Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] ШОПИНГ ВСЛЕПУЮ

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

ШОПИНГ ВСЛЕПУЮ

Лето -- это маленькая жизнь, с долгожданными каникулами, яркими
событиями, неожиданными путешествиями, а значит, и новыми впечатлениями.
Запоминающимся приключением
для меня стала небольшая авантюра, которую мы осуществили вместе с моим
гостем из республики Беларусь Виталием. Всё началось с того, что
захотелось побаловать
себя чем-нибудь вкусненьким, и мы решили совершить рейд по тверским
магазинам. Этот эксперимент стал для меня необычным, рискованным и
волнительным, ведь
несмотря на остаток зрения (примерно 5 -- 7 процентов), за покупками я
всегда хожу с мамой, и витрины для меня -- лишь некая пёстрая абстракция,
а обращаться
к персоналу, честно говоря, стесняюсь. Зато мой гость без остатка
зрения давно покупает продукты самостоятельно. И я подумала, что
настало время и мне
преодолеть свои страхи! К тому же у меня как у начинающей журналистки
появилась прекрасная возможность опробовать доступность наших торговых
площадок для
инвалидов по зрению и оценить уровень их обслуживания.

<<Пятёрочке>> -- пятёрочку?

Для начала отправляемся в открывшийся полгода назад гипермаркет
<<Пятёрочка>>. Это не самый близкий, метров 500 от дома, но довольно
удобный и просторный
магазин. Дорога до него мне уже неплохо знакома, а мой спутник идёт с
тростью, поэтому, держась за руки, мы уверенно шагаем по тротуару и
переходим улицы
по зебрам. Затруднение возникает лишь на светофоре, появившемся здесь
после открытия магазина. Во-первых, он кнопочный, что слепым неудобно,
во-вторых,
не озвученный. Приходится ориентироваться по останавливающимся
машинам, а также по движению других пешеходов, хотя в городском шуме
эта задача многократно
усложняется. Кроме того, дорога четырёхполосная, а времени на переход
всего 16 секунд, но на этот раз нам повезло: вместе с прохожими,
нажавшими заветную
кнопочку, без особых проблем быстро оказываемся на другой стороне.

Впрочем, на этом препятствия не заканчиваются: вход к магазину нам
грозно преграждает фургон, из которого разгружают товар. Но мы -- люди
привычные, поэтому,
аккуратно обойдя машину, продолжаем идти к цели. И вот уже перед нами
приветливо распахиваются стеклянные автоматические двери, жёлтые полосы
на которых,
к сожалению, отсутствуют. Осторожно двигаемся в сторону касс, чтобы
попросить о помощи, но внимания на нас никто не обращает. Немного
потоптавшись на месте,
пытаемся найти консультанта непосредственно в торговом зале. И тут
Фортуна снова улыбается нам: женщина, к которой мы обращаемся,
оказывается не только
первоклассным специалистом, но и замечательным человеком. В одну минуту
она привозит тележку и обслуживает нас по высшему разряду! Свои покупки
мы, разумеется,
продумали заранее, да и расположение отделов я уже неплохо успела
изучить, поэтому ходить зигзагами по гипермаркету нам не пришлось. Ловко
маневрируя тележкой,
Ольга Николаевна (так зовут нашу помощницу), терпеливо отыскивает нужные
товары, а также советует приобрести то, что сегодня наиболее выгодно. У
магазина,
кстати, есть свой сайт, на котором размещена актуальная информация о
действующих акциях, и всё же там перечислены далеко не все товары со
скидкой -- на
самом деле их гораздо больше. Есть у <<Пятёрочки>> и телефон горячей
линии, по которому можно задать специалистам все интересующие вопросы.
Кроме того, с
недавних пор эта сеть гипермаркетов выпускает уникальное печатное
издание <<Пятёрочка. Все, как ты любишь!>>, в создании которого может
принять участие любой
покупатель. Для этого достаточно отправить свои рецепты и пожелания на
указанный адрес электронной почты.

Итак, выбрав всё, что необходимо, направляемся к кассе. Ольга
Николаевна сама пробивает наши покупки, произнося вслух каждое
наименование. Примечательно,
что в отличие от других супер- и гипермаркетов, где определённые виды
товара нужно взвешивать самостоятельно на весах с сенсорным дисплеем, в
<<Пятёрочке>>
это делают сами кассиры, что очень удобно для незрячих. Упаковав всё,
как положено, Ольга Николаевна аккуратно складывает продукты в пакет.
Хотя при себе
у нас нет ни документов, подтверждающих инвалидность, ни дисконтной
карты, нам всё же делают небольшую скидку. Расплачиваемся наличными, и
женщина всё
так же методично отсчитывает сдачу, чётко произнося номинал купюр и
вкладывая их прямо в руку. Чек, безусловно, тоже берём. Напоследок Ольга
Николаевна
любезно интересуется, где мы живём, каким образом перешли дорогу, и
приглашает посетить магазин ещё раз. На этой тёплой ноте с лёгкой душой
и тяжёлым
пакетом мы покидаем гипермаркет.

Домой возвращаемся другой дорогой. На очередном светофоре стоим в гордом
одиночестве. Удивительно, но факт: мне уже неоднократно доводилось
слышать, как
этот светофор, хоть и тихо, но пищит, однако сегодня у него, похоже,
день тишины, а рядом ещё перекрёсток... Ориентируясь на шум машин, слава
Богу, без приключений
пересекаем проезжую часть. Не могу не отметить, что <<Пятёрочка>> --
единственный, на мой взгляд, магазин в окрестности, хоть как-то
приспособленный для людей
с ограничениями зрения. Здесь нет ступенек при входе и внутри
магазина, порогов, о которые легко споткнуться. Хотя нам даже
довелось встретить здесь
женщину на коляске, правда, с сопровождающей, которые роптали на то,
что часто в крупных магазинах любят ставить коробки с товаром посреди
прохода, и
попробуй протиснуться между витриной и этим <<Олимпом>>. К тому же
колясочники не могут взять с верхней и даже средней полки нужный
продукт без посторонней
помощи. А как правило, именно там, на уровне глаз обычного покупателя,
размещается самое интересное. Словом, и хочется, и колется...

В <<Кормилец>> -- только с регистрацией

Давно мечтала протестировать сервис тверских интернет-магазинов, но
как-то не было повода, а теперь, наконец, выпал отличный шанс. В Твери,
как минимум,
два таких универсама -- <<Кормилец>> и <<Дом фруктов>>. Название последнего
говорит само за себя, а вот в <<Кормильце>> ассортимент гораздо шире.
Помимо овощей
и фруктов, здесь есть такие разделы, как бакалея, хлеб и кондитерские
изделия, вода и напитки, молочная продукция, мясо, рыба, консервы,
заморозка, а также
хозтовары, аптека и товары для животных. Доставка заказа стоимостью до
1000 рублей в обоих магазинах обходится в 50 рублей, что, на мой
взгляд, вполне
приемлемо. Если же сумма превышает 1000 рублей, данная услуга
предоставляется бесплатно. Однако если в <<Доме фруктов>> минимальная
стоимость заказа составляет
500 рублей, то в <<Кормильце>> всего 300. И там и там предусмотрен и
самовывоз. Таким образом, сделав заказ в Интернете или по телефону,
можно просто заехать
и, не заплатив ни одной лишней копейки, забрать приготовленный
специально для вас пакет.

Отдав предпочтение <<Кормильцу>>, внимательно изучаю структуру сайта,
условия покупки, наименования товаров и, конечно же, цены, а они, надо
заметить, вполне
адекватные. Безусловно, что-то подороже, чем в обычном супермаркете,
что-то стоит ровно столько же, а некоторые товары, наоборот, чуточку
дешевле. Честно
говоря, я даже не догадывалась, что есть такие полуфабрикаты, а также
сорта конфет, вафель, печенья, мороженого и прочих сладостей, которые
здесь продаются.
Наблюдая за сайтом, замечаю, что перечень продуктов и цены
корректируются, а значит, администраторы своевременно обновляют контент,
что, несомненно, похвально.
Радует также, что на каждой странице есть форма поиска, куда можно
вписать наименование или марку продукта, нажать кнопку <<найти>> и
просмотреть все товары,
в названии которых встречаются введённые вами ключевые слова. Именно
таким способом нахожу всё необходимое и помещаю в <<корзину>>. Система
оповещает,
что данный товар уже находится в ней, и даже когда браузер зависает,
выбор сохраняется, так что заново ничего делать не нужно. Всё вроде бы
идёт по накатанной,
но тут вдруг обнаруживается один большой минус: чтобы оформить заказ,
необходима регистрация на сайте, хотя в инструкции об этом не было ни
слова. Но другого
выхода нет, поэтому безропотно придумываю логин, пароль, ввожу ФИО,
номер телефона и адрес электронной почты, на который приходит ответ для
подтверждения
регистрации. Не без труда проделываю этот манёвр и возвращаюсь на
страницу с оформлением заказа. В сводной таблице указано общее
количество товаров, их
наименование, цена каждого в отдельности и общая стоимость покупки. На
данном этапе можно изменить ваш первоначальный выбор. Остаётся оставить
свой адрес,
определить удобное время и способ доставки, в нашем случае -- это
курьер. Расплатиться, к сожалению или к счастью, можно только наличными
по факту получения
покупки. Сразу после окончательного подтверждения на зарегистрированный
электронный ящик приходит копия заказа со всеми характеристиками, а
также номером,
по которому можно отследить ход его выполнения. Уже через 30 минут мне
перезванивает менеджер и сообщает, что продукты собраны, и машина скоро
будет у
нас. Ещё через 45 минут приезжает курьер и вручает мне фирменный пакет.
Чек, разумеется, прилагается. Как оказалось, сам магазин находится
буквально в
двух-трёх остановках от моего дома, поэтому даже мороженое растаять не
успело. Проверяю, всё ли на месте и рассчитываюсь с невероятно
обаятельным курьером,
который, к моему удивлению, также чётко начинает отсчитывать сдачу,
произнося вслух номиналы и вкладывая деньги в руку. <<А как Вы их
распознаёте? Чувствуете
руками?>> -- с неподдельным интересом спрашивает он, кладя мне на ладошку
очередные монеты. <<Да, а как Вы догадались? -- недоумённо отвечаю я, --
Ведь у меня
есть остаток зрения>>. -- <<По неуверенным движениям...>> -- удовлетворяет
он
моё любопытство. Хм, наблюдательный. Видимо, не в первый раз
сталкивается с инвалидами
по зрению. Обнаружив, что не придётся даже расписываться, облегчённо
выдыхаю и уже в дверях уточняю у курьера некоторые детали. Ежедневно
интернет-магазин
обслуживает 5 -- 10 заказов с доставкой на дом, среди покупателей, как
правило, люди с ограниченными возможностями и пенсионеры. Последним с
оформлением
заказа обычно помогают дети. Кроме того, это можно сделать и по
телефону. Насколько я поняла, <<Кормилец>> -- это совершенно обычный
супермаркет, оказывающий
населению дополнительные услуги. Единственный минус -- регистрация на
сайте, но если учесть, что проделать эту процедуру нужно лишь однажды,
постепенно
она станет явным преимуществом, так как в личном кабинете можно
просмотреть историю всех заказов и даже откладывать продукты на будущее,
говоря проще,
составлять список, подобно тому, как это делают зрячие, чтобы в один
клик оформить новый заказ.

<<Авоська>> -- добрая душа

Теперь решаем посетить расположенный по соседству супермаркет <<Авоська>>,
где собираемся опробовать ещё одну интересную схему. На пешеходном
переходе, ведущем
прямо к магазину, перед нами, даже не затормозив, а, напротив, набирая
скорость, проносится маршрутка. Разумеется, услышав её ещё издалека, мы
не полезли
под колёса, однако в очередной раз убедились в том, что полностью
полагаться на наличие соответствующих знаков и зебры, а тем более на
соблюдение всеми
водителями правил дорожного движения не стоит.

Не задерживаясь на входе, идём в магазин. Ориентироваться здесь не так
сложно, хотя пару месяцев назад некоторые товары ни с того ни с сего
поменяли место
дислокации. По всей видимости, это типичный маркетинговый ход,
привлекающий внимание потребителей к определённым видам продукции.
Подобные изменения и
для зрячих-то не в радость, что уж говорить о нас! Как правило, персонал
всегда где-то поблизости, однако мы избрали иную тактику: обращаемся к
случайной
покупательнице с просьбой помочь нам выбрать товар. Женщина без
колебаний соглашается, и буквально через 5 минут мы уже стоим на кассе.
Теперь наша задача
-- расплатиться банковской картой. Пока я складываю немногочисленные
покупки в сумку, мой спутник вводит код, и сумма тут же списывается со
счёта, о чём
благодаря подключённой услуге <<мобильный банк>> меня уведомляет
пришедшее на телефон смс-сообщение, где указана и сама сумма, и время
списания денежных
средств. Справедливости ради скажу, что первый наш подобный эксперимент,
правда, в другом супермаркете, с треском провалился: карта просто не
читалась.
Как выяснилось позже, проблема заключалась в магнитной ленте, которая,
скорее всего, просто была слегка затёрта пальцами. Вместо того чтобы
аккуратно протереть
её, кассирша раз пять-шесть просила нас ввести код, после чего и вовсе
потребовала наличку. Словом, нам просто попалась некомпетентная
сотрудница, зато
теперь мы знаем, как поступать в подобных ситуациях, и всё же лучше
всегда иметь при себе деньги.

Личный опыт -- лучший советчик

Что ж, шопинг вслепую, пожалуй, осуществить гораздо проще, чем
кажется. Главное -- не стесняться попросить о помощи, не боясь при этом
выглядеть глупо,
жалко, беспомощно или ещё как-то. Да, иногда нам приходится оказываться
в зависимом положении, но и совершенно здоровые люди попадают в подобные
ситуации.
Нас, конечно, проще обмануть, обвесить, обсчитать, однако и зрячие опять
же от этого не застрахованы. Эксперимент мы провели лишь для того,
чтобы, испытав
всё на личном опыте, доказать себе и окружающим, что самостоятельность --
вполне реальна, хотя, безусловно, совершать покупки комфортнее с кем-то
из родных
и знакомых.

У каждого из описанных вариантов есть как преимущества, так и
недостатки, поэтому выбор остаётся за вами. На мой взгляд, их вполне
можно комбинировать,
другой вопрос, что далеко не везде есть интернет-магазины -- это всё-таки
прерогатива крупных городов. Но всем, кто имеет такую возможность, я бы
советовала
хотя бы ради интереса воспользоваться услугами подобного рода.
Разумеется, существует определённый риск, но в моём случае, например,
продукты были качественными.
Кстати, этот вариант удобен и для зрячих, ведь никто не отменял
экстремальных ситуаций: природных катаклизмов, болезни и т.д. Ну, а
добрые люди, готовые
помочь, как показывает практика, всегда где-то рядом. Удачных вам покупок!

Анастасия Павлюченкова

http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3785:mat-journal-our-life-2015-10-02&catid=332:cat-journal-our-life-2015-10&Itemid=184

Ответить   Fri, 9 Oct 2015 20:34:55 +0300 (#3318834)