Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Быть как все

Быть как все

О трудоустройстве инвалидов сейчас говорят много и часто. В основном о
том, как сложно инвалиду найти работу, о необходимости стимулировать
работодателей
предоставлять им рабочие места и способах убедить общество принять
непохожих на большинство людей. Однако, оказывается, существуют и
встречные трудности.
Многим способным к труду инвалидам достаточно сложно осознать себя
самостоятельными и самодостаточными людьми, способными <<к труду и
обороне>>.

В Петербурге свыше ста тысяч инвалидов трудоспособного возраста. Из них
почти 42 тысячи в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) имеют
рекомендации
по трудоустройству. При этом, по данным Пенсионного фонда, численность
работающих инвалидов трудоспособного возраста в Петербурге не превышает
29 тысяч
человек.

Уже почти двадцать лет в нашем городе действует специализированный
Профессионально-реабилитационный центр. Он принимает на обучение
желающих (и имеющих
соответствующее заключение медико-социальной экспертизы) в возрасте от
18 до 45 лет. Среди профессий: <<портной>>, <<художник росписи по дереву>>,
<<мастер
по обработке цифровой информации>>, <<делопроизводитель>>, <<лабораторная
диагностика>>... Обучение уже прошли более 2500 человек, из которых
порядка 65% были
трудоустроены. Центр обустроен так, что в нем без труда может
перемещаться любой маломобильный гражданин. Организационная структура
ПРЦ и его <<идеология>>
были разработаны петербургскими специалистами вместе с коллегами из
Франкфурта-на-Майне.

- В Германии очень развита система подобных центров реабилитации, -
рассказывает директор ПРЦ Геннадий Иванов. - Их основная идея -
<<вкатить>> человека с
ограниченными возможностями в реальный мир, чтобы он был равноправным
членом социума, работником и налогоплательщиком, а не просто получателем
различных
льгот и пособий.

Обучить инвалида определенной профессии не проблема. Намного сложнее его
потом трудоустроить. И дело порой не столько в поиске рабочего места,
сколько в
мотивации самого учащегося. Как мотивировать его вставать каждое утро,
пользоваться общественным транспортом, делать хорошо свою работу? Кто-то
склонен
к этому изначально, но таких людей - меньшинство. Остальным приходится
<<прививать>> мотивацию еще в ходе обучения, которое, к слову, сильно
отличается от
классического профобразования. Концепция обучения в ПРЦ состоит из пяти
блоков, лишь один из которых является непосредственно образовательным. А
кроме
него это: - профориентация, которая может занимать у учащегося до
полугода, и даже если вдруг человек сделал выбор, но впоследствии
передумал и решил стать
не портным, а программистом, ему пойдут навстречу;

- социально-психологическое сопровождение. Ведь за одной партой могут
оказаться выпускники коррекционной школы и вуза, люди разных возрастов и
особенностей;

- трудоустройство, включающее в себя проведение ярмарок вакансий,
производственную практику, зачастую определяющую постоянное рабочее
место обучающегося;

- так называемый функциональный дом. В нем инвалид узнает, как можно
обустроить свое жилое пространство и рабочее место, как лучше
пользоваться трамваем
или троллейбусом и множество других вещей, которые помогают ему стать
самостоятельнее и сделать жизнь комфортнее.

По словам Геннадия Иванова, если инвалид приходит в ПРЦ выбирать будущую
специальность, но при этом в первую очередь интересуется бесплатным
питанием, стипендией
и общежитием - это точно плохая мотивация.

- Мы сознательно отказались от идеи общежития, хотя возможности для его
создания есть, - говорит Геннадий Григорьевич. - Учащиеся должны
понимать, что им
нужно привыкать пользоваться общественным транспортом, чтобы потом без
проблем добираться до работы.

По тому же принципу отказались и от бесплатного питания: приходя в
столовую, каждый сам решает, что бы ему хотелось на обед, платит
небольшие, но деньги.
Как выразился директор ПРЦ, нельзя постоянно <<зацеловывать и носить
инвалида на ручках>>, от такого обращения ему вряд ли будет легче. Лучшее
средство его
адаптации в обществе - не акцентировать внимание на <<особом>> статусе
человека.

Бывает и так, что после получения профессии выпускник хочет
трудоустроиться, но испытывает неуверенность в своей нужности для
работодателя. И его можно
понять. Ведь, несмотря на квотирование рабочих мест для инвалидов, не
все работодатели готовы принять сотрудника, например, в инвалидной
коляске. Впрочем,
ситуация медленно, но верно меняется.

- Работодатели стали охотнее принимать на работу инвалидов, - говорит
руководитель Функционального дома ПРЦ Рудольф Косырев. - Многие на
личном опыте убедились,
что сотрудник с <<особым>> статусом, как правило, более внимательный,
ответственный и усердный, ценит свое рабочее место, да и
производительность у него
бывает выше!

Ирина Сидорина

Источник:
Санкт-Петербургские Ведомости

http://dislife.ru/articles/view/36880#cut

Ответить   Tue, 07 Apr 2015 11:40:26 +0400 (#3251477)