Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Как соблюдать закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

Как соблюдать закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает
квоты для приема на работу таких граждан (ст. 20 Федерального закона от
24.11.1995
No 181- ФЗ<<О социальной защите инвалидов в Российской Федерации>>; далее -
Закон No 181-ФЗ).

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с
определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу
таких граждан
больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации,
но в пределах, определенных ст. 21 Закона No 181-ФЗ. На размер квоты
влияет численность
работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна
принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3%
среднесписочной численности работников. Такое условие установлено,
например, Законом
Камчатского края от 11.06.2009 No 284 и постановлением Правительства
Новосибирской области от 21.10.2013 No 456-п. Для компании, в которой
трудится более
100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной
численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в
частности, законами
Ставропольского края от 11.03.2004 No 14-кз и Ульяновской области от
27.04.2009 No 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с
ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на
плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать
трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации
резервирование рабочих
мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в
такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению,
введение обязательного
квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к
увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их
деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных
случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить
мебель или
оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской,
мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у
сотрудника повреждено
зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить
тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к
условиям труда инвалидов
закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 18.05.2009 No 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места
на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные
способы
выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве
инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы
занятости следующую информацию:

список из 3 элементов
о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов
с учетом соответствующей квоты;
о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих
местах;
о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
конец списка

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25
Закона РФ от 19.04.1991 No 1032-1 (далее - Закон No 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о
рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать
самостоятельно. Однако
в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации.
Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 No 44-Р утверждена
примерная форма
приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов.
Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на
официальном сайте Центра
занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о
таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде
положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта
нужно будет указать
при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных
нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму
либо переработали
старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской
области от 07.07.2010 No 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 No 54-р ;
постановления
администрации Тамбовской области от 17.04.2013 No 391, Правительства
Ленинградской области от 21.10.2013 No 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с
Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу
инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не
предусматривает альтернативы.
Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской,
Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут
навстречу
бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы
выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее
эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения
экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет
специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель
для их аренды
с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории
Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено
ст. 8 Закона Амурской
области от 07.07.2004 No 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест
для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением
Администрации
Тюменской области от 28.10.2003 No 356), ст. 6 Закона Тульской области от
11.01.2006 No 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 No
726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными
объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые
за счет такого
сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с
ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять
порученную
им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и
получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по
договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том,
что создается полноценный
цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких
организаций. Основание - п. 3.1 Порядка установления квоты в
организациях для
приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв.
постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 No 30/43),
ст. 6 Закона Тульской
области от 11.01.2006 No 679-ЗТО, ст. 6 Закона Белгородской области от
25.11.2008 No 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую
нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется
возможность
поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что
работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование
рабочих мест в счет квоты
в организациях, которые находятся в собственности общественных
объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы
непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5
Закона от 28.11.2013
No 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут
финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6
Закона от 25.11.2008
No 244, а в Тульской области -- в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 No
679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов.
Этот вариант также предусматривает фактическую занятость
работников-инвалидов. В
Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот
прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 No 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее
благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности
наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы
позволяют реально
достичь поставленной общественно значимой цели - обеспечить занятость
слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном
уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет
вместо создания
рабочих мест. Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения
закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое
незанятое квотируемое
рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34
Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между
Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями
работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет
прожиточный минимум
трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день
его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства
не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой
категории
граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно
не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании
рабочих
мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность
выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид -- дистанционный работник

Дистанционная работа -- это работа, которую можно выполнять вне
стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно
компьютера, сети
Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не
требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть
предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему
обстановке. Ему не придется
преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого
человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет
нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать
специальное рабочее
место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о
квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно
стационарные рабочие места
(п.1 ч. 2 ст. 24 Закона No 181-ФЗ). Более того, формально это означает
запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных
работников для целей
выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у
работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники
контролирующих
органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что
работодатель нарушил ст. 24 Закона No 181-ФЗ, ведь рабочее место как
таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика
вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что
организация, заключив договор
о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно
занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты,
рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос -- нужно ли поступать аналогичным образом со
свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для
трудоустройства
инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких
вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть
работодатель
не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под
выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на
созданные
или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от
27.08.2012 No 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан
заниматься поиском
инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их
трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными
физическими
возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не
может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная
позиция также
подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 No 50-АПГ13-5.
Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в
задачи
работодателя.

Что чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены
разные виды ответственности.

Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:

список из 3 элементов
1.Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для
трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
2.Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах
установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит
штраф в размере от 5 тыс.
до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
3.Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения,
которые предусмотрены ст. 25 Закона No 1032-1. За невыполнение этих
положений должностное
лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое
лицо -- от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ). Впрочем, штраф может
быть заменен
на предупреждение.
конец списка

Дисциплинарная ответственность. К такой ответственности можно привлечь
работника, если в его должностные обязанности входит направление
ежемесячной отчетности
о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание
виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно
будет сделать
по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства
о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает в случае
злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие
места для трудоустройства
инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде
штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности
вплоть до
лишения свободы.

Финансовая ответственность. Подобный вид ответственности возникает при
нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на
создание или
модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов, старший юрист, руководитель практики трудового и
миграционного права международной юридической фирмы <<Байтен Буркхардт>>

Источник:
Главбух

http://dislife.ru/articles/view/36047#cut

Ответить   Fri, 27 Feb 2015 15:02:36 +0400 (#3228453)