Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Перестанет ли быть эксклюзивным в России инклюзивное образование?

Перестанет ли быть эксклюзивным в России инклюзивное образование?

Валерий Афанасьев, будучи слабовидящим, зрит в корень, он сам живет
активной жизнью: работает, занимается общественной деятельностью и
помогает инвалидам.
В качестве зампредседателя организации инвалидов "Надежда" и
зампредседателя общественного совета при министерстве здравоохранения
Сахалинской области
Валерий Васильевич недавно вернулся уже из второй поездки в Европу.

Вместе с коллегами из России и Казахстана он знакомился с опытом
инклюзивного образования, которое предполагает обучение детей с
ограниченными возможностями
здоровья в обычном учебном заведении вместе со своими сверстниками.
Таким образом реализуется принцип равного доступа к образованию.

Валерий Васильевич считает, что правильно организованное инклюзивное
образование помогает здоровым детям стать более терпимыми к проблемам
окружающих, а
ребятам с ограниченными возможностями здоровья позволяет выйти за рамки
своей болезни и квартиры, быстрей развиваться и общаться с миром.

506f0acff768f182d91cf7f59d405219.jpg

-- Мероприятие, в котором я участвовал, организовал российско-немецкий
центр "Интант". В ходе поездки побывали во Франции и Германии. В Европе
адаптация
особых детей в компании здоровых мальчишек и девчонок начинается с
самого раннего возраста. Нам показали, как развивается инклюзивное
образование на всех
уровнях: ясли -- детский сад -- школа -- профессионально-техническое
училище -- университет. На каждом этапе ребенка сопровождает тьютор
(наставник). Каждый
педагог-психолог обязан год отработать в таком качестве.

В Дортмунде люди, прошедшие через подобную систему обучения, в итоге
работают на сборке автомобилей "Мерседес". Немцы, будучи прагматичными
людьми, считают,
что проще научить инвалида специальности, чем содержать его.

Во Франции побывали в государственном пансионе для аутичных детей,
которых обучали различным профессиям. Нас пригласили в ресторан, где все
сотрудники относятся
к этой категории, кроме шеф-повара и главного администратора.
Обслуживание прошло по высшему разряду.

7e621e9a06f31872c81f8d76dd04efce.jpg

Еще один момент, который произвел на меня впечатление. В каждом
министерстве образования немецкой земли (здесь земля -- это единица
территориального устройства)
есть специальный сотрудник, который занимается профилактикой и
урегулированием конфликтов, для того чтобы никто не мог обидеть детей
независимо от их физического
состояния и национальности.

-- Как европейцы относятся к профессии педагога?

-- В Германии очень высок престиж учителя, который приравнен к
государственному служащему, что подтверждено высокой зарплатой (от 5 до
8 тысяч евро в месяц).
Пенсия у педагога составляет 80% от его заработка. Кроме того, те, кто
работает с особыми детьми, а это тяжелый труд, помимо ежегодного
небольшого отпуска
имеют право на годовой отдых, чтобы восстановить силы.

Большое эмоциональное впечатление на меня произвело лицо специалиста,
который занимался с больным ребенком. На его лице была выражена такая
забота о своем
подопечном, что не у каждой мамы встретишь.

-- У нас сейчас очень модно говорить о доступной среде для маломобильных
граждан. Можете поделиться вашими европейскими наблюдениями на этот счет?

-- Доступная среда -- понятие многогранное. Если коротко -- это когда
человек с ограниченными физическими возможностями может жить максимально
полной жизнью
наравне с обычными людьми: учиться, заниматься спортом, посещать
учреждения культуры, административные офисы и так далее. К слову, в
Париже вместе с аутичными
детьми мы посетили Лувр, где преподаватель рассказывал им об искусстве.
Ребята слушали и делали зарисовки.

В Германии заинтересовал опыт организации перевозок людей с
ограниченными возможностями здоровья между городами. В случае
необходимости достаточно позвонить
в службу социальной защиты, откуда присылают автобус с выдвигающимся
пандусом для инвалидной коляски. На железнодорожном вокзале его уже ждет
социальный
работник, который помогает сесть в вагон, предназначенный для
маломобильных граждан. На вокзале места назначения вновь встречают
соцработники, которые
оказывают необходимую поддержку. Эта система действует бесплатно за счет
государства и отработана великолепно.

Что касается инфраструктуры. Большое распространение получили, например,
общественные туалеты, приспособленные для инвалидов-колясочников,
тактильная плитка
на пешеходных тротуарах и площадях, с помощью которой могут на ощупь
ориентироваться слепые и слабовидящие. Старый город в Дюссельдорфе
полностью покрыт
такой плиткой, причем она уложена вровень с дорогой, чтобы избежать
перепадов, мешающих передвижению инвалидов. Удобны для слепых и
светофоры, которые
включаются, если провести рукой над сенсорной панелью. При этом
срабатывает звуковой сигнал, длина которого позволяет определить,
сколько времени осталось
для безопасного пересечения проезжей части.

Нам еще далеко до этого, хотя согласно российскому законодательству ни
один объект не может приниматься в эксплуатацию без устройства
инфраструктуры для
беспрепятственного доступа туда людей с ограниченными возможностями. Но
это во многих случаях, к сожалению, не делается или выполняется для
галочки. Характерный
пример -- торговый центр "Столица" на перекрестке улиц Пуркаева и
Комсомольской в Южно-Сахалинске. Часто даже если здание оборудовано
пандусом, то он, как
правило, сделан с нарушениями: слишком острый угол разворота, узкий
проезд, куда не проедет коляска. Для кого и чего это делается?

Если по каким-то причинам нельзя обеспечить для инвалидов свободный
доступ, то необходимо оборудовать специальную кнопку для вызова
сотрудника, который
даст инвалиду необходимую консультацию, примет документы и окажет другую
необходимую помощь.

-- Какие выводы вы сделали относительно системы инклюзивного образования
применительно к России?

-- Не нужно стыдиться детей-инвалидов и скрывать их от окружающего мира.
Надеюсь, что в нашей стране родители осознают, что не вечны, и нужно
заранее побеспокоиться
о том, чтобы их потомки смогли сами себя содержать, тем более что у
государства это не очень хорошо получается. Я говорю о том, что стоит
присмотреться
к европейским традициям работы с инвалидами, которые насчитывают уже
несколько сотен лет. Многие из них занимались ремеслом, даже таким
сложным, как часовое
дело. У нас понятие инвалид было введено в обиход только в 1975 году.
Это не значит, что ничего не делается, но нам нужно быть более
последовательными.
Нельзя урезать финансирование культуры, здравоохранения, образования.
Между прочим в Германии все образование и социальное обслуживание для
людей с ограниченными
физическими возможностями совершенно бесплатно. В коррекционной школе
меня поразило не только наличие самого совершенного специального
медицинского оборудования,
но и то, что частные спонсоры выстраиваются в очередь, чтобы выделить
необходимые средства.

А что у нас? Конкретный пример. В Южно-Сахалинске есть сад с двумя
группами для детей с нарушениями зрения, сейчас под разными предлогами,
в том числе нехватки
финансирования, одну из них закрывают. Вместо этого по европейскому
примеру нужно наоборот в каждом детсаду и яслях открывать группы по
инклюзивному образованию
и набирать тьюторов из числа студентов -- будущих педагогов. Это будет
для них важным профессиональным и человеческим опытом.

-- Что бы вы могли сказать тем нашим читателям, которые считают, что все
вами сказанное касается лишь небольшой части населения и специалистов?

-- Общество не должно быть слепым и глухим к проблемам инвалидов, потому
что каждый из нас может столкнуться в своей семье с подобными случаями.
Здесь еще
проблема в том, что мы недостаточно занимаемся воспитанием не только
детей, но и взрослых, которые должны менять собственные представления о
жизни. Если
этого не делать, то что они смогут передать подрастающему поколению, для
которого являются авторитетом?

В Дюссельдорфе я сфотографировал композицию "Взывающий" советского
скульптора Вадима Сидура. На ней он изобразил женщину, которая выходила
его, тяжело раненого
во время Великой Отечественной войны. На памятнике выбит вопрос,
обращенный одновременно в вечность и к каждому из нас: "Кто ты человек?"
На мой взгляд,
сострадание и помощь нуждающимся как раз и делает нас людьми. Пока
большая часть человечества будет действовать согласно этому принципу, не
все потеряно.

Иван Алексеев

Источник:
Sakhalin

http://dislife.ru/articles/view/35774#cut

Ответить   Wed, 11 Feb 2015 23:50:10 +0400 (#3218382)