Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Яркие краски темноты. Экскурсии по музеям ВОС

Яркие краски темноты. Экскурсии по музеям ВОС

Экскурсию по Центральному музею Всероссийского общества слепых (ВОС) для
корреспондента журнала <<Отдых в России>> провела его директор Алла
Огаркова. <<ВОС
объединяет более двухсот двадцати тысяч россиян, имеющих проблемы со
зрением или полностью лишенных возможности зрительно воспринимать
окружающий мир.
Незрячие и слабовидящие люди в силу объективных причин неуютно чувствуют
себя в большинстве музеев. Поэтому собственный музейный центр, где все
экспонаты
можно потрогать руками, жизненно необходим>>, - рассказывает директор.

Одна из важнейших задач музея - <<навести мосты>> между россиянами с
инвалидностью и относительно здоровыми людьми. <<Этот музей способен
сделать чуточку добрее
и взрослых, и детей>>, - уверена главная хранительница музейных богатств.

Вход в музей бесплатный. За год здесь бывает около двух тысяч
посетителей. <<Музей слепых - не тоскливый и мрачный... Мы рассказываем о
ярких, мужественных,
оптимистичных, веселых людях>>, - подчеркивает Алла Сергеевна.

От печатных машинок до скульптурных портретов

Зрителям предлагается посетить четыре зала. Первый посвящен истории
общественного движения слепых с середины XIX века до наших дней. Особое
внимание уделяется
воинам, потерявшим зрение на полях сражений Великой Отечественной войны.
Здесь также находятся образцы продукции, которую выпускают предприятия
Общества
слепых в настоящее время: радиоэлектронное оборудование, детали для
автомобильной промышленности, изделия из пластмассы, различные кисти и
щетки...

Во втором зале можно познакомиться со специальными приспособлениями,
облегчающими жизнь инвалидов по зрению. Это различные бытовые приборы:
<<говорящие>>
весы, кувшины, определители цвета, дозаторы и т.д.

Привлекают внимание многочисленные печатные машинки для незрячих.
Разумеется, присутствует и современная компьютерная техника: дисплеи и
принтеры, отображающие
информацию рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом.

Третий зал посвящен паралимпийскому движению, успехам незрячих в
физической культуре и спорте, а также в литературе и художественном
творчестве. Четвертый
занимают скульптурные работы Лины По. Под этим псевдонимом выступала
Полина Михайловна Горенштейн (1899-1948). Она потеряла зрение в 1934 году.

Будучи зрячей, Полина Михайловна уже занималась скульптурой. Потеряв
возможность видеть мир, мужественная женщина решила продолжить это
занятие. В 1939
году она была принята в Союз художников СССР.

О работах Лины По с восторгом отзывался выдающийся советский скульптор
Сергей Тимофеевич Коненков: <<Поражает буквально все. А портреты
исторических личностей
- так те просто потрясают. Слепая лепит бюсты людей, которых она не
видела глазами, и, что удивительнее всего, портреты ее жизненны,
характерны, типичны
и похожи. Мы находим в них то, чего требует строгий критик от
портретного искусства>>.

Интерактивная экскурсия

<<Мы уделяем большое внимание работе со школьниками и студентами, -
рассказывает директор музея. - Для них разработана специальная
интерактивная экскурсия
<<Тифлоприборы и тифлопособия: Трогать нужно!>>. Во время этой экскурсии
зрячие посетители пробуют написать несколько слов рельефно-точечным
шрифтом с помощью
прибора для письма по Брайлю и грифеля.

Создателем рельефно-точечного шрифта стал незрячий французский педагог и
просветитель Луи Брайль (1809-1852). С помощью всевозможных комбинаций
из шести
точек, расположенных в два столбца, по три в каждом, можно обозначить
любую букву, цифру, знак препинания, математические, физические,
химические и нотные
символы. Например, для обозначения русской буквы <<А>> нам понадобится
всего одна выпуклая точка. Для буквы <<Б>> - два <<пупырышка>>, <<В>> -
четыре
выпуклые
точки, <<Г>> - тоже четыре выпуклые точки, но они расположены по-другому...

Методика, созданная великим французом, предполагает возможность не
только читать, но и писать. Разумеется, незрячий человек не может просто
взять ручку
и сделать какую-либо запись в блокноте. Поэтому используется специальный
<<прибор для письма по Брайлю>>. Пишут слепые не ручкой и не карандашом, а
грифелем
- тупым шилом с ручкой. Грифель нажимает на бумагу, но не продавливает
ее. На обратной стороне листа образуются <<пупырышки>>, осязаемые точки.
Строго говоря,
незрячие люди не пишут, а выстукивают текст грифелем.

Партия в шашки

<<После проведения экскурсий мы часто направляемся в секции шашек или
шахмат, работающие в нашем здании. Когда у детей и подростков есть
возможность сыграть
шахматную или шашечную партию со своим незрячим ровесником или со
взрослым спортсменом, это способствует сближению, установлению
человеческих контактов>>,
- рассказывает Алла Сергеевна.

Большой интерес вызывают также секции игр с мячом для незрячих: голбола
и торбола, шоудауна (настольного тенниса для слепых), дзюдо. Гости музея
знакомятся
с деятельностью творческих коллективов: театра <<Внутреннее зрение>>, хора
русской песни, студии бального танца, ансамбля <<Русская мелодия>>,
ансамбля духовых
инструментов. В общем, в здании на улице Ку-усинена действительно
предлагается много интересного.

Защитники блокадного Ленинграда

Из Первопрестольной перенесемся в город на Неве, где находится Народный
музей Санкт-Петербургской региональной организации ВОС. Вот перед нами
первая в
России книга, изданная в 1885 году рельефно-точечным (брайлевским)
шрифтом. Она имеет длинное название - <<Сборник статей для детского
чтения, изданный
и посвященный слепым детям Анною Адлер>>. В своем имении Дубровское
Подольского уезда Московской губернии Адлер (1856-1924) основала первую
в России специализированную
типографию для выпуска рельефно-точечной литературы.

Двенадцать незрячих ленинградцев, обладающих обостренным слухом, во
время блокады города были призваны в действующую армию в качестве
<<слухачей>>. В конце
1941 года в осажденном Ленинграде появились акустические аппараты -
звукоулавливатели, предупреждающие горожан о налетах вражеской авиации.
Каждый прибор
состоял из набора труб разного диаметра, прислушиваясь к которым, можно
было заранее узнать о приближении самолетов. Незрячие солдаты были
способны услышать
приближение вражеских самолетов за десятки километров и даже по звуку
мотора определить марку самолета.

Никогда не сдавайся!

Украшением Народного музея стали произведения незрячего скульптора Олега
Зиновьева. Мастер нередко и сам приходит в экспозиционный зал, чтобы
пообщаться
с посетителями и представить свои работы. А еще Олег Зиновьев серьезно
увлекается бегом. <<Никогда не сдавайся, незрячий бегун!>> - эта
оптимистичная надпись
украшает его спортивную майку.

Скульптор утверждает, что искусство и спорт в равной мере помогают ему
выстоять под ударами судьбы. Еще недавно Зиновьев принимал участие в
марафонских
забегах. Сейчас, в свои семьдесят семь лет, он успешно пробегает
дистанцию в пять километров.

По профессии он художник по фарфору. Потом занялся мультипликацией. В
1990 году потерял зрение и стал осваивать скульптуру. В это же время
приступил к интенсивным
спортивным тренировкам. <<Я бегаю в тандеме со зрячими друзьями,
привязывая себя к ним веревочкой. Тренируюсь на домашней беговой
дорожке. Бегаю за велосипедом
своей внучки... Для меня это возможность убежать от депрессии, от гнетущей
темноты>>, - поясняет Олег Ефимович.

Музей также располагает работами других незрячих художников и мастеров
декоративно-прикладного искусства Питера: Ларисы Павловой, Анатолия
Кончакова, Дениса
Донченко, Андрея Савочкина. Деятели искусства, лишенные зрения, успешно
осваивают самые разные техники: скульптуру из глины и дерева, мозаику,
тиснение
по фольге, резьбу по линолеуму...

Радоваться каждому дню

Яркостью красок и декоративной выразительностью отличаются <<вязаные
картины>> Татьяны Семёновой. По профессии она преподаватель русского
языка и литературы.
В 2006 году после тяжелой болезни потеряла зрение и стала заниматься
декоративно-прикладным искусством. Сюжеты ее работ разно-образны: цветы,
птицы, животные,
герои народных сказок, жанровые сценки, пейзажи, иллюстрации к Библии и
литературным произведениям.

Свои работы Татьяна создает с помощью шерстяных петель различной длины.
Она вяжет и спицами, и крючком. Незрячие посетители музея любят
прикасаться к этим
в прямом смысле этого слова мягким и уютным работам. А зрячие с
удовольствием их рассматривают.

<<Слепота стала тяжелым испытанием. Но одновременно она научила меня
ценить жизнь, ценить то, что имеешь, радоваться каждому дню, -
поделилась своими мыслями
Татьяна Петровна Семёнова, с которой мы встретились в помещении
петербургского музея. - В новой жизненной ситуации стало понятно, что
хороших людей вокруг
гораздо больше, чем плохих. Каждый день я встречаю на улицах города, в
общественном транспорте внимательных, чутких людей, добровольных
проводников и помощников.
Я ослепла, чтобы прозреть, чтобы по-новому увидеть мир>>.

Адреса музеев в Москве и Санкт-Петербурге:

Центральный музей Всероссийского общества слепых. Москва, ул. Куусинена,
д. 19 А. Ближайшее метро - <<Полежаевская>>.

Народный музей Санкт-Петербургской региональной организации
Всероссийского общества слепых. Санкт-Петербург, ул. Шамшева, 8.
Ближайшие станции метро - <<Чкаловская>>,
<<Петроградская>>.

Илья Бруштейн

Источник:
Отдых в России

http://dislife.ru/articles/view/33186#cut

Ответить   Tue, 23 Sep 2014 18:07:07 +0400 (#3129253)