Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] <<Радио ВОС>>: <<Радио для тех, кто умеет слушать>>

<<Радио ВОС>>: <<Радио для тех, кто умеет слушать>>

Людям зрячим тяжело представить себе, что мир вокруг можно не видеть,
как ограничены могут быть каналы получения информации. Конечно,
сегодняшние техника
и технологии значительно облегчают жизнь как здоровым людям, так и людям
с ограниченными возможностями здоровья. Но пока доступны они не всем и
не везде.
Другом, помощником, а порой и спасением для незрячего человека может
стать радио. Команда онлайновой станции <<
Радио ВОС

поделилась опытом работы в социальной журналистике и Интернет-вещании.

<<Радио ВОС>> - социальная станция, которая информирует людей с
ограниченными возможностями здоровья о последних событиях, освещает все
сферы жизни и адаптации
людей с нарушением зрения, оказывает психологическую и юридическую
помощь. В эфире станции можно услышать как образовательные программы,
так и разного
рода полезную информацию. Но так было не всегда. Радиостанция вещает с
начала 2011-го года...

Главный редактор <<Радио ВОС>> Олег Шевкун рассказывает небольшую
предысторию появления радио для незрячих людей: <<Идея радио для слепых
очень старая, она
давно витала в воздухе и восходит во всём мире аж к тридцатым-сороковым
годам двадцатого века. Во многих странах начали делать специальные
радиостанции,
которые работали на закрытых или на доступных только с помощью
специальных приборов частотах. Они транслировали, допустим, чтение книг
для незрячих людей,
чтение периодики, свежих газет, какие-то радиоспектакли. В мире это было
уже много-много лет. В Cоветском Cоюзе этого не было, да и не надо было,
потому
что советское радио эту функцию выполняло. Те, кто постарше, помнят
Первую программу Bсесоюзного радио - обзор газет,
литературно-художественное вещание...
Делать специальное радио для слепых не было необходимости. В девяносто
первом году меняется вся наша страна. Меняется и радио. Основным
форматом радио
становятся не культурно-просветительские программы, а развлекательные.
Таких станций появляется всё больше и больше, культурно-просветительских
радиостанций
оказывается всё меньше. Параллельно происходит другая вещь: незрячие, к
сожалению, перестают пользоваться шрифтом Брайля, брайльская
грамотность начинает
снижаться. Встаёт вопрос об информационной обеспеченности людей с
ослабленным зрением. За границей также происходят некоторые события. В
конце девяностых
годов в Соединённых Штатах запускается проект ACB Radio -
Интернет-радиостанция Американского совета слепых. Это первая крупная
Интернет-станция. Есть
старый проект в Великобритании - InsightRadio, но у него не только
Интернет-, но и спутниковое вещание, и даже в Глазго есть своя частота.
В Штатах сделали
именно Интернет-радиостанцию для незрячих людей. Всё это было очень
интересно и очень здорово, но это было там, далеко. В России была
станция, которая
вещала на закрытой частоте специально для незрячих. Она есть и до сих
пор. Работает с 98-го года. Называется радио <<Логосвос>>. Там как раз
есть чтение
книг, какие-то новостные программы. Станция сейчас по выходным и
праздничным дням и по ночам ретранслирует нас. У них большое количество
специальных модифицированных
приёмников, которые эту волну принимают. В 2007-м году запустилась
первая Интернет-станция для незрячих в России - <<Радио РАНСИС>>. РАНСИС -
российская
ассоциация незрячих студентов и специалистов. Они начали делать
программы, которые предназначены для незрячих и слабовидящих людей -
художественные, литературные,
программы о жизни слепых...

В какой-то момент Всероссийское общество слепых, представляющее собой
организацию, в которой более двухсот пятидесяти тысяч членов, решило
запустить свою
собственную радиостанцию. В 2010-м году началась серьёзная работа.
Благодаря усилиям директора Культурно-спортивного реабилитационного
комплекса Всероссийского
общества слепых Владимира Петровича Баженова в октябре 2010-го года было
принято постановление Центрального правления всероссийского общества
слепых, согласно
которому и учредили средство массовой информации - <<Радио ВОС>>. Первая
программа вышла в феврале 2011-го года...>>.

блочная цитата
Олег Шевкун
конец блочной цитаты

Первые шаги команда <<Радио ВОС>> делала буквально в темноте, потому что
большую часть сотрудников изначально составляли зрячие люди. <<Я пришла
на радиостанцию,
когда КСРК ВОС её только запустило. Редакторский состав ещё не был
сформирован. У КСРК были возможность и желание, но не было радийного
опыта. В самом
начале мы делали программы, которые есть на любой станции. Мы не знали
специфики радио для незрячих людей. В коллективе были профессионалы, но
они не понимали,
чем должно отличаться <<Радио ВОС>>. Мы построили радийную структуру,
журналистскую. Мы знали лишь, какие нужны заставки и джинглы, как
программы устроены.
То есть мы построили радийный скелет, но не понимали, про что надо
говорить>>, - рассказывает заместитель главного редактора Елена Колосенцева.

<<Из-за этого некоторые программы в самом начале иногда сводились к
зачитыванию немного переработанной информации из википедии, - замечает
Олег Шевкун. -
Тогда был небольшой штат сотрудников. Им приходилось делать всё с нуля:
создавать студию, нанимать людей, разбираться, как это всё будет
работать. Радийных
специалистов с большим опытом работы на коммерческих или государственных
станциях не было. И денег не было, чтобы таких специалистов нанять.
Поэтому взяли
молодых энтузиастов. Наши звукорежиссёры, например, пришли из
музыкальной звукорежиссуры, раньше они сводили музыкальные фонограммы.
Но так продолжалось
первые два-три месяца. В работу включилась молодёжь, молодые незрячие и
слабовидящие люди, которые начали создавать программы>>. <<Со временем
появились
сотрудники, у которых есть проблемы со зрением, и эфир поменялся. Они
уже привнесли на радиостанцию специфику для незрячих людей. С их
приходом стало ясно,
какие темы интересны. У нас появились программы, направленные на нашу
аудиторию. Количество прямых эфиров увеличилось. Появился интерактив. И
слушателей
становилось всё больше, больше и больше>>, - добавляет зам главного
редактора. Во многом радио делалось на энтузиазме, на освоении чего-то
нового. Это было
четыре года назад. Сейчас на <<Радио ВОС>> десять постоянных сотрудников.

<<Люди, которые приходят сюда, понимают, что это не пропасть какая-то. Не
надо думать, что незрячие - это Богом обиженные люди. Иногда от зрячих
слышишь,
что слепые - это какие-то особенные люди. Нет, они такие же, как все.
Надо ответить на вопрос, необходимо для незрячего делать что-то особое,
или же необходимо
лишь сделать так, чтобы незрячий включился в общий процесс? Нужно помочь
незрячим быть такими же. Это и на уровне психологии должно происходить>>,
- говорит
Олег Шевкун. <<Наше общество не всегда адекватно воспринимает людей с
ограниченными возможностями здоровья или начинает их жалеть. А надо
просто относиться
к человеку с инвалидностью как к равному и не ставить никаких преград>>,
- считает Наталья Лескина, редактор новостных программ.

блочная цитата
Елена Колосенцева
конец блочной цитаты

<<Социальная сфера всегда для меня была близка, а общение с незрячими
было далеко от меня, - рассказывает Елена Колосенцева. - Сюда пришла с
небольшим страхом.
Все стереотипы, которые есть о незрячих людях, у меня тоже были: я
думала, что это люди специфические, что они обладают какими-то особыми
талантами, что
они особенные, они не видят, но хорошо слышат, они чувствительные... На
самом деле, слепые люди настроены на интонацию. Нет такого, что они
особенные, и
только поэтому чувствуют интонацию. Они настроены на то, что если ты
как-то построил предложение и точку интонационно поставил, то они могут
продолжать.
А люди совершенно обычные. Со временем все стереотипы исчезли. Для меня
сейчас нет людей незрячих или слепых. Все люди делятся на тех, кто тебе
просто
близок по духу, кто тебе друг, кто просто коллега, с кем ты не хочешь
общаться в силу каких-то обстоятельств...>> <<Нельзя сказать, что могут
возникнуть сложности
в общении с незрячими людьми. Бывают просто сложности в общении с
некоторыми людьми>>, - замечает Олеся Синяк, звукорежиссёр <<Радио ВОС>>.
Когда-то, кстати,
она считала, что незрячие люди очень сильно ориентируются по звукам и по
малейшему движению понимают, что происходит. Но общение с тотально
незрячим человеком
показало ей обратное: <<Конечно, восприятие мира слепыми людьми
отличается от восприятия зрячими. Но даже среди людей с хорошим зрением
есть те, кто больше
и кто меньше воспринимают звуковую информацию. Все люди различаются,
независимо от их здоровья>>. <<А я удивлялся своему отношению. Во мне
человечность,
что ли, проснулась после начала работы на <<Радио ВОС>>. Я не самым
высокоморальным человеком себя считал и очень удивился, что меня работа
на <<Радио ВОС>>
раздобрила изнутри>>, - замечает Марк Мичурин.

Многие сегодняшние сотрудники радиостанции раньше никак не были связаны
с социальной тематикой. До <<Радио ВОС>> Елена Колосенцева, например,
работала исключительно
в периодических изданиях, в журналах <<ТВ-парк>> и <<Теленеделя>>: <<В
принципе была хорошая работа и хорошая зарплата, но в определённый
момент я подумала:
<<В конце жизни человек подводит какую-то черту. А что я смогу вспомнить?
То, как всю жизнь сочиняла какие-то небылицы?>> Смысл работы потерялся.
Когда поступаешь
на факультет журналистики, то думаешь, что будешь спасать жизни людей,
поедешь обязательно в горячую точку, напишешь о чём-то интересном, и
твоё имя вдруг
зазвучит. Конечно, через определённый промежуток времени становится
понятно, что имя твоё не зазвучит, если ты определённые действия не
предпримешь. Мне
хотелось получать от работы пользу, хотелось знать, что работа приносит
пользу другим людям. Социальная тематика мне была близка. Подумала, что
работа
должна понравиться. Хотя пугало то, что надо работать с незрячими
людьми. Незрячих людей до этого я не видела, даже не замечала на улицах.
После начала
работы на <<Радио ВОС>> раз в неделю обязательно начала встречать человека
с белой тростью, но это исключительно потому, что глаз стал намётан.
Оказалось,
что у меня в районе живёт человек с плохим зрением и ходит с
собакой-поводырём. Я бы никогда в жизни, если бы не работала здесь, его
не заметила. Ходит
и ходит человек с собакой...>>.

<<Радио ВОС>> во многом изменило деятельность Елены. Теперь она автор
программ <<Шалтай-Болтай>> и <<Специальный корреспондент>> на
Интернет-радиостанции. Лена
рассказывает об определённых правилах работы в офисе с незрячими людьми:
<<Надо обязательно закрывать двери. Если ты знаешь, что идёт твой
незрячий коллега,
и ты знаешь, куда он идёт, вам по пути, то соответственно ты предлагаешь
помощь. Помощь надо оказывать определённым образом. Нельзя хватать
человека, вдруг
взять человека за руку и повести. Нужно сначала сообщить о том, что ты
рядом. Если он не знает тебя по голосу, необходимо назвать себя.
Сказать: <<Давайте
пойдём вместе>> и подставить локоть. Надо сложить руку под углом
девяносто градусов. Незрячий человек возьмёт тебя за локоть. Нет такого,
что ты идёшь за
ручку с ним или обнимаешь. Мы все по-разному относимся к тактильному
контакту. И давно реабилитологами выработан такой способ помощи:
подставлять локоть.
В офисе мы стараемся убирать вещи туда, откуда мы их взяли. Если ты
готовишь сценарий эфира и знаешь, что будет незрячий человек, то ты
должен отдать его
заранее, хотя бы за день, потому что после того как он его прочтёт, он
должен его распечатать. Не у всех есть принтер, который печатает по
Брайлю. У нас
он один, стоит у Олега. Процесс печати достаточно сложный. Олег
пользуется программой, которая правильно готовит документ к печати.
Зная, что сценарий
должен печататься по Брайлю, ты должен подготовить его заранее, а не за
десять минут до эфира. То же самое с текстом для читки незрячим
человеком. Он знакомится
с ним сначала в электронном виде, а потом материал распечатывается>>.

блочная цитата
Иван Черенев
конец блочной цитаты

У звукорежиссёра Ивана Черенева другая история. Он до станции <<ВОС>>
никогда вообще не работал на радио, даже не задумывался никогда об этом.
Вообще-то Иван
- музыкант, виолончелист. В музыкальной школе он ещё изучал гитару,
баян, аккордеон, а <<на фортепьяно все играют>>. Иван закончил музыкальный
колледж, играл
в оркестре. Дома для себя и сейчас играет на электрогитаре, <<чисто для
отдыха>>. <<Виолончелисту трудно найти работу, а незрячему виолончелисту
найти работу
раза в два сложнее. Не каждый работодатель согласится принять незрячего
человека. Максимум, на что я мог рассчитывать, - это музыкальная школа,
и то такую
школу ещё надо найти, нужно, чтобы директор понимал, что, прежде всего,
он берёт на работу специалиста, а не просто инвалида. Когда ты приходишь
трудоустраиваться,
в первую очередь на тебя смотрят просто как на человека: <<А как ты
будешь до работы добираться?>>>>, - рассказывает Иван. Когда-то он жил в
маленьком городе,
где не было ни своей радиостанции, ни своего телевидения: <<Правильный
голос из радиоприёмника у меня ассоциировался с чем-то далёким в далёкой
Москве,
где, как мне казалось, совсем другая жизнь должна быть. Я думал, что и
люди в Москве другие, что они все правильно говорят, как на радио. Радио
для меня
было чем-то нереальным, я не соотносил его со своей жизнью никак. Я не
знал тогда, что окажусь в Москве. Радио - это то, что с самого детства
играло на
кухне. <<Радио России>> у меня до сих пор ассоциируется с кухней, помню до
сих пор наш кухонный радиоприёмник. Сейчас я слушаю радио, пока
добираюсь из дома
на работу и с работы домой. Радио мне всегда было интересно. Но у меня
раньше не возникало даже мыслей о том, что я буду работать на радио. Мне
это казалось
чем-то нереальным. Тогда я меньше всего думал, что буду звукорежиссёром.
Хотя меня с детства тянуло к чему-то техническому. Я всегда разбирал
игрушки.
Если игрушка не разбиралась, то для меня это была неинтересная игрушка,
- смеётся Иван. - У нас был магнитофон. Мы с сестрой, когда были
маленькие, с ним
творили какие-то невероятные вещи: вытаскивали его в подъезд, там
изображали из себя журналистов, при этом провод тянулся через всю
квартиру, закидывали
магнитофон на форточку, вели репортажи с форточки - не знаю, как нас
родители выдерживали. Меня к звукорежиссуре тянуло, но тогда я не знал,
что есть такая
специальность, что человек, ею владеющий, работает с техникой и со
звуком. Я поступил в Московскую академию искусств на кафедру музыкальной
звукорежиссуры.
Как оказалось, это было правильным шагом. Радио - это то, что меня
сопровождало с самого детства и сопровождает теперь, когда я уже работаю

До станции <<ВОС>> на радио никогда не работал и главный редактор Олег
Шевкун: <<Я по образованию не радийщик, учился сначала на филологическом
факультете,
потом богословском. Я всегда мечтал работать на радио, хотя
продолжительное время был занят в разных сферах. Слушал радио с детства:
сказки, пьесы, потом
то, что называли вражескими голосами - <<Голос Америки>>, <<Би-Би-Си>>...
Радио - это такая большая-большая любовь в моей жизни. В конце 2012-го
года мне предложили
прийти сюда и делать еженедельную передачу по тифлотехнике. 16-го января
2013-го года я впервые вышел в эфир. Первая передача прошла средненько,
а со второго
выпуска <<Тифлочас>> стал хитом. Вдруг произошёл резкий скачок кривой
слушаемости, закачек. Люди начали программу обсуждать. Я понял, что хочу
здесь работать,
в этой студии, с этим коллективом. Хотя у меня тогда была хорошая работа
в хорошей компании. В марте начал работать новостным редактором, а 13-го
мая стал
главным редактором <<Радио ВОС>>. Сейчас я уже не представляю для себя
никакую другую работу. Для меня радио - это не только способ
самовыражения, это способ
общения с людьми. Мне важно не только что-то сказать, а спровоцировать
слушателя на реакцию...>>.

А вот у программного директора <<Радио ВОС>> Игоря Роговских, несмотря на
медицинское образование, опыт работы в радиосфере приличный. Он и
профессионал,
и большой любитель радио: <<Радио - это один из источников информации, к
которому я с удовольствием обращаюсь. На телевидении подача материала,
информации
совершенно другая. Манера озвучивания совершенно другая. Радио как
источник информации для меня гораздо более приятный>>. Кстати, Игорь -
один из создателей
<<Радио РАНСИС>>. В 2007-м году он и ещё несколько человек запустили
первый в России Интернет-проект, ориентированный на инвалидов по зрению:
<<Там я шесть
лет отработал программным директором. Но взгляды на дальнейшее развитие
проекта с коллегами начали расходиться, Интернет-радиостанцию покинул. О
<<Радио

на станции, тоже знал. Мир вообще тесен, а мир незрячих людей ещё более
тесный.
С кем-то в школе учился, с кем-то - после школы в вузе...>>. На <<Радио

Игорь не только программный директор, а ещё и автор программ <<Звучащая
вселенная>>
и <<Танцы об архитектуре>>.

блочная цитата
Игорь Роговских
конец блочной цитаты

На станции есть и региональные сотрудники. <<ВОС - разветвлённая
структура. Это структура с представительствами и организациями в разных
регионах России,
- рассказывает Олег Шевкун. - Благодаря этому мы можем работать с
энтузиастами, с региональными корреспондентами - мы их называем
общественными корреспондентами
<<Радио ВОС>> - из разных регионов для того, чтобы получать информацию не
только из центра, а из разных городов. Очень большая и важная тема - это
сеть регионального
вещания. Пока это региональные партнёры. В нескольких регионах
открываются студии, чтобы корреспонденты не только где-то в полях бегали
и собирали материалы.
В городах привлекаются деньги, устанавливается аппаратура, находятся
люди для того, чтобы там открывать студии и производить программы.
Возможно, они займутся
не полным производственным циклом, будут только записывать программы, а
мы уже делать монтаж, к примеру. Региональный охват для нас сейчас очень
важен,
это большая и перспективная работа. Наша задача заключается в том, чтобы
ориентироваться в теме и давать нашей аудитории то, что ей необходимо...>>.

<<Радио ВОС>> - социальная Интернет-радиостанция. Она создавалась для
того, чтобы помогать людям с ограниченными возможностями. Команда
станции стремится
добраться до незрячих людей в самых отдалённых уголках страны. Разговор
о переходе на FM-частоты шёл неоднократно. <<Может быть, нашей
радиостанции переход
в FM-диапазон нужен, - говорит главный редактор Олег Шевкун. - Но тогда
начнётся битва за частоту в каждом регионе. А отъехал куда-то в область,
подальше
от передатчика - и отдельная борьба за слышимость. В FM тоже далеко не
всё так гладко. Более того, чтобы убедить кого-то в необходимости для
нас FM-передатчиков
и FM-трансляции, необходимо показать, что у нас достаточно большая
целевая аудитория. А это не так. Даже если взять просто незрячих и
слабовидящих по России
- это сто-двести тысяч человек. Для FM-вещания этого мало. Тема
необходимости FM достаточно спорная. Конечно, хотелось бы стать проще и
удобнее для людей.
Пошёл недавно разговор об AM - средних волнах. Это уже совсем спорная
тема. Средневолновые приёмники у людей есть, но там проблемы и с
прохождением, и
со слышимостью. По Интернет-вещанию можно отметить несколько моментов.
Первый момент. Интернет приходит и в самую глубинку тоже, Интернет
приходит и к
незрячим людям тоже. Компьютерами пользуются многие. Конечно, до людей,
которые уже сильно в возрасте, достучаться сложнее всего. Есть довольно
распространённая
сеть библиотек для слепых, которая существует во всех регионах России.
Туда приходят незрячие и слабовидящие люди сами или их близкие за
книжками. Мы понимаем,
что в библиотеки идут люди, до которых мы с помощью Интернета не
дотягиваемся. Мы сейчас договорились с одним из журналов для незрячих
людей - с журналом
<<Диалог>>. Он выходит на sd-карточках. Плееры для таких sd-карточек людям
раздают бесплатно по государственной программе реабилитации. Мы
договорились,
что в каждом номере журнала - а выходит он раз в два месяца - после
самого <<Диалога>> будет материал от <<Радио ВОС>>. Эта инициатива этого
2015-го года.
Мы стали получать письма от пожилых людей, которые раньше о нас ничего
не слышали. Бабушки и дедушки благодарят. Есть ещё один момент, который
нельзя игнорировать.
С развитием Интернета, с распространением новых устройств слушательская
аудитория увеличивается. Ещё два года назад были ситуации, когда мы
выходили в
эфир, а слушателей насчитывалось всего человек тридцать. Сейчас это всё
осталось далеко позади. Хотя, конечно, скачиваний всё равно существенно
больше,
чем слушателей в прямом эфире>>.

Потенциально интересным решением проблемы распространения информации
среди пожилых незрячих людей в отдалённых уголках страны Олег Шевкун
считает следующий
способ: <<Если бы государственные станции вещали какой-то объём
социальных проектов, то <<Радио ВОС>> могло бы готовить передачи, а
распространять их уже
через других вещателей. Сейчас это реализуется только на <<IamRadio>>,
питерской станции. Они ставят наши программы. Но и они
Интернет-радиостанция, и мы
Интернет-радиостанция. Задача переброски программ на эфирные станции
таким образом не решается. Чтобы выпускать программы для FM-станций,
нужно для начала
найти какую-то эфирную радиостанцию и обсудить, что необходимо им, а что
требуется нам. Теоретически я представляю себе, как это могло бы быть.
Есть две
сферы нашей работы. Первая - это производство программ. Действительно,
если мы сделаем программу, то её можно транслировать где угодно,
конечно, если она
соответствует качеству, ожидаемому той станцией, которая эту программу
возьмёт. Другая сфера - это Интернет-вещание, распространение. Я вижу
эти две сферы
разделёнными друг от друга. То есть производство программ - это одно, а
их распространение - другое. Распространением программ через другие
станции я пока
не занимался, хотя это интересная идея. А программы других станций,
региональных станций, с их разрешения мы иногда даём>>.

Главный редактор считает, что <<Радио ВОС>> должно не только
распространять свой контент, но и заниматься социальной деятельностью.
Это один из векторов будущего
развития проекта. <<Мы планируем делать и нерадийные вещи тоже, - говорит
Олег Шевкун. - <<Радио ВОС>> - это площадка, где мы можем
экспериментировать. Конечно,
наша станция - это, в целом, общественный проект. Мы в любом случае
должны этим заниматься, это важно. Мы понимаем, что и наши слушатели
могут нам помогать.
Недавно мы сделали совместный проект с театром Liquid Тheatre. Есть
такая методика - классная пьеса или class act. Идея заключается в том,
что драматурги
вместе с детьми и взрослыми пишут пьесы, то есть профессиональные
драматурги учат, как писать пьесы. Мы делали проект в Сергиево-Посадском
детском доме
для слепо-глухих. Туда приехали драматурги, продюсер Liquid Тheatre
Ольга Коршакова. Вместе с детишками они сочинили пьесы, которые озвучили
профессиональные
актёры. А потом записали диск с этими пьесами. Проект делался на деньги
Министерства культуры: Сергиево-Посадский детский дом для слепо-глухих
выиграл
грант. <<Радио ВОС>> в этом активно участвовало: мы предоставляли студию,
звукорежиссёры делали запись проекта>>.

блочная цитата
Олеся Синяк
конец блочной цитаты

Концепция радиостанции с самого начала состояла в том, чтобы
рассказывать о темах, о которых слушатели <<Радио ВОС>> нигде больше не
смогут узнать, замечает
Олег Шевкун: <<Например, они нигде больше не узнают, как могут
трудоустроиться незрячие и слабовидящие люди с конкретными примерами
такого трудоустройства.
Они больше нигде не узнают, что происходит в региональных отделениях
Всероссийского общества слепых: допустим, в Омске прошла такая-то акция
- люди узнают
о ней и захотят сделать что-то подобное в другом городе. Приезжая
куда-то в регион, я узнаю, что незрячие люди знакомы с <<Радио ВОС>>. Нас
слушают и за
пределами России. Это тематика, которая касается, прежде всего, нашей
целевой аудитории, а также тех людей, которые тесно связаны с ней.
Вторая составляющая
эфира <<Радио ВОС>> - культурно-просветительские программы. Мы записывали
художку с интересным звуковым оформлением. Максим Поляков на фестивале
<<Вместе
- Радио>> постоянно говорит, что звуком нужно играть. Звук рисует
картинку. Это наш основной подход. Задача не просто что-то рассказать в
студии, а сделать
передачу, в которой слышно, что происходит и где происходит>>.

Эфир <<Радио ВОС>> строится как восьмичасовой блок. Этот блок крутится три
раза в сутки. То есть вещание происходит двадцать четыре часа семь дней
в неделю.
Каждые два часа выходят выпуски новостей. В новостных выпусках
озвучивается информация о жизни незрячих в стране и в мире и плюс
законодательные инициативы,
которые так или иначе могут отразиться на жизни незрячих и слабовидящих
людей. Есть записные программы, есть прямые эфиры. <<Живое вещание сейчас
идёт каждый
день, кроме субботы и воскресенья, с пяти до шести вечера, -
рассказывает главный редактор. - По средам и пятницам прямые эфиры
проходят также и с одиннадцати
до двенадцати часов дня. Плюс по особой необходимости может быть
проведён прямой эфир в этот временной промежуток, с одиннадцати до
двенадцати, и в другие
дни. Всё, что было в прямом эфире, вечером появляется на сайте, записи
можно скачивать. Я думаю, что до конца этого года мы перейдём к
ежедневному четырёхчасовому
живому вещанию, когда в студии будут находиться один-два ведущих.
Развитие прямых эфиров - это наши ближайшие планы>>.

Тематика программных циклов разная. <<Самая наша официальная программа -
<<Новая площадь, 14>>. Именно на Новой площади находится офис центрального
управления
общества слепых. Их пресс-служба делает эту программу, - говорит Олег
Шевкун. - <<Наши люди>> - часовая беседа - наша аудитория совершенно
нормально воспринимает
часовую программу - с кем-то из руководителей разного уровня общества
слепых. Они рассказывают обо всём: о своей организации, о том, что у них
происходит,
почему это происходит... <<Беседка>> - разговор с разными людьми, в основном
с людьми искусства, с людьми науки. Программу о незрячих музыкантах
<<Звучащая
вселенная>> делает Игорь Роговских, наш музыкальный редактор. Это
разговорный формат, но там играет и музыка. В каждом выпуске обязательно
есть четыре-пять
треков. Замечательная двадцатипятиминутная программа <<Шалтай-Болтай>>
выходит раз в две недели. Она рассчитана на родителей незрячих малышей,
дошкольников.
В эфире, к примеру, спрашиваем у тренера по плаванию, как
двух-трёхлетнему незрячему малышу научиться плавать. В студию приходят
тифлопедагоги и рассказывают
о навыках самообслуживания. Ведущая Елена Колосенцева расспрашивает
гостя, как с незрячим ребятёнком заниматься. Это очень практичная вещь.
Программа ориентирована
не на гостя, а на тему. Есть такое выражение - нетленка. Оно относится,
прежде всего, к художке, к художественному вещанию. Но мы стараемся,
чтобы наши
программы хоть как-то походили на нетленку. Передачу о том, как учить
незрячего ребёнка плавать, можно будет слушать и через два года тоже.
Это не реклама
какой-то спортивной школы. Это аудиоресурс на данную конкретную тему>>.

блочная цитата
Марк Мичурин
конец блочной цитаты

Основная аудитория <<Радио ВОС>> - это люди, которым за тридцать, а то и
за сорок. Но слушает станцию, по словам главного редактора, и молодёжь
тоже: <<Пытаемся
раскопать темы, которые интересны и им. Сейчас, например, активно
записываем музыкальные программы, рассчитанные на молодую аудиторию, -
<<Зона особой музыки>>
- о рок- и поп-музыке. Денис Золотов её делает>>.

Не так давно команда радиостанции запустила передачу <<Профи-шоу.
Непоследняя вакансия>>. Это встречи с незрячими профессионалами. <<Люди
рассказывают о своей
профессии, о том, как они работают, - говорит Олег Шевкун. - В гостях
были уже и незрячий юрист, и незрячий массажист. Был и незрячий
финансовый аналитик.
Он рассказывал, как работать незрячему человеку с финансовой
информацией, что делать, чтобы иметь такую работу. Был незрячий официант
из ресторана <<
В темноте

доверия для детей. Всегда бывают активные отзывы на эти программы. Для
меня, как
для главного редактора, важно, чтобы программы обсуждались>>.

Программы на <<Радио ВОС>> отличаются интерактивностью. Во время прямых
эфиров ведущие задают вопросы, люди звонят в студию, отвечают. <<Мы
купили номер, чтобы
люди из регионов могли с нами связываться, - уточняет Олег Шевкун. - Нам
пишут смс-ки, даже незрячие с лёгкостью их набирают>>. Интерактивный эфир
важен:
<<Процент трудоустроенных незрячих людей в России очень низок - это
десять-пятнадцать процентов по разным данным, - замечает главный
редактор проекта. -
Человек сидит дома, ему элементарно не с кем поговорить. Самая
популярная программа сейчас - <<Скажите, пожалуйста>>. Выходит она в самое
неудобное время
- в пятницу в одиннадцать утра, потому что она как раз рассчитана на
тех, кто не на работе. Смысл передачи в том, чтобы дать возможность
людям в прямом
эфире обсудить какой-то вопрос. Наша задача состоит в том, чтобы с
помощью этой программы с аудиторией работать. Необходимо быть не только
редакторами
и ведущими, а ещё и немножко психологами. У людей есть определённые
проблемы, и эти проблемы надо каким-то образом решать. Каждую пятницу у
нас идёт программа
<<Кухня Радио ВОС>>. Это прямой эфир. Смысл его в том, чтобы ведущие и
сотрудники редакции пообщались со слушателями, чтобы слушатели могли
высказаться.
Наша задача - это не лекции читать, а разговаривать с людьми, обсуждать
что-то. Для меня самое важное в эфире - это честность. Один из наших
слоганов:
<<Радио ВОС - для тех, кто умеет слушать>>. Наша аудитория умеет слушать,
люди слышат фальшивые интонации, наигранность в эфире. Мне важно не
только, какие
программы делают ведущие, но и как они их делают. Для меня важно, чтобы
они делали их честно. Часто нашими слушателями оказываются люди, которые
сидят
дома одни. Для них наши ведущие становятся почти друзьями. Я понимаю,
что мы не можем перешагивать какую-то невидимую грань: они же слушатели,
мы ведущие,
но надо, чтобы разговор был. Честность - это первая вещь. Другая вещь -
это уважение к слушателю, уважение к гостю. Важно говорить с человеком,
просто
беседовать. Слушатель должен иметь возможность высказаться. Я не люблю,
когда ведущие красуются перед микрофоном, петушатся. Где-нибудь в другом
месте,
пожалуйста, а с людьми разговаривайте хорошо. Когда ты садишься в студии
перед микрофоном, то должен всё остальное оставить где-то позади>>.

блочная цитата
Наталья Лескина
конец блочной цитаты

На сегодня самая слушаемая и самая скачиваемая передача - это <<Тифлочас>>
- еженедельный разговор об адаптивных технологиях для слепых и
слабовидящих. <<Сам
жанр Интернет-радио определяет тот факт, что нас, прежде всего, слушают
люди, которые интересуются технологиями, - считает Олег Шевкун. - И в
целом в этой
сфере постоянно что-то происходит, а информацию найти трудно. Мы
стараемся делать так, чтобы у нас в гостях были первоисточники
информации. Например, какая-то
американская компания выпустила что-то интересное. Мы связываемся с
ними, выводим их в эфир по скайпу или по телефону, делаем синхронный
перевод для того,
чтобы люди могли задать вопрос именно тем, от кого это исходит. В
программу <<Тифлочас>> приглашаются люди из разных компаний. Уже были
представители <<Abell>>,
<<Яндекс>>, <<Samsung>>, <<Olympus>>. Сейчас компании понимают свою
корпоративную ответственность и сами с нами связываются. Я сразу
предупреждаю их представителей,
что рекламной программы не будет, что вопросы будут как удобные, так и
неудобные.

<<Навигатор>> - программа о жизни незрячих в разных странах мира.
Радиостанция связывается с людьми из разных стран по скайпу. Чаще всего
синхронным переводом
занимается главный редактор <<Радио ВОС>>. <<Был у нас как-то гость из
Мексики, - рассказывает Олег Шевкун. - Выяснилось, что в Мексике для
незрячих людей
нет ничего. Более того, выяснилось, что если слепой человек работает, то
это позор для его семейства с точки зрения мексиканской культуры, потому
что это
значит, что семейство о нём не может позаботиться. То есть они
по-другому смотрят на ситуацию. Там человек может быть бедным, он может
жить в комнате,
где, кроме него, живут ещё восемь человек, но на работу он не пойдёт.
Желающим работать приходится ломать стереотипы>>.

Ломает стереотипы и Даниэла Димитрова, общественный деятель, переводчик,
бизнес-тренер... Она родилась в Болгарии, училась в США, сейчас живёт в
Германии.
Слепота не мешает ей вести активный образ жизни. Даниэла в одном из
выпусков <<Навигатора>> рассказывала об особенностях жизни незрячих и
слабовидящих в
Болгарии и Германии, а напоследок она пожелала следующее: <<Я хочу
сказать незрячим россиянам и не только незрячим. Гордитесь тем, кто вы
есть. Если вы
незрячий человек - замечательно! Гордитесь тем, что вы справляетесь с
этой жизнью, будучи незрячим. А если вы человек зрячий, гордитесь тем,
что вы зрячий,
и при этом знайте проблемы и жизнь незрячих людей. Для меня слепота -
это целая культура. И есть, чему поучиться у этой культуры. То же самое
касается
и глухих. У них есть своя культура. Я люблю с ними общаться, потому что
у них чему-то учусь. Гордитесь тем, кто вы есть, и наслаждайтесь жизнью!..>>

Елена Дюкова

Radioportal.ru

http://www.radioportal.ru/news/radio-vos-radio-dlya-teh-kto-umeet-slushat

Ответить   Tue, 07 Jul 2015 23:28:20 +0400 (#3289388)