Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Жизнь предлагает испытания? Борись!

Жизнь предлагает испытания? Борись!

Артур и Ирина Алиевы -- молодая семейная пара. Оба инвалиды по зрению.
Тем не менее получили высшее образование. Работают специалистами по
реабилитации людей
с ограниченными возможностями здоровья. Растят сына Альберта, которому
всего только годик.

Энергичные, целеустремленные супруги ведут активную жизнь. Участвовали в
городском конкурсе семейных пар <<Два крыла>>, во всероссийских конкурсах
КВН, КИСИ
(клуб интеллектуального современного искусства), <<12 стульев>>.

Ирина

Ирина родилась в Пермском крае, в городе Лысьва. Проблемы со зрением
начались с раннего детства. Но к семи годам девочка умела читать, писать
и считать.
В этом возрасте родители отдали ее в интернат для слабовидящих детей. На
одном из конкурсов сочинений в Перми работа Ирины была признана лучшей,
и она
решила связать свою судьбу с журналистикой. Еще два года училась в
интернате Свердловской области, где ребятам предоставляли дополнительные
занятия по
русскому языку и литературе.

Затем побывала на курсах юных журналистов в Москве. Ребят обучали азам
мастерства, они встречались с интересными людьми, корифеями в своей
профессии. Были
экскурсии в редакцию <<АиФ>>. Брали интервью у самого Валентина Дикуля!

Всё бы хорошо, но девушка перенесла семь операций на глазах, теперь у
нее вторая группа инвалидности...

В 2003 году Ирина поступила в ТюмГУ на факультет журналистики. После его
окончания работала по специальности в областной газете <<Тюменская
правда>>, на <<Русском

педагогическом институте, на заочном отделении. Училась на
тифлопедагога. Теперь сама передает
знания другим слабовидящим и незрячим людям: как правильно
ориентироваться в пространстве. Проводит психологическую адаптацию тем,
кто в ней нуждается.

Ирина, рассказывая о себе, успевает присматривать за

сынишкой, который так и норовит куда-нибудь залезть, взять в ручки
понравившуюся вещь. Молодая женщина улыбается.

-- Вы всегда такая оптимистка?

-- Это в маму, -- сразу отвечает она, -- а по-другому и нельзя.

-- Но на улицах наших так мало людей с открытыми лицами, приветливых, с
доброй улыбкой...

-- Тут очень многое зависит от родителей. Мои, например, поступали, я
считаю, правильно. Они четко ставили цель и говорили мне: <<Да, ты плохо
видишь, но
чем ты хуже других детей? У тебя такие же достоинства, такие же
недостатки. Тебе немножко сложнее, но ничего страшного. Жизнь дала тебе
испытания -- борись!>>
Мама видела еще хуже, чем я, но никогда не унывала. И не считала нужным
привязывать ребенка-инвалида накрепко к юбке! Многие родители, жалеючи,
именно
так и делают. Мне часто приходится с этим сталкиваться. Хочется сказать:
отпустите своего сына или дочь, пусть идут своей дорогой -- только так вы
можете
им помочь!

Артур

Родился в Салехарде. С детства были проблемы со зрением. Обучался в
Ялуторовском специализированном интернате для слепых и слабовидящих
людей. Высшее образование
получил в Тюмени, окончив факультет психологии госуниверситета. Затем
также заочно учился в колледже по специальности <<Автоматизированные
системы управления>>.

-- Артур, скажите, с каким трудностями сталкиваются слабовидящие и слепые
люди?

-- На этот вопрос нельзя ответить однозначно, поскольку для одного
проблемой может стать высокая ступенька, а для другого -- отсутствие
указателя на остановке.
Трудности можно разделить условно на личные и общие. Личные -- это прежде
всего неуверенность в себе, отсутствие мотивации к действиям.

Из общих я бы выделил сложности, связанные с передвижением по городу,
непонимание со стороны окружающих, негативное отношение. Скажу про себя.
Мое зрение
не поддается коррекции. На улице я вижу некоторые объекты фрагментами,
помогают контрастные цвета... Ориентируюсь в основном по слуху, если нет
светофора,
улавливаю шум машин. Стараюсь переходить улицу вместе с другими людьми.

-- Всё ли есть в Тюмени для нормальной жизни людей с ограниченными
возможностями здоровья, в частности для инвалидов по зрению?

-- Улицы областного центра приспособлены лишь частично. У подъездов, если
там живут инвалиды, у магазинов, учреждений должны быть поручни, как
направляющие,
но они есть далеко не везде. На центральных улицах поставлены, например,
звуковые светофоры, а в других местах нет.

Не встречал я и тактильной плитки, кроме как перед офтальмологическим
диспансером. Это такая специальная рельефная плитка, ярко-желтая,
которая кладется
на тротуар, либо перед пешеходными переходами, либо перед лестницей.
Слабовидящие улавливают цвет и рельеф, слепые чувствуют только рельеф. И
опасные зоны
тоже помечаются такой плиткой. Она есть в Казани, Москве, Петербурге,
Сочи...

-- Знаю, что вы работаете наставником по программе <<Расширяя горизонты>>.
Как можно преподавать слепым и слабовидящим компьютерную грамоту?

-- Мы используем специализированное программное обеспечение <<JAWS>>. Оно
устанавливается на обычный персональный компьютер. Это категория
программ экранного
доступа. Все действия, которые выполняет человек, нажимая на клавиши,
озвучиваются. На первоначальном этапе пользователи изучают клавиатуру,
поскольку
мышь не используется. И только способность хорошо ориентироваться на
клавиатуре определяет дальнейший успех в обучении.

Также есть устройство <<Браилевский дисплей>> FOCUS 40. Этот прибор
одновременно является и клавиатурой, и дисплеем. Но прежде чем работать
на нем, необходимо
обладать знанием азбуки Луи Брайля. Сегодня есть много технических
средств реабилитации для незрячих: телефон, диктофон, плеер, часы. Все
они также имеют
речевой выход (озвучиваются). А компьютер для слепых и слабовидящих --
уникальное средство коммуникации и доступа к информации.

Конечно, производительность труда при работе на ПК у нас ниже, чем у
зрячих людей в некоторых программах, но это дело практики. Если освоить
основные сочетания
клавиш, то действия выполняются достаточно быстро. Главное -- слушать
сообщения программы. После окончания курсов наши ученики свободно
ориентируются во
Всемирной паутине, пишут письма по электронной почте, слушают музыку,
некоторые занимаются музыкальной аранжировкой и вполне уверенно владеют
текстовым
редактором MS Word.

-- Вы тоже оптимист по натуре, как и ваша жена?

-- Я скорее реалист. Просто считаю, что всегда надо развиваться,
двигаться вперед, не стоять на месте. Плохое зрение или его отсутствие --
это не повод, чтобы
сидеть дома, обижаться на судьбу и других людей.

После окончания курсов наши ученики свободно ориентируются во Всемирной
паутине, пишут письма по электронной почте, слушают музыку, некоторые
занимаются
музыкальной аранжировкой.

Татьяна Потёмкина

Источник:
Тюменские Известия

http://dislife.ru/articles/view/32069#cut

Ответить   Sat, 19 Jul 2014 18:02:17 +0400 (#3078969)