Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Жизнь на ощупь: Бероев и Дапкунайте разделили сцену со слепоглухими актерами

Жизнь на ощупь: Бероев и Дапкунайте разделили сцену со слепоглухими актерами

Как можно готовить, читать и любить, не видя и не слыша этот мир? Можно.
И убедиться в этом можно в Театре Наций, где в рамках фестиваля
"Территория" представили
уникальный проект <<Прикасаемые>>, который рассказывает о жизни
слепоглухих. Спектакль дает возможность каждому прочувствовать мир на
ощупь.

В постановке Руслана Маликова участвуют известные актеры Ингеборга
Дапкунайте, Егор Бероев, а также слепоглухие люди. 13 октября Театр
Наций представил
эскиз спектакля, его полноценную версию собираются подготовить к марту
2015 года. Репортер <<МК>> поговорил с режиссером об особенностях работы
со слепоглухиими
и испытал на себе, что значит лишиться зрения и слуха.

На входе в театр каждому посетителю дают маленькую книгу со шрифтом
Брайля и ручной азбукой для слепогхухих. Подходя к залу, публике
предлагается на добровольной
основе ощутить, что такое отсутствие зрения, надев на глаза маску и
проследовав, не без посторонней помощи, к своему законному месту. Сняв
маску, мы видим
черные стены, посреди зала огромный проектор, парочка деревьев с
осенними листьями и плетенные качели -- вот и все декорации.

Название спектакля имеет отношение к жуткому кастовому делению, с
древности и до недавних времен существовавшему в Индии. Самая низшая
каста называлась
<<неприкасаемые>>.С ними не то что не разговаривали -- их в упор не видели
и близко не подходили, чтобы не оскверниться ненароком. Эти несчастные
могли быть
только мусорщиками, у них не было ничего своего, и жили они где-нибудь
подальше от <<чистых>> людей. Такое же отношение можно наблюдать к
физически инаковым
людям в самых диких обществах. Но мы же с вами не дикие? Вот такое
предположение и заложено в названии спектакля о слепоглухих детях -
<<Прикасаемые>>.

Cпектакль начинается с историй о людях, собранных посредством опросов,
зафиксированных в технике "вербатим". Рассказы про девочку Алену,
потерявшую зрение
и слух в 6 лет, про слепоглухого сантехника Лешу, который ежедневно в
час пик добирается до работы, а Ингеборге Дапкунайте выступает за
единственную в
истории слепоглухую женщину - Ольгу Харитонову, сделавшую научную
карьеру, кандидата педагогических наук. Очень эффектно весь спектакль,
Ингеборга Дапкунайте
раскачивается на качелях -- объясняется по ходу, что для слепых качели
приобретают особое значение в связи с тактильными ощущениями от движения
воздуха.

Общаются артисты и их подопечные с помощью дактиля -- азбуки для
слепоглухих. Вербальный инструмент здесь заменяют руки, буквы пишут
пальцами на ладонях.
Для того, чтобы уравнять возможности, танцоры надевают на глаза маски
для сна и наушники. Теперь и они двигаются в кромешной тьме. Поначалу
люди скованы.
Они ощупывают ногами пол, трогают друг друга, осторожно передвигаясь по
залу. Но уже в середине постановки слепоглухие делают все практически
без помарок,
а в финале закружатся в танце и освоят <<броуновское движение>> -- когда
быстро и свободно перемещаются в пространстве, не сталкиваясь и не
задевая друг друга.

-- В России от 15 тысяч слепоглухих, но это условная цифра. Есть люди, у
которых проблемы со зрением и слухом в силу возраста , но они не относят
себя к
инвалидам, -- рассказал <<МК>> директор Фонда поддержки слепоглухих
<<Со-единение>> Дмитрий Поликанов. -- Наша задача достучаться до этих людей
и составить базу
данных, чтобы понять их потребности. Театр помогает нам донести
информацию до таких людей. Рассуждая с Евгением Мироновым, мы пришли к
выводу, что театр
-- должен стать площадкой для социальных проблем.

Артисты Dialogue Dans , сформировавшиеся на сцене Костромского
драматического театра им. А. Островского в 2003 году, становятся
наставниками слепоглухих,
ведут за руку, помогают почувствовать пространство и музыку. А в конце
от имени с трудом говорящего "профессора" выводятся на экран титрами
сообщение,
что все равно в Театре Наций сколько ни имитируют, а настоящих ощущений
слепых воссоздать не могут. Зал аплодировал не только руками, но и
ногами, чтобы
все артисты прочувствовали импульсы восхищения. Выходя со слезами на
глазах, люди кричали: <<Браво!>>, не все нас слышали, но уверенны, что все
чувствовали...

-- Мы прикоснулись пока только к поверхности этой проблемы, -- поделился
Руслан Маликов. -- Это не глубокое погружение, о чем мы и решили
высказаться. Закрыв
себе глаза и заткнув уши, ты не почувствуешь себя слепоглухим -- это
совсем другое мышление и другая картина мира, если можно назвать
картиной. Она такая
чувственная, тактильная. Одно понимание этого потрясает. На словах это
не так звучит, а когда ты именно ощущаешь и прикасаешься к этому.
Возможно, мы не
понимаем слепоглухих в том числе и потому, что не умеем слушать и видеть
людей вообще, порой даже самых близких. Это общечеловеческая проблема,
просто
для слепоглухих она, в силу физиологических причин, предельно обострена.
Взаимоотношения между артистами и приглашенными сложились безумно
хорошие, мы
улыбались, а они чувствовали, что мы напряжены. Они нас не видят, но
чувствуют все до мелочей. Это феноменально!

Анжелика Горбатова

Источник:
Московский Комсомолец

http://dislife.ru/articles/view/33622#cut

Ответить   Wed, 15 Oct 2014 20:08:44 +0400 (#3144207)