Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] ВСТРЕЧИ НА ДРУГОМ КОНТИНЕНТЕ

КРУГОСВЕТКА

ВСТРЕЧИ НА ДРУГОМ КОНТИНЕНТЕ

Моя недавняя поездка в США была связана со стажировкой в области
международного гражданского права. В качестве ассистента адвоката я
работала в крупной
юридической фирме, ведущей активную судебную практику. Общалась с
конкретными клиентами, готовила необходимую документацию, представляла
их интересы в
суде. И всё это на английском языке. Но речь сейчас не об этом.
Отправляясь в США, я также имела цель подготовить статью об инвалидах по
зрению для журнала
<<Наша жизнь>>, поэтому, естественно, обращала внимание и на эту тему. И
вот что из этого получилось.

<<Есть среди вас инвалиды?>>

Визуальные впечатления об Америке такие: очень много бездомных,
очень много людей с ожирением и очень много инвалидов на улицах: и
на колясках, и с
тростью. Но если первые два наблюдения указывают на конкретную
нерешённую проблему, то последнее говорит о том, что никакой проблемы
нет. Инвалиды не
сидят дома: они работают, ходят в магазины, отдыхают в парках. Они
свободны и раскованны, потому что окружающая среда доброжелательна к
ним. Побывав
в США, с уверенностью могу сказать, что здесь действительно созданы
комфортные безбарьерные условия для всех людей со специальными
потребностями. Это
ощущается постоянно. Уже на первом собрании нашей группы представитель
американской стороны, информируя нас о содержании стажировки,
спросил: <<Есть
ли среди вас инвалиды?>> Отозвались несколько человек. <<А кто из вас
может рассказать о том, что нужно знать инвалиду, впервые прибывающему в
нашу страну?>>
-- продолжил он.

Руку подняла симпатичная белокурая девушка с Урала по имени Марина.
Оказалось, она слабовидящая спортсменка, занимается лёгкой атлетикой.
Повторно приехала
на стажировку в штат Орегон. Марина объяснила, что по прибытии надо
обязательно сообщить руководству фирмы, что вы являетесь инвалидом, и,
не стесняясь,
сразу же сказать о своих специальных потребностях. Работодателю это
важно знать, так как для инвалидов существуют определённые льготы, к
ним применяется
другая система удержания налогов. А поскольку зарплату здесь выдают
один раз в неделю, то все сведения о человеке должны быть известны
заранее. Также
работодатель на месте проконсультирует по всем возникшим вопросам,
подскажет, как избежать дискриминации, сообщит о порядках и законах
именно того штата,
в который вы приехали. Даст необходимые брошюры и путеводители с
адресами, в том числе медицинских и социальных заведений.

Марина призвала других инвалидов не ограничиваться только работой, а
попытаться вести разностороннюю общественную жизнь. Америка открывает
огромные возможности
для этого. Девушка дополнила, что серьёзно занимается лёгкой атлетикой,
выступает на соревнованиях среди инвалидов в России, прерывать тренировки во
время пребывания в США не хочет, поэтому ещё в прошлый свой приезд
обратилась в местный легкоатлетический клуб и успела решить данную
проблему. Она
не только тренировалась, но и принимала участие в городских
соревнования по кроссу, а сейчас собирается попробовать свои силы в
американском полумарафоне.

Лицо фирмы -- Сузан Роуз

После собеседования наша группа получила два свободных дня для
адаптации и акклиматизации. Воспользовавшись случаем, я решила
навестить свою школьную
подругу Татьяну Д. на Лонг-Айленд. Она после окончания школы в России
уехала учиться в США, вышла замуж и осталась там жить. Работает
бухгалтером в американской
фирме, которая занимается расчётами и возвращением налогоплательщикам
налогов и вычетов. Я зашла к ней в офис в пятницу вечером. И очень
удивилась, увидев
в приёмной слепого клерка. Это была Сузан Роуз. Она любезно меня
встретила, произнесла традиционно американскую фразу: <<Чем я могу Вам
помочь?>> Я объяснила,
к кому пришла. Улыбчивая Сузан бегло нажала на электронном устройстве
внутренней связи нужные кнопки и пригласила Татьяну спуститься. Пока я
ожидала подругу,
у меня было несколько минут понаблюдать за работой этой, уже далеко
немолодой слепой женщины. Она ответила на два телефонных звонка,
встретила пришедшего
в офис клиента -- афроамериканца и отдала распоряжение курьеру принести
большой запечатанный пакет для этого господина. Затем приняла
корреспонденцию у
почтальона и отдала ему несколько писем. Было сразу понятно, что Сузан
со своими должностными обязанностями справляется без проблем.

Естественно, я поинтересовалась у подруги жизненной историей этой
женщины. Оказалось, что ослепла она недавно. А до этого проработала
здесь почти 20 лет
в отделе кадров. Зарекомендовала себя ответственным сотрудником,
отзывчивым, жизнерадостным человеком, душой компании. После того как
Сузан поставили
диагноз <<сахарный диабет>>, у неё полностью ослеп один глаз, а на
втором сохранился лишь мизерный остаток зрения. Сузан не захотела
оставлять работу.
Как мне пояснила Татьяна, просто так уволить инвалида руководство не
имеет права и, честно говоря, в большинстве случаев просто побаивается.
Это чревато
судебным разбирательством, и в случае признания судом правоты истца и
доказательства факта незаконного увольнения, истец получает возмещение
морального
и материального ущерба. Суммы, о которых идёт речь, нешуточные. Поэтому
директор фирмы предложил госпоже Роуз остаться и перейти на другую
должность,
и она согласилась. Её новые обязанности достаточны хлопотные, но
выполнимые. Утром она обходит всех сотрудников офиса, собирает от них
письма для клиентов.
Потом относит их на почту. Её непосредственное рабочее место -- это
<<фронт деск>>, в дословном переводе с английского -- стол <<передовой

есть общение со всеми посетителями, первая ступень их фильтрации. Так
как офис находится на оживлённой улице, то кроме, разумеется,
непосредственных
клиентов фирмы, сюда часто заходят абсолютно посторонние люди, начиная
от рекламных агентов, предлагающих различные товары и услуги, до людей,
ошибившихся
адресом, и заканчивая бомжами или попрошайками. Задача Сузан --
приветливо всех встретить. Если это их новый или постоянный клиент, то
она обязана провести
его к нужному сотруднику или же вызвать менеджера по телефону или
селектору. Если же это посторонний, то вежливо объяснить, что он ошибся
адресом, и попросить
покинуть помещение. В случае отказа Сузан вызывает охрану. Также она
отвечает на входящие телефонные звонки. Выполняет работу на ксероксе.
Принимает заявки
от сотрудников о необходимых им канцтоварах, наговаривает всё это на
диктофон, но сама ходит только за мелкими покупками. Доставку крупных
организует
через специальную фирму, обслуживающую их офис. Немаловажным является и
тот факт, что Сузан может помочь клиенту правильно заполнить разные
бланки, запросы,
реквизиты на квитанциях, дать необходимую консультацию по многим
вопросам, она немало лет проработала на высокой позиции в фирме и знает
все нюансы.

Татьяна также рассказала, что в их местности, омываемой Атлантическим
океаном, очень многие имеют собственную яхту, здесь созданы все условия
для занятий
водными видами спорта, построено много разных объектов для этих целей.
Сузан и её супруг -- страстные любители моря, их хобби ещё с раннего
детства -- это
парусный спорт. У них есть небольшой парусник, на котором они с
сыновьями каждые выходные проводят в океане.

Развлечения -- по льготам

После двух дней на чудесном гостеприимном острове Лонг-Айленд я
отправилась к месту моей стажировки в жаркий штат Флорида, который
располагается на берегу
Мексиканского залива. Работа в новой среде проходила плодотворно и без
особых проблем, а следующая встреча с американскими слепыми произошла во
время моей
поездки в город Орландо -- столицу развлечений для всех семей штата
Флорида. Особенно запомнилось посещение Диснейленда, парка развлечений
<<Юниверсал студио>>,
а также гигантского аквапарка <<Aqua world>>, что в переводе значит
<<Водный мир>>.

Для инвалидов всех категорий здесь предусмотрено много разных льгот.
Во-первых, значительные скидки на входные билеты. Во-вторых, в любом из
этих парков
имеется несколько десятков инвалидных колясок разных моделей и
размеров, которые выдают напрокат. Также за дополнительную плату можно
воспользоваться
и детскими колясками, начиная от облегчённых складных типа <<зонтик>> и до
больших для близнецов. Посетитель парка, использующий такую коляску,
получает
ещё ряд преимуществ: вход на аттракционы и представления без очереди (а
это порой один-два часа ожидания), а также сопровождение любезного
персонала.

В первый же день в <<Юниверсал студио>> моё внимание привлекла большая
группа молодёжи, среди которой было много людей с белой тростью. Они
приехали из другого
города на экскурсию, держались вместе. Чтобы не потеряться в
многочисленной толпе, оделись в яркие майки. Руководитель группы надел
заметную шляпу и в
руках вместо банальной и скучной таблички с надписью держал метровую
пластиковую ромашку. Мне было очень интересно, как же слепые будут
смотреть шоу и
принимать участие в аттракционах, которые воспроизводят реальные
действия известных мировых блокбастеров, таких как <<Кинг Конг>>, <<Назад
в будущее>> и многих
других. Но всё оказалось не так страшно. Для людей со специальными
потребностями отведены первые два вагончика в поезде. Персонал помог
слепым разместиться
в них, пристегнуть ремни. Руководителя группы проинструктировали о тех
неожиданностях, которые могут быть, чтобы особо впечатлительные незрячие
не испугались,
ведь в представлении использовались не только световые эффекты, но и
звуковые, а также тактильные.

Вместе с этой группой я присутствовала на аттракционе <<Perfect storm>>,
название можно перевести как <<Идеальный ураган>>. В течение 15 минут мы
<<находились>>
в зоне искусственно созданной сильной грозы и торнадо. На поезде
<<убегали>> от урагана. Позади нас гремел гром, сверкали <<молнии>>,
вагончики сильно трясло,
порой приходилось крепко держаться за поручни. Дул штормовой ветер, а
потом откуда-то со стороны на нас стала надвигаться вода, и мы начали
как бы тонуть.
Вода наступала стремительно, брызги были повсюду, даже одежда
промокла. Когда шоу закончилось, на лицах слепых были улыбки,
чувствовалось, что им очень
понравилось представление. Впрочем, как и мне тоже. В этом знаменитом
парке развлечений всё до мелочей продумано для того, чтобы любые
категории граждан
со специальными потребностями могли получить полноценное удовольствие от
посещения и обслуживания. А самое главное -- их присутствие
воспринимается остальными
посетителями абсолютно нормально и очень доброжелательно.

Водные горки для мамы и дочки

На второй день моего визита в Орландо я отправилась в <<Aqua world>> -- это
огромный аквапарк, который называется <<Водный мир>>. Там тоже большое
скопление
народа, большинство с маленькими детьми, множество бассейнов,
развлечений, водных горок, кафе и ресторанов. Очень милое и уютное
место. И во всей этой
однородной пляжно-водной суете выделялась грациозная пара в красных
сплошных купальниках и красных плавательных резиновых шапочках -- слепая
мать со зрячей
дочерью, сопровождавшей её. Женщина плавала в 25-метровом бассейне возле
бортика: вперёд -- кролем, а возвращалась брассом. Её дочка ходила вдоль
бортика
и предупреждала мать о препятствиях. Я сидела в кафе и с интересом
наблюдала за ними. Дочка и мать были в отличной физической форме, очень
загорелые. После
получасовой тренировки они переместились в круговой бассейн <<Ленивая

Потом дочка
повела маму под руку на водные горки. Естественно, не на самые большие
и опасные, а на более простые. Спускались всегда в паре: дочка впереди,
мама сзади,
и плавали на надувных матрасах с двумя сидячими местами.

Баллы за волонтёрство

После посещения Орландо я ещё несколько недель стажировалась, пока не
пришло время возвращаться домой. Последние дни пребывания в Америке я
использовала
для того, чтобы посетить столицу США -- Вашингтон. Для этого из штата
Флорида на юге страны отправилась на автобусе вдоль восточного побережья
в американскую
столицу. Занимательное и нисколько не утомительное путешествие.
Междугородние автобусные линии компании <<Грейхаунд>>, использующие
символику гончей собаки,
очень быстро и дёшево доставили меня в Вашингтон. После интересных
экскурсий по городу и посещения музеев, которые, кстати, бесплатны, я
запланировала
встречу с одним моим дальним родственником Александром, который
работает преподавателем русского языка в университете. После обеда я
изъявила желание
посмотреть, как выглядит служба в местной протестантской церкви,
расположенной по соседству. Мы вошли в храм, и среди прихожан я увидела
семейную пару
со слепым юношей. Было заметно, что, кроме слепоты, он имеет другие
физические и психические недостатки. После 10 минут присутствия на
службе юноше стало
скучно, и он начал нарушать дисциплину. Родители вывели его из церкви и
вернулись уже без сына через 5 минут. Я поинтересовалась у Александра,
где же они
его оставили. Оказалось, что при церкви есть специально оборудованное
помещение, где за детьми или людьми со специальными потребностями могут
присмотреть
на время службы. Делают это волонтёры. Вообще волонтёрство в США очень
развито, считается общественно важным делом, которому все члены общества
должны
посвящать часть свободного времени. Например, преподаватели
университета, если хотят поехать за границу по специальным
государственным программам,
должны набрать определённое количество часов волонтёрской работы. И чем
больше, тем лучше. Существует специальная система баллов. Считается,
что волонтёрская
работа со слепыми особенно сложная, требует много терпения, и за неё
начисляют самое высокое количество баллов.

За информацией -- в библиотеку

Далее мне было необходимо заполнить кое-какие анкеты на английском
языке, откопировать и отправить по назначению. Я попросила Александра
помочь мне, но
он спешил на лекцию и посоветовал обратиться в ближайшую библиотеку,
сказав, что там я получу всё, что надо... Я сначала не поверила, но это
оказалось
правдой. Публичные библиотеки США не только выдают книги. Это
своеобразные центры информационной поддержки, в которые часто обращаются
и люди со специальными
потребностями, если им надо быстро связаться с различными
учреждениями, написать письмо, заполнить документы. Библиотекари
обучены работе по поиску информации
в интернете, имеют каталоги и брошюры всех государственных и
общественных организаций, центров помощи и всевозможных служб. Этой
системой охотно пользуются
и эмигранты. Каждый год в США на ПМЖ приезжают тысячи переселенцев, они
плохо знают язык и им просто необходима квалифицированная помощь.
Особенно удобен
этот вид информационных услуг слепым и слабовидящим людям среднего и
старшего возраста, которые в меньшей степени, чем молодёжь, умеют
пользоваться компьютерами,
смартфонами. У слепых Америки нет необходимости создавать
специализированные библиотеки: те, что имеются, вполне удовлетворяют их
потребности в качественном
информационном обеспечении.

Интересен и такой факт: ещё с 1970 года именно американская
национальная библиотечная служба начала дублировать журнал <<Playboy>>
шрифтом Брайля. Правда,
туда входят только статьи из оригинального журнала, а рельефных картинок
нет.

В общем, в США я обрела много новых друзей. Видела по-настоящему
гуманное отношение к слепым людям и другим инвалидам.

Светлана Гусева

Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3104:mat-journal-our-life-2014-06-04&catid=304:cat-journal-our-life-2014-06&Itemid=184

Ответить   Fri, 26 Sep 2014 20:19:46 +0400 (#3131415)