Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Ученье - свет и для незрячих

Ученье - свет и для незрячих

11 лет назад в городе на Суре начали обучать слепых детей. В 1803 году
российский император Александр I направил великому французскому
тифлопедагогу Валентину
Гаюи предложение создать в Санкт-Петербурге учебное заведение для слепых
детей. Четыре года подготовительных работ -- и такая школа была открыта.

Спустя 200 лет, в 2003 году, директор пригласила в кабинет учительницу
начальных классов Наталью Николаевну Алексееву и поставила в
известность, что в дополнение
к 11 первоклассникам с задержкой развития у нее будут учиться 3 ребенка
с ограничениями по зрению. Один слабовидящий и двое незрячих.

Все это происходило за пару дней до 1 сентября. Место действия --
Пензенская школа-интернат No 1 на улице Пугачева.

До 2003 года в нашем регионе слепых не учили вообще. Родители таких
детей поступали одним из двух способов: либо просто <<забивали>> на
образование, либо
отправляли семилетнюю кроху в иногородний специализированный интернат.
Ближайший от Пензы находится в Саратове.

Учимся вместе

-- В институте нам, конечно, прочли курс лекций по тифлопедагогике
(обучение слепых детей), но я и предположить не могла, что мне эти
знания когда-нибудь
понадобятся, -- говорит Наталья Николаевна.

Мало того, что практического опыта не было. Не было даже учебников.
Спасибо, житель Сердобска, у которого дочка училась в Саратове, прислал
по почте букварь,
написанный рельефно-точечным шрифтом Брайля. Но как его читать?

-- В обществе слепых мне дали самоучитель по Брайлю, и я начала осваивать
эту систему, чтобы заниматься с ребятами. Параллельно учились и
родители, чтобы
помогать детям с домашними заданиями, -- улыбается Наталья Николаевна.

Она вообще, вспоминая своих незрячих учеников, расцветает.

-- Потому что, -- объясняет, -- это замечательные дети.

О каждом из них рассказывает с любовью. Слабовидящая Рита хорошо пела.
Незрячая Лена была, как ландыш, -- тихая, скромная, нежная. Костя обладал
феноменальной
памятью.

Папа Кости принимал активное участие во всех делах сына и очень
расстраивался, что мальчик, как и все дети, увиливает от домашних
заданий. Он частенько
просил Наталью Николаевну в воспитательных целях влепить Косте двойку.

-- А я его вызову к доске, -- говорит Алексеева, -- и он слово в слово
оттарабанит то, что я рассказывала на уроке, ответит на все
дополнительные вопросы.
Какое <<два>>? <<Садись, пять!>>.

К концу года незрячие ребятишки зачитали и записали. Что касается
математики, то Наталья Николаевна составляла задания и писала их для
Лены и Кости рельефно-точечным
шрифтом. Она фактически создавала свой учебник.

-- К нам вся школа ходила смотреть, как дети ладят между собой. Зрячие
помогали незрячим, например, дойти до туалета или завязать шнурки. Все
вместе играли,
причем совершенно без напряжения, легко и естественно.

Ко второму классу учебники по русскому языку и математике появились - их
заказала из Москвы библиотека общества слепых.

Первое инклюзивное

Больше незрячих в интернат не набирали. Это был первый и много лет
единственный пример инклюзивного образования в Пензе.

В 2005 году интернат неожиданно ликвидировали. Детей с задержкой
развития разбросали по учебным заведениям Пензы, а незрячих перевели на
домашнее обучение.

Алексееву по сокращению штатов отправили на биржу труда, но она по
собственной инициативе продолжала учить Лену, Костю и Риту.

А потом ее пригласили работать в гимназию No 42.

До обеда Алексеева преподавала в школе, а после мчалась к своим
подопечным - и в дождь, и в снег, через автомобильные пробки. Весь вечер
с ними занималась,
затем - домой, и уже практически ночью готовилась к завтрашним урокам и
проверяла тетрадки. Наталья Николаевна и рада была бы отказаться от
Лены, Кости
и Риты, но бросить их не могла.

-- Они же совершенно с сохранным интеллектом. Умные ребятишки! И родители
замечательные! Просто несправедливо, что дети с такими способностями не
будут учиться!

Четыре года начальной школы ребята набирались знаний в Пензе, а потом
родителям уже было не так страшно отправить их в саратовский интернат.

-- Я думала, что все -- этот этап завершился... Но тут в моей жизни появился
Валера -- необыкновенный ребенок, самый любимый ученик!

Валера -- любовь, надежда и вера

Наталья Николаевна заразительно смеется:

-- Он от всех отличался! Такой живой и активный, говоруша и непоседа, его
невозможно было удержать за партой. До сих пор не пойму, почему я
согласилась с
ним заниматься? Может, потому, что он был один, мол, нагрузка с одним --
не с тремя, справлюсь...

Поначалу мы <<воевали>>. Занятия длились по 15 минут, а потом он
протестовал: <<Я позвоню, чтобы вас уволили! Вы меня замучить хотите!>>.

Целый год он меня <<увольнял>>. А затем повзрослел -- и пошла отдача. И
бросить такого ребенка было бы просто преступлением.

По законодательству ребенок-инвалид должен учиться 10-11 часов в неделю.
А здесь такой умница! Мы решили с родителями, что я буду давать материал
сверх
программы, задания повышенной сложности. Валера со всем справлялся
легко, все контрольные и задачи решал на ура. Своим гимназистам я и
четверки ставила,
ему же -- только пятерки. Он побеждал в различных олимпиадах, причем не в
специализированных, а для зрячих детей.

По мере взросления Валеры Алексеева уже не успевала пройти с ним за
вечер все, что требовалось. Поэтому в будни с мальчиком занималась мама,
а субботы и
все воскресенья -- Наталья Николаевна.

Несколько лет у Алексеевой вообще не было выходных.

Планирование подкачало

<<Пензенской правде>> не удалось узнать, сколько в настоящий момент в
нашей области слепых детей. Но мы полагаем, что за последние 20 лет их
количество значительно
выросло.

Дело в том, что в 1992 году в России было принято решение о выхаживании
глубоконедоношенных детей с массой тела, превышающей 1000 г.

Одним из наиболее частых осложнений недоношенности является слепота.

Во всех странах, где в свое время подняли уровень выживаемости детей с
низким весом при рождении, количество слепых увеличилось в разы.

Плохо тут не то, что малюток стали выхаживать, а то, что система
здравоохранения в те годы не учла международный опыт, оказалась не
готова <<профилактировать>>
осложнения.

Лишь один пример. Одна из офтальмологов (сейчас она на пенсии)
рассказывала, как в свое время билась, умоляя начальство если не
закупить миниатюрные векорасширители
(у медучреждения не хватало денег), то хотя бы сточить стандартные до
нужных размеров. Как исследовать глазки малыша с весом в килограмм?

По большому счету, уже в 90-е правительству РФ надо было закладывать
средства на развитие региональных систем обучения незрячих детей, уже
тогда надо было
начинать готовить региональных тифлопедагогов с опытом практической работы.

Правда, у нас есть специализированные интернаты. Но они, увы, подходят
не всем.

Бабушка 19-летней Даши О. рассказывала, что когда в свое время они
отвезли внучку в Моршанск, та за две недели высохла как спичка. Увидев,
что стало с ребенком,
родные тут же забрали Дашу домой.

А 14-летнему Максиму Ш. несколько лет назад повезло быть устроенным в
легендарный Сергиево-Посадский интернат для слепоглухонемых. Там
действительно творят
чудеса, туда попасть очень сложно. Мальчик пробыл в интернате три года,
научился тому, о чем мама и мечтать не смела (например, самостоятельно
держать
ложку). Но и в этом случае Максим, вернувшись домой, два года никак не
мог успокоиться.

Не адаптировалась в Саратове и Лена, воспитанница Алексеевой. Довольно
скоро она вернулась в Пензу, учебу забросила.

Пока работала мама

Несколько лет назад при губернском лицее для одаренных детей открылся
центр дистанционного обучения. Учителя, которые там работают, прошли
специальную подготовку.
Учебники? Какие хочешь! Компьютеры для незрячих? Пожалуйста!

В центр потянулись дети, которые вообще никогда не учились, например в
первый класс записался 15-летний Костя С. из сельской местности. Туда же
поступила
и наша Лена.

В этом году в лицее будут учиться 8 незрячих ребят. Для сравнения: в
саратовском интернате их тоже 8.

1 сентября Валера пошел в 8-й класс.

-- Я уже не буду ему преподавать, -- немного грустит Наталья Николаевна. --
Это правильно: моя специализация - начальная школа, а этот вундеркинд
нуждается
в плотном потоке новых обширных знаний.

... В 2011 году Наталья Алексеева стала победителем муниципального
конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта
<<Образование>>. Ее
достижением стала отличная работа в гимназии No 42. Тот факт, что она
вошла в историю педагогики Сурского края, стала первой пензенской
учительницей, обучавшей
незрячих ребятишек, трансформировался в крошечную сноску к основному
тексту: <<Владеет системой рельефно-точечного шрифта Брайля>>.

Как видите, и с детьми, имеющими отставание в развитии, и с незрячими, и
с одаренными -- со всеми Наталья Николаевна находит общий язык. Это
лишнее доказательство
того, что настоящий педагог умеет заинтересовать знаниями любого ребенка.

Она убеждена, что все дети -- и обычные, и особенные -- достойны самой
горячей любви общества и должны получать хорошее образование.

К тому же, ее опыт оказался бесценным для сына.

-- Как, у вас еще и сын есть?

-- Есть.

Его <<первый раз в первый класс>> совпал с началом образования Кости, Лены
и Риты. Сын фактически учился под присмотром бабушки и дедушки, пока
мама работала,
продолжая великие гуманистические традиции Валентина Гаюи, Луи Брайля,
Самуэла Хауи.

-- Я уверена, что мой сын никогда не позволит себе обидеть человека с
ограниченными возможностями.

Марьям Енгалычева

Источник:
ИЦ "Пензенская правда"

http://dislife.ru/articles/view/32851#cut

Ответить   Wed, 03 Sep 2014 15:38:19 +0400 (#3114850)