Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Темное дело

Темное дело

Автор: Ксения Шамакина

Офтальмолог Игорь Медведев первым в России открыл ресторан, где люди
обедают в полной темноте. Успешный бизнес, связанный с миром слепых,
заинтересовал
других предпринимателей. Но им пришлось искать для себя новые ниши.

"Поднимите руки, кто хочет выйти!" -- кричит официант Сергей Харламов.
Все смеются, некоторые, кажется, поднимают руки. В этом я не уверена,
потому что все
происходит в полной темноте. Посетители осторожно встают из-за столов,
кладут руки друг другу на плечи, Сергей паровозиком выводит их из зала
ресторана
"В темноте?".

В этом московском ресторане зрячие на полтора часа могут почувствовать
себя слепыми: люди обедают в темноте, их обслуживают незрячие официанты.
Посетители
теряются, не могут самостоятельно найти ни стул, ни салфетку, ни вилку.
Слепые им во всем помогают: только они в этом зале чувствуют себя
уверенно. "Мы
здесь не официанты,-- говорит Сергей Харламов.-- Мы гиды по темному миру".

Раньше Харламов был обычным официантом, а после учебы в кулинарном
училище -- ресторанным поваром. Когда он из-за болезни ослеп, стал брать
надомную работу.
Ему привозили мешки булавок, он собирал из них комплекты: открывал одну
булавку, нанизывал на нее пять других, закрывал. За день получалось
заработать
100-150 руб. Потом устроился в call-центр -- там получал уже 13 тыс. руб.
в месяц. В ресторан его позвали полтора года назад. Эту работу Харламов
считает
"шикарной". С чаевыми официанты здесь зарабатывают до 50 тыс. руб. в
месяц. Для сравнения: на московских предприятиях Всероссийского общества
слепых средняя
месячная зарплата -- 10,3 тыс. руб. Незрячие официанты любят свою работу
не только из-за денег, гораздо важнее для них -- быть нужными. Некоторые
люди посещают
ресторан не для развлечения, они хотят понять, каково это -- быть слепым.
Однажды в ресторан пришли супруги, у которых одна дочь слепая, а вторая
слабовидящая.
"Они хотели узнать, что чувствуют их девочки,-- рассказывает Харламов.--
Тогда был неполный зал, мы с другими официантами смогли присесть рядом с
ними и
поговорить".

Прощайте, доктор Чехов

Вода на ощупь. На кухне напитки разливают в стаканы разной формы, чтобы
слепые официанты их не перепутали
Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ
Офтальмолог Игорь Медведев, владелец многопрофильной клиники
"Международный центр охраны здоровья Игоря Медведева", в 2006 году
задумал открыть в здании
клиники ресторан. Бизнесмен хотел, чтобы днем заведение работало как
столовая для сотрудников клиники, а вечером -- как ресторан для сторонних
посетителей.
Медведев арендовал помещение 300 кв. м. Он решил назвать ресторан
"Доктор Чехов" и стал продумывать его концепцию. Тут кто-то из знакомых
показал ему газетную
вырезку, где было написано о парижском ресторане Dans le Noir? (франц.
"в темноте"), который и стал прототипом московского заведения.

Задумка французов восхитила Медведева. Она была оригинальной и позволяла
дать работу слепым, чьи проблемы заботили офтальмолога. "Как я сам до
этого не
додумался?" -- спрашивал себя врач. Он тут же отправился к Эдуарду де
Бролье, который запустил Dans le Noir? в 2004 году. Медведев приобрел
франшизу на
открытие аналогичных ресторанов в СНГ (по информации СМИ, она стоила 50
тыс. евро). Московский ресторан, запущенный в ноябре 2006 года, стал
третьим заведением
сети после ресторанов в Париже и Лондоне.

Осенью 2011 года закончился пятилетний франчайзинговый контракт с
французской компанией Ethik Investment, принадлежащей де Бролье, и
Медведев не стал его
продлевать. Он просто перевел название ресторана Dans le Noir? на
русский язык и продолжил работу. Сейчас заведения Dans le Noir? работают
в Лондоне, Барселоне,
Нью-Йорке. Осенью 2011 года второй российский ресторан открылся в
Санкт-Петербурге. Заведения с подобной концепцией есть в Берлине, Цюрихе
и других городах,
говорит управляющий московского ресторана "В темноте?" Виталий Смирнов.

Арендованное для "Доктора Чехова" помещение с залами на первом и
цокольном этажах клиники как раз подходило для Dans le Noir?. В цоколе
оборудовали темный
зал -- в нем нет ни одного окна, на первом этаже расположили светлые
ресторанные залы. Как и задумывал Медведев, его заведение работает и как
столовая,
и как ресторан.

Стать официантами захотели многие: слепым в России сложно найти
интересную, хорошо оплачиваемую работу. Но требования к соискателям были
высокие. "Мы берем
людей, которые хотят жить активно, работать и зарабатывать,--
рассказывает Смирнов.-- А таких среди слепых, к сожалению, мало". Другие
качества, необходимые
официантам,-- коммуникабельность, чувство юмора, начитанность, молодость
(всю смену нужно быть на ногах). На обучение нового работника уходит
минимум три
месяца. Сейчас в ресторане работают восемь незрячих официантов.

Ошибиться при выборе официанта нельзя: по негласному правилу слепых
сотрудников не увольняют. "Зрячий работник легко может найти другое
место, а для слепого
потеря работы будет крайне болезненной",-- поясняет Смирнов. Поэтому ему
приходится мириться, например, с прогулами сотрудников: у некоторых
бывают депрессии,
из-за чего они не выходят на работу. С ними Смирнов проводит
разъяснительные беседы.

Игра вслепую

Врач-ресторатор. Неожиданно для себя врач Медведев стал ресторатором
Фото: Дмитрий Тихомиров, Коммерсантъ
"Мам, какой у тебя десерт?" -- "Не знаю",-- доносится до меня диалог
соседей по столу. Определить, что находится у тебя на тарелке,
действительно непросто.
Случайно проглотив васаби, я быстро шарю пальцами по тарелке в поисках
роллов -- заесть.

Люди в темном зале не знают, что они будут есть. Перед сеансом (так
называют обед или ужин в темном зале) им предлагают выбрать меню: белое
(блюда из всех
продуктов), красное (мясное), синее (рыба и морепродукты), зеленое
(вегетарианское) или желтое (блюда японской кухни). Но посетители не
знают, какие именно
блюда им принесут. И только после сеанса клиентам показывают подробное
меню -- с фотографиями блюд, которые они ели.

"Еда в темноте, меню-сюрприз -- хорошие фишки,-- говорит директор
петербургского Института ресторанных технологий Кадрина Айситулина.-- Но
клиент придет ради
них один раз, максимум два -- во второй раз приведет знакомых. Потом ему
станет неинтересно".

В темном зале есть и общие столы, где соседями становятся незнакомые
люди. В темноте им проще начать общаться, а после выхода на свет они с
интересом разглядывают
друг друга. Такие необычные знакомства -- еще одна особенность заведения.
Чтобы привлекать больше клиентов, Смирнов выпускает подарочные
сертификаты. Например,
"Сертификат на знакомство". Мужчина и женщина, пришедшие по ним,
знакомятся за столом в темноте. Правда, такие сертификаты -- головная
боль управляющего:
Смирнов рекламирует эту услугу в брачных агентствах, но мужчин все равно
всегда меньше, чем женщин. "Женщины любят ушами, а мужчины -- глазами",--
говорит
Смирнов. Если мужчину на свидание найти не удается, управляющий
отправляет туда своих незрячих официантов.

Смирнов говорит, что ресторан рентабельный, но конкретные цифры не
называет. Не раскрывают их и в петербургском Dans le Noir?. По оценке
Кадрины Айситулиной,
которая неоднократно бывала в петербургском ресторане, заполняемость
таких заведений составляет 65-70%. В темном зале московского ресторана
60 мест, в
будни проводятся три сеанса, в выходные -- четыре. При среднем чеке 2
тыс. руб. выручка московского ресторана, по расчетам СФ, составляет
более 7,5 млн
руб. в месяц.

Темная сторона бизнеса

Рестораны Dans le Noir? решают две важные задачи. Во-первых, помогают
зрячим людям понять слепых. В петербургский ресторан, например, часто
приводят детей,
чтобы научить их быть терпимее к бабушкам и дедушкам, теряющим зрение.
Во-вторых, рестораны дают слепым интересную работу. Правда,
трудоустроиться туда
могут единицы -- ресторан, у которого нет постоянной клиентуры, не
нуждается в большом количестве сотрудников. В петербургском заведении,
как и в московском,
работают восемь слепых официантов. Управляющие этих ресторанов уверены,
что в каждой столице успешно работать может лишь одно такое заведение.
Исполнительный
директор компании Restcon Андрей Петраков считает, что открыть подобные
рестораны можно и в некоторых российских миллионниках.

Управляющие московского и петербургского ресторанов придумывают новые
варианты работы в темноте. В столице играть в темном зале иногда
приглашают незрячих
музыкантов. У Смирнова есть идея пригласить слепого художника, который
будет рисовать портреты клиентов. Слепые художники ощупывают лицо
человека, а потом
рисуют его красками на холсте. Менеджер петербургского ресторана Раиса
Горева пытается организовывать выездные мероприятия: "В темноте очень
интересно:
музыка по-другому воспринимается, голос. Мы уже проводим в темноте
концерты, тимбилдинги, думаем о бизнес-тренингах".

Бизнес-тренинги в темноте организует в Москве компания "Маркеткомпас"
Тобиаса Райзнера. Ей принадлежит франшиза немецкой Dialogue Social
Enterprise на проведение
в России тренингов под брэндом Dialogue in the Dark (англ. "диалог в
темноте"). Бизнес-тренинги в абсолютной темноте ведут слепые педагоги и
психологи.
Райзнер запустил проект в России в феврале этого года. В "Маркеткомпасе"
работают восемь незрячих тренеров, на чьих тренингах за полгода побывало
около
тысячи человек. Один из тренингов по сплочению команды заказала
Coca-Cola -- компания прислала своих волонтеров накануне их поездки на
лондонскую Олимпиаду.

Еще одна концепция бизнеса, связанного с миром слепых, есть у
французской Ethik Investment. Компания продает франшизы на спа-салон "в
темноте". Представитель
Всероссийского общества слепых Антон Федотов рассказывает, что к ним
обращались бизнесмены, желающие запустить такие салоны. Но слепые
массажисты отказались
с ними сотрудничать: они не хотят отдавать владельцу салона часть
заработанных денег.

Более масштабные проекты за рубежом запускают представители Dialogue
Social Enterprise -- они не только занимаются организацией
бизнес-тренингов, но и создают
музеи. В помещениях на сотни квадратных метров посетители в темноте
преодолевают различные препятствия: садятся в лодку, проходят по
висячему мостику и
т. д. Тобиас Райзнер собирается открыть такой музей в Петербурге.

Эксперт
Светлана Кулагина, главный исполнительный директор по малому бизнесу
банка "Уралсиб":

-- О тесной взаимосвязи добродетельности и благополучной жизни говорил
еще Адам Смит, один из родоначальников современной экономической теории:
"Каким бы
эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные
законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их
счастье необходимым
для себя". Идея врача-офтальмолога Игоря Медведева открыть в Москве
ресторан, в котором люди едят в полной темноте и их обслуживают слепые
официанты, является,
безусловно, уникальной для создания собственного бизнеса с социальным
компонентом. Предприниматель нашел удачный компромисс между получением
прибыли и
решением социальных проблем.

Незрячим людям непросто адаптироваться к жизни в обществе, несмотря на
современные техники обучения и программы социализации. Таким людям очень
нужна помощь.
К сожалению, в нашей стране немного предпринимателей, готовых предложить
работу людям с нарушением зрения. Игорь не только трудоустроил слепых
людей, дал
им возможность строить свою жизнь самостоятельно, но и показал зрячим,
каково находиться в мире без света, не видеть своих родных и близких,
осознавать
свою беспомощность, есть, чувствуя только вкус и запах. Такие моменты
запоминаются, переворачивают сознание, приводят к переоценке ценностей.
Помнить о
слепых мы должны всегда, чтобы ни делали -- строили дороги, магазины,
кафе, библиотеки, музеи и т. д. Это важная социальная задача, требующая
к себе пристального
внимания, в том числе на законодательном уровне. В ее решении помощь
может и должен оказать малый бизнес. Стимулирование и развитие программ
поддержки
малых предприятий со стороны государства и банков позволят обеспечить
население дополнительными рабочими местами, увеличить занятость
социально незащищенных
слоев общества.

Источник:
"Секрет фирмы"

http://www.nb-forum.ru/interesting/stories/v-temnote.html

Ответить   Sat, 07 Jun 2014 23:46:54 +0400 (#3048564)