Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Банки не для всех. Какие из крымских банков остаются недоступными для инвалидов?

Банки не для всех. Какие из крымских банков остаются недоступными для
инвалидов?

Снять деньги с карточки, оплатить коммунальные услуги или поменять
доллары на рубли -- вроде бы элементарные и вполне естественные вещи.
Однако, как оказалось,
далеко не для всех -- десятки тысяч крымчан, входящих в состав
маломобильных групп населения, привычных финансовых удобств лишены.
Насколько доступны кредитные
учреждения полуострова для людей с недостатками зрения, мамочек с
колясками и престарелых граждан, а также что по этому поводу думают сами
сотрудники банков,
узнавал еженедельник <<Крымский ТелеграфЪ>>.

Сразу оговоримся, что мы не ставили целью дать полный анализ уровня
доступности всех финансовых учреждений республики, а также сформировать
позитивный/негативный
имидж какого-то банка. Мы действовали по методу случайного поиска,
фотографируя все банковские учреждения, которые попадались у нас на пути
в разных населённых
пунктах. Интересовались не только пандусами, в которых нуждаются
большинство представителей маломобильных групп населения, но и такими
<<мелочами>>, как,
например, шрифт Брайля на кнопках банкоматов или высота расположения
окон операционистов, до которых человеку в инвалидной коляске ну никак
не дотянуться.
Результаты, полученные методом случайного поиска, оказались ошеломляющими.

* * *

Представители организаций инвалидов намерены взяться всерьёз за вопрос
доступности крымских банков. Как рассказали <<КТ>> в республиканском
обществе защиты
прав инвалидов <<Надежда>>, судом уже принят к рассмотрению иск в
отношении одного из финучреждений, причём в числе требований не только
обеспечение доступности,
но и взыскание морального ущерба из-за полной недоступности банка для
лиц с ограниченными физическими возможностями.

Помимо судебных исков, по словам общественников, планируется активное
взаимодействие с органами прокуратуры и социальными службами на местах.
Как сообщил
глава организации Олег Соколов, уже есть практика, когда совместная
группа проводила выездную проверку на предмет доступности объекта
социальной инфраструктуры.

По итогам таких проверок будут составляться акты с перечислением всех
выявленных нарушений и рекомендациями по их устранению. Если владельцы
объектов социальной
инфраструктуры добровольно не пойдут на обеспечение доступности для
маломобильных групп населения, в общественной организации намерены
развивать практику
понуждения их к этому через решения судов.

Банк РНКБ

Проверено -- 8

Доступно -- 0

Самый распространённый в последнее время на территории Крыма Российский
национальный коммерческий банк (РНКБ) оказался почти напрочь лишён
доступности для
маломобильных групп населения. Наиболее яркие впечатления остались от
крыльца на полтора десятка ступеней без какого бы то ни было намёка на
пандус в центре
крымской столицы. Причём в трёх других отделениях ситуация оказалась
аналогичной -- хотя бы одна высокая ступень и никаких пандусов.

Ах да, ещё покорило отделение банка на втором этаже без всяких там
кнопок вызова и прочих вспомогательных устройств. Покорило, впрочем, не
этим, а тем,
что на огромный жилой массив это единственный филиал РНКБ. И доступ к
нему фактически исключён для родителей с детьми в колясках, пожилых
людей и других
лиц, которым противопоказаны физические нагрузки в виде крутой лестницы
на второй этаж.

Среди неприятных открытий такое: многочисленные банкоматы не оборудованы
гравировкой для людей с недостатками зрения, что создаёт им неудобство,
поскольку
они могут легко перепутать цифры пин-кода и после второй неудачной
попытки остаться без пластиковой карты. Однако справедливости ради
добавим, что только
у РНКБ и только единожды был замечен банкомат, которым могут
воспользоваться инвалиды-колясочники -- он расположен на приемлемой для
них высоте.

Официально

Согласно ответу руководителя группы внешних коммуникаций Дианы
Скляренко, в настоящее время банк проводит работы по оснащению своих
точек обслуживания пандусами
для групп населения с ограниченными возможностями. Значительная часть
офисов уже оснащена подобными конструкциями. Ввиду высокой стоимости
такого оснащения
работы по повышению доступности отделений и банкоматов проводятся
постепенно. Их завершение планируется в конце 2017 года. В целях
улучшения качества обслуживания
на официальном сайте РНКБ реализована возможность оставить отзыв о
работе банка, в том числе оценить, насколько удобны и доступны его
отделения.

Банк <<Первомайский>>

Проверено -- 1

Доступно -- 0

Всего одна крутая ступень отделяет симферопольское отделение банка
<<Первомайский>> от цивилизованного подхода к сфере банковского
обслуживания населения.
Правда, ещё и двери учреждения открываются наружу, что очень неудобно,
когда надо попасть с ребёнком в коляске -- пока обеими руками тянешь её
на крутой
порог, ногой приходится придерживать закрывающиеся двери.

Официально

На официальном сайте банка отделений в Крыму нет вообще. Длительные
поиски через Краснодар привели к начальнику отдела методологии и
сопровождения УРРС
Андрею Бочарову, сообщившему следующее: <<В кредитно-кассовых офисах
банка в Республике Крым проведён необходимый комплекс мероприятий по
обеспечению доступности
маломобильных групп населения. Во всех офисах установлены комплексные
тактильные таблички с азбукой Брайля, самоклеящиеся круги, тактильные
пиктограммы,
тактильные полосы и звонки для вызова сотрудников>>.

Генбанк

Проверено -- 7

Доступно -- 1

Второй по величине банк на полуострове оказался также не очень богат на
элементы безбарьерной среды. Пресловутые пандусы удалось увидеть только
в одном
отделении Генбанка, и то с тыльной стороны здания, в районе парковки
инкассаторских и прочих машин, лавировать между которыми не самое
большое удовольствие.

Банкоматы Генбанка тоже не сильно ориентированы на специфические
проблемы слабовидящих, к тому же большая их часть находится внутри
неприступных отделений
или же обязательно на возвышенной площадке, размеры которой люди с
плохим зрением едва ли могут считать безопасными.

А ещё у этой финансовой структуры очень много пунктов обмена валюты,
причём на нашем пути встретился такой, окно которого было высоковато
даже для человека
небольшого роста, не говоря уже о людях в инвалидных колясках.

Официально

Как утверждает начальник отдела административно-хозяйственного
обеспечения Роман Хаврич, практически каждое второе отделение банка
оборудовано необходимыми
элементами доступности. А там, где таковых не наблюдается, просто нет
возможности их соорудить. Однако сотрудник заверил, что банк и далее
намерен совершенствовать
свою доступность для клиентов и на последний квартал этого года под эти
цели выделены средства.

Банк ЧБРР

Проверено -- 2

Доступно -- 0

Чисто крымский банк к решению вопроса подошёл с присущей менталитету
находчивостью -- ни одно из учреждений ЧБРР к удобству клиентов с разными
физическими
ограничениями оказалось не приспособлено, но на видном месте и на
положенной высоте оборудованы кнопки вызова сотрудников.

Работают или нет -- не проверяли, но сам факт их наличия уже говорит о
том, что в банке о требованиях законодательства в этой сфере знают и
стараются хоть
как-то соответствовать. Ещё бы придумали, как банкоматы для незрячих
адаптировать, -- и можно было бы ставить в пример всем остальным.

Официально

В отделе маркетинга ЧБРР с сожалением констатировали, что в ближайшее
время ситуацию никто прокомментировать не сможет в связи с кадровыми
пертурбациями.
В том числе и руководитель финансовой организации, поскольку его только
что назначили на эту должность.

Банк <<Верхневолжский>>

Проверено -- 3

Доступно -- 0

Одно из встреченных отделений банка <<Верхневолжский>> располагается на
втором этаже обычного торгового центра, который, как это часто бывает,
не приспособлен
для маломобильных граждан, ибо <<не та целевая аудитория>>.

А вот второе отделение прямо-таки позабавило оригинальностью
архитектурного мышления.

Филиал банка оборудован пандусом, однако при строительстве, видимо,
что-то в расчётах упустили, и поэтому конструкция вышла не ровной, как
положено по строительным
нормативам, а со своеобразным трамплином. С детской коляской ещё как-то
можно <<запрыгнуть>>, а вот на инвалидной лучше не рисковать -- уж очень
высока вероятность
опрокинуться.

Официально

Пояснить, почему же так откровенно игнорируются требования
градостроительного законодательства, в <<Верхневолжском>> не захотели.
Сотрудница приёмной сообщила,
что ни по телефону, ни по электронной почте, ни при личной встрече банк
такую информацию не предоставляет. Только письменный запрос и строго по
почте (большая
часть отделений которой, к слову, тоже остаётся для маломобильных групп
населения недоступной).

Крайинвестбанк

Проверено -- 1

Доступно -- 0

Перед нами традиционное для большинства финансовых учреждений крыльцо с
хромированными перилами и полным отсутствием даже намёка на элементы
безбарьерной
среды. Ни в отделение Крайинвестбанка ни даже к банкомату, который
разместили также на крыльце, не подберутся ни мама с ребёнком в коляске,
ни пожилой
человек. Для людей с проблемами зрения также ничего не предусмотрено. А
в наш обзор этот банк попал ещё и потому, что наряду с архитектурной
недоступностью
недоступной оказалась и администрация учреждения.

Официально

Все попытки найти контактные телефоны руководства территориального
подразделения не увенчались успехом. По всей видимости, номера телефонов
отделений тоже
оказались причислены к категории банковской тайны. А вот на телефон
горячей линии, указанный на официальном сайте, дозвониться можно. Но
только для того,
чтобы минут пятнадцать слушать автоответчик, беспрерывно уверяющий
потенциальных клиентов в том, что оператор возьмёт трубку через четыре
минуты.

Банк Россия

Проверено -- 4

Доступно -- 1

В Саках отделение <<Банка Россия>> оказалось единственным, которое отчасти
соответствует требованиям, предусмотренным российским законодательством
в сфере
доступности. Просто здание не имеет никакого порога, что открывает
доступ внутрь помещения, однако высота кассовых окон исключает из
процесса инвалидов-колясочников,
которых в Саках всегда очень много.

В Симферополе же никаких <<изысков>> не наблюдается -- красивые мраморные
ступени трёх отделений в центре города оставляют за порогом
представителей маломобильных
групп населения без шансов попасть внутрь. И даже единственный уличный
банкомат оказался приподнят на ступень, чтоб уж наверняка исключить его
доступность.

Официально

В администрации банка нас заверили, что у них есть сотрудник, который
занимается вопросами доступности, однако давать комментарии прессе он не
уполномочен.
Самостоятельно оценить, насколько филиалы соответствуют потребностям
людей с ограниченными физическими возможностями, мог бы руководитель
территориального
подразделения или его зам, но они так и не нашли времени, чтобы это сделать.

Всего корреспонденты газеты <<Крымский ТелеграфЪ>> в нескольких городах
проверили 47 объектов банковской сферы, из которых доступными для
маломобильных групп
населения оказалось только пять.

* * *

В законодательном поле обязательность доступности социально значимых
объектов обозначена:

* Федеральным законом <<О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации>> от 24 ноября 1995 года No 181-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.);

* Федеральным законом <<Технический регламент о безопасности зданий и
сооружений>> от 30 декабря 2009 года No 384-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.);

* Строительными нормами и правилами 35.01 <<Доступность зданий и
сооружений для маломобильных групп населения>>;

* постановлением Правительства РФ <<Об утверждении государственной
программы Российской Федерации ,,Доступная среда`` на 2011-2015 годы>> от
15 апреля 2014
года No 297.

Аркадий Лукин

Источник:
Крымский телеграф

http://dislife.ru/articles/view/40428#cut

Ответить   Wed, 7 Oct 2015 12:39:54 +0300 (#3317787)