Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Минобрнауки России превратило итоговую аттестацию выпускников-инвалидов в пытку

Минобрнауки России превратило итоговую аттестацию выпускников-инвалидов
в пытку

Незрячим, глухим и парализованным детям пришлось выполнять требования
чиновников, не имеющих ни малейшего представления о положении
отечественных коррекционных
школ и возможностях их воспитанников. Вначале было слово. Министерское...

Приказ No1400 <<Об утверждении порядка проведения государственной итоговой
аттестации по программам среднего общего образования>>, подписанный в
декабре 2013
года, добирался до российских школ несколько месяцев. Пока его получили
региональные департаменты, изучили районо и гороно, как раз начались
экзамены.
Запоздавший документ из Минобрнауки РФ разъяснил учителям и родителям
выпускников, что ведомство больше не видит различий между здоровыми
детьми и учащимися-инвалидами.
Их уравняли в правах и экзаменационных программах.

Гости из будущего

Чиновники из Минобрнауки РФ обязали учащихся с ограниченными
возможностями здоровья сдавать ГВЭ-2014 не в родных школах, как раньше,
а в <<других помещениях
с технически оснащенными аудиториями, пандусами, расширенными дверными
проемами, лифтами и поручнями>>.

Региональные медико-психологические комиссии честно старались найти в
провинциальных городах такие здания. Вологда даже порывалась пригласить
сотрудников
федерального ведомства в гости - для розыска неопознанных объектов. Или
для того, чтобы вернуть фантастов на грешную землю. По словам
руководителя местной
организации инвалидов <<Ареопаг>> Анны Хрястуновой, в Вологодской области
для приема колясочников годятся всего две школы - No3 и No12.

<<Да и в них надо снижать пороги, переоборудовать санузлы. Дальше первого
этажа детям не подняться>>, - говорит Анна.

Весной 2014-го <<Ареопаг>> направил ряд требований по поводу оснащения
пунктов сдачи ГВЭ и ЕГЭ в управление градостроительства области и
департамент образования.
Чиновники сочли, что проще разрешить учащимся сдавать экзамены дома, чем
перестраивать старые школы.

<<Большой брат>> следит за тобой

По новым правилам медико-психологические комиссии позволяют выпускникам
с тяжелыми диагнозами проходить итоговую аттестацию дома или в больнице.
Но против
последнего категорически возражают врачи. От подобного эксперимента в
мае, например, отказались омские клиники. <<Для нас здоровье детей
важнее, чем их
учеба, - заявили руководители учреждений здравоохранения. - Из-за
нервных потрясений лечение пойдет насмарку>>.

Проводить ГВЭ в домашних условиях никто в России, кроме Вологды, Москвы
и Санкт-Петербурга, не захотел. По условиям Минобрнауки РФ, в квартирах
инвалидов
должны быть установлены системы видеонаблюдения, в день аттестации к
учащимся обязаны явиться два организатора, члены государственной
экзаменационной комиссии
и еще несколько наблюдателей.

<<Этого и здоровый человек не выдержит, - считает директор казанского
интерната No7 для детей с задержкой речевого развития Светлана
Пролобчикова. - Ребенок
боится ГВЭ, едва дышит от страха, а тут в дверь стучится толпа людей с
камерами и компьютерами обеспечивать <<щадящий режим>>. Представляете,
каково больным
детям? Они практически не говорят, живут в постоянном стрессе>>.

<<Мы получили министерские бумаги с большим опозданием. Педагоги как
могли пытались смягчить ситуацию, - сглаживает <<острые углы>> директор
новгородской коррекционной
школы Лариса Мореходова. - Основная масса воспитанников сдавала ГВЭ в
чужих стенах. Состояние наших ребят в выборе приемных пунктов не
учитывалось. Если
учащихся обычных учебных заведений, прежде чем послать на ЕГЭ,
тренировали с 1-го по 11-й класс, прорабатывали с ними все нюансы, то у
выпускников-инвалидов
не было шанса подготовиться. Мы их учили по одним методикам, а
экзаменационные комиссии оценивали по другим>>.

Горе от ума

В своем приказе Минобрнауки РФ обещало оборудовать аудитории для глухих
и слабослышащих выпускников звукоусиливающей аппаратурой коллективного и
индивидуального
пользования и провести ГВЭ с помощью ассистентов-сурдопереводчиков.
Незрячим детям министерство гарантировало, что они получат
экзаменационные материалы,
оформленные рельефно-точечным шрифтом Брайля. А на самом деле?

Аппаратуры во многих городах не было, сурдопереводчики с трудом
справлялись со сложными текстами по русскому языку. И оформлять задания
по математике шрифтом
Брайля пришлось самим педагогам коррекционных школ.

<<Причем время, потраченное на перевод и подготовку, включили в
продолжительность экзамена - в те четыре часа, что были у наших ребят.
Столько же, сколько
и у здоровых детей>>, - уточняет завуч белгородской коррекционной школы
No23 Лариса Данилюк.

На ГВЭ по русскому языку глухих и незрячих учащихся заставили делать три
вещи: своими словами пересказывать, как они поняли философский текст на
отвлеченную
тему, отвечать на абстрактные вопросы и писать сочинение-рассуждение.
Родители возмущаются: <<Давайте за день научим безногого человека ходить!
Обобщения
и анализ для людей без слуха и зрения - то же самое. Никакой
сурдопереводчик и звукоусиливающая аппаратура им не помогут. Наши дети
так информацию не воспринимают>>.

<<После подведения итогов ГВЭ мы обратимся в Минобрнауки РФ. Нужно как-то
исправлять ошибки. В этом году выпускникам-инвалидам прислали
неадаптированные
тексты. Они сдавали экзамены по программам общеобразовательной школы, -
комментирует ситуацию директор калининградской коррекционной школы для
глухих и
слабослышащих детей Татьяна Баклажанова. - Надо понимать, что наши
воспитанники отличаются от здоровых сверстников. Им нужны четкая схема
действий, законченный
и ясный сюжет. Эссе - непосильная задача>>.

<<Мы с сыном готовились к экзаменам больше года. Внезапные перемены были
ударом, - признается жительница Калининграда, мама выпускника
коррекционной школы
Саши Артемова, Ирина Юрьевна (фамилия мальчика изменена по просьбе его
семьи. - Авт.). - Ребенок замкнулся, перестал общаться, плохо спал.
Чиновники не
знают, что у глухих детей другой словарный запас? Как запомнить то, чего
ты не слышишь? Глухим трудно анализировать и подбирать слова, потому
инвалиды
раньше и писали изложения по коротким рассказам, а не пространные
сочинения по странным отрывкам. Моему Саше повезло - ему досталась
цитата из <<Горя от

колледжи их теперь принимают на общих основаниях>>.

<<Снизили напряжение>>

Гуманисты из Минобрнауки РФ подарили выпускникам-инвалидам <<перерывы для
проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий>>. Но дети
потратили
их на...

<<...переживания, - заканчивает фразу завуч казанской школы No137 Светлана
Елисеева. - Для одного из наших мальчиков - он наблюдается у
психотерапевта - комиссия
выделила отдельную аудиторию. Хотели снизить напряжение. А ребенку стало
совсем плохо. Дополнительные полтора часа ничего не дали. Он никак не
мог успокоиться.
Сидел смотрел в окно и грыз ручку. Так тяжело было за ним наблюдать.
Некоторым ученикам из-за заминок с переоформлением инвалидности вообще
отказали в
щадящих экзаменах - ребята сдавали ЕГЭ>>.

Виктор Славин из станицы Незлобной Ставропольского края выбрал ЕГЭ сам.
Парень, от рождения страдающий поражением органов слуха, мечтает
поступить в вуз.

<<Дети-инвалиды Ставрополья десятилетиями жаловались на проблемы с
получением высшего образования. В ответ на обращения была разработана
целевая программа,
с 2014 года предоставляющая ребятам возможность учиться в Пятигорском
лингвистическом госуниверситете. Ребята стали сдавать ЕГЭ вместо ГВЭ,
благодаря чему
наш край нынешним летом не пострадал от министерских новаций, - называет
единственную в стране <<точку экзаменационного комфорта>> мама Виктора
Татьяна Славина.
- Но все равно нам пришлось нанимать репетиторов, до донышка выгребать
заначки. Вырастить и воспитать ребенка-инвалида в России - великое
мужество. Дать
ему образование - подвиг. Мамам, папам, детям нужно помогать, а не
добивать их издевательскими приказами>>.

Наталья Михайлова, Елена Саркисова, Маргарита Подгородова, Анна Бессарабова

Источник:
Мир Новостей

http://dislife.ru/articles/view/31758#cut

Ответить   Tue, 01 Jul 2014 19:17:45 +0400 (#3065965)