и начал подбирать аккорды. Тогда он жил в
маленьком поселке Моревка под Ейском. В четыре года Олега отвезли на
прослушивание
в Армавирскую специализированную музыкальную школу для слепых и
слабовидящих детей. Он поразил там всех и уже в шесть лет переехал в
интернат, на базе
которого и существовала школа. Олег научился читать ноты по системе
Брайля, оказалось, что у него еще и прекрасный голос.

С тех пор Аккуратов расстается с инструментом лишь на ночь. Но сам
говорит, что даже во сне слышит мелодии и чувствует клавиши рояля.
Сейчас он не только
выступает по всему миру, выигрывает престижные конкурсы, но и преподает
студентам Ростовского эстрадного колледжа. Он уже получил хорошее
образование:
еще учась в школе, поступил в Московский государственный музыкальный
колледж эстрадного и джазового искусства, а потом на эстрадно-джазовое
отделение Института
музыки Московского университета культуры и искусства. Увы, продолжить
образование в Московской консерватории не смог. Это ведь проблема для
слепого: существовать
без посторонней помощи. Ему пришлось вернуться домой, но Олег об этом не
жалеет. Сейчас он учится в консерватории в Ростове и живет в семье
своего отца
(с мамой тот в разводе).

С пианистом мы познакомились на фестивале <<Шаг навстречу>> в Петербурге.
Он не только блестяще играл Чайковского, Шопена и Листа в Большом зале
филармонии,
но и покорил публику своими пятиминутными голосовыми джазовыми
импровизациями. Во втором отделении концерта Олег <<давал джаза>> вместе с
Патрицией Кургановой,
незрячей девушкой, осмелившейся участвовать в шоу <<Голос>>. Вдвоем они
звучали еще красивее.

Гергиев пригласил в Мариинку

-- Олег, как родился дуэт с Патрицией?

-- Мы познакомились на фестивале <<Шаг навстречу>> шесть лет назад и очень
подружились. Я вообще рад, что он существует и дает нам, людям с
ограниченными возможностями,
право выступать с большими музыкантами. Я очень болел за Патрицию в шоу
<<Голос>>, потом подумал: почему бы не попробовать сделать пару джазовых
номеров?
Если честно, я горжусь дружбой с ней. Это очень светлый, а главное --
сильный человек. Не так давно Патриция потеряла маму и сестру в
автомобильной аварии.
Но она не сломалась. Продолжает жить и петь.

-- С чего началась твоя тяга к классике?

-- В детстве я много слушал Бетховена и Чайковского по радио. И для меня
это была очень понятная музыка. Концерты Чайковского быстро подобрал на
слух и выучил
наизусть. Все детство я мечтал играть их на фортепиано сам. Как видите,
мечта сбылась. Первый раз Чайковского я исполнил с Ростовским
филармоническим оркестром.
Потом Валерий Гергиев пригласил меня сыграть Чайковского в Мариинском
театре. Я безумно волновался, ведь оркестром дирижировал сам маэстро.
Когда начинал,
то и подумать о таком не мог. Но меня подбадривали мои педагоги. И,
конечно, большую роль в моей жизни сыграл Михаил Окунев, у которого я
учился в эстрадно-джазовом
колледже в Москве. Он, кстати, познакомил меня с Людмилой Гурченко,
которая сняла обо мне фильм.

-- Трудно пришлось одному в столице?

-- У меня были сопровождающие. На сессии в колледж со мной ездила
директор Армавирской музыкальной школы. Потом я поступил в столичный
Институт музыки, и
мне стал помогать папа. Но нам пришлось переехать в Ростов, Москву мы не
<<потянули>>.

-- Ты волнуешься перед столичными концертами?

-- Если честно, я уже не помню тот момент, когда перестал волноваться.
Конечно, человек я впечатлительный. В разных городах публика принимает
по-разному,
и я хорошо чувствую, <<теплый>> зал или <<холодный>>. Если контакта нет,
волнение усиливается. Но, слава богу, чаще попадаются люди, которые
относятся ко мне
с уважением и интересом.

<<Люблю драйв>>

-- Сколько часов в день ты играешь?

-- Круглые сутки. Я постоянно занят музыкой. Если не играю, то разбираю,
слушаю что-то, учу произведения, языки.

-- Ты любишь классику и джаз. А эстраду хоть иногда слушаешь?

-- На самом деле несерьезную музыку не играю. Но я очень люблю старые
советские песни. А еще -- русские и украинские народные. Пою на разных
языках: португальские,
латиноамериканские, финские, французские, английские песенки.

-- С кем свободное время проводишь?

-- Если честно, мои друзья -- это мои братья и сестры. Один братишка тоже
поет, недавно на конкурсе занял 3-е место. Ему 12 лет. Сестра играет на
рояле. А
папа поет и играет -- на гармошке, на гитаре. Мы семейные концерты
устраиваем. Казачьи песни исполняем. Но свободного времени мало. Я еще и
работаю: преподаю
джазовую импровизацию в Ростовском государственном колледже искусств.
Сейчас у меня много перспективных учеников, пианистов. Один парень, как
и я, фанат
джаза, он пропадает в аудитории день и ночь, что меня радует. Есть
девочка-первокурсница, на которую я возлагаю большие надежды. Я хочу
познать все -- и
педагогику, и исполнительство! Для музыканта очень важно и то и другое.

-- Тебе бывает грустно?

-- Редко. По жизни я очень люблю драйв. Бывал во многих странах мира, мне
очень нравится путешествовать. Правда, общаться с журналистами я
стесняюсь. А во
время гастролей мне часто задают вопросы. Переламываю себя. Понимаю, что
это тоже часть работы.

-- Тебя уже посетила первая любовь?

-- А как же! Я влюблен в музыку.

-- И только?

-- Нет, еще в поэзию. (Смеется.) А если серьезно, девушки нравятся,
конечно, но пока я занят карьерой и развитием себя. В будущем я хотел бы
иметь семью.
Одному очень-очень плохо.

Не оправдал надежд Гурченко

Олег Аккуратов очень дружил с Людмилой Гурченко. Она посвятила ему фильм
<<Пестрые сумерки>>, но об этой странице своей жизни парень говорить в
интервью отказался.
Уже потом <<МК>> в Питере>> узнал, что актриса очень помогала мальчику,
устроила ему квартиру в столице, старалась познакомить с влиятельными
людьми и даже
оплатила будущее обучение пианиста в Канаде.

Увы, в один прекрасный день их общение прервалось. Олег отправился на
каникулы в Ейск и оттуда уже не вернулся. Оказалось, что отец мальчика,
до этого практически
не общавшийся с сыном, принял его в свою семью. Квартиру в Москве в
итоге удачно продали, Аккуратов поступил в Ростовскую консерваторию, а
не поехал в
Канаду.

В фильме у Гурченко другой конец. Пианист все-таки уезжает за границу. В
жизни все не так -- мягкий и ранимый, Олег за возможность обрести семью,
которой
у него долго не было, готов пожертвовать чем угодно. Во время обучения в
Москве Олег участвовал в концертах и становился лауреатом различных
музыкальных
конкурсов, включая международные. Выступал вместе с Монсеррат Кабалье и
Эвелин Гленни. Играл даже в резиденции Папы Римского. Тот благословил
его, а Валерий
Гергиев долго жал руку.

Наталья Черных

Источник:
Московский Комсомолец

http://dislife.ru/articles/view/31045#cut

Ответить   Sat, 24 May 2014 21:31:43 +0400 (#3036892)