[mgr] Сломать стену. Кировчанка поставила спектакль со слабовидящими детьми
Сломать стену. Кировчанка поставила спектакль со слабовидящими детьми
Ирина Брежнева пришла к этому проекту совершенно случайно, однако он
остался в сердцах как участников, так и зрителей. Как создавался
спектакль и почему
трудно продолжать такие инициативы.
Наше общество никак не может определиться в своём отношении к инвалидам.
У большинства они вызывают жалость, немногих побуждают к действиям. И
лишь единицы
понимают: люди с ограниченными возможностями нуждаются не только в
сочувствии и не столько в деньгах. Главное - чтобы от них не
отгораживались стеной недоверия
и непонимания.
Через барьеры
Сейчас сложно сформулировать, откуда взялась идея - она как будто витала
в воздухе. Хореограф Ирина Брежнева работает в технике контактной
импровизации,
основанной, по сути, на доверии к партнёру. Почему бы не перенести это
ощущение со сцены в жизнь? И не только участникам спектакля, но и тем,
кто сидит
в зрительном зале.
С другой стороны - её друзья постоянно участвуют в благотворительных
ярмарках для поддержки слабовидящих детей, и о проблемах, с которыми
сталкиваются эти
ребята, она знает. А знают ли другие?
Сценарий был написан практически за одну ночь. Воплотить его в жизнь
помог грант Министерства культуры РФ, выделенный в рамках проекта <<Театр
+ общество>>.
Почти год до премьеры Ирина занималась с юными актёрами - участниками
танцевального коллектива <<Сюрприз>> и детьми с ограниченными возможностями.
<<Они очень легко шли на контакт. У них сто миллионов вопросов, и нет
проблем с тем, как заговорить, как подойти, - поделилась Ирина. - И мы -
аж до пота
в ладонях - переживали: как будем работать? Потому что даже обычное
слово <<смотри>> по отношению к ним звучит, согласитесь, странно. Но
оказалось, дети
употребляют его точно так же, как и мы. Ущербные не они, а мы>>.
Слепые сердцем
Слабовидящие детки очень аккуратны в движениях, если не сказать, зажаты:
по сути, они живут на расстоянии вытянутой руки. Она словно мостик в
другой мир
- мир зрячих. Нельзя обмануть их доверие, оттолкнуть эту руку, не подать
её, когда будет нужно. И на взрослых лежала громадная ответственность:
одно неверное
движение - и ребёнок напуган, хрупкое равновесие нарушено.
<<Наш проект не о физической слепоте, - поясняет хореограф Ирина
Брежнева, - он о том, что мы не всегда можем увидеть в человеке, который
рядом с нами, но
немного не такой, как мы, человека, проникнуть в его внутренний мир,
попытаться помочь ему. Терпимость - очень важная вещь в нашем мире, где
так много
жестокости и непонимания>>.
Один из самых драматических моментов, когда дети один за другим начинают
валиться на сцену, взрослый мечется между ними, стараясь подхватить
каждого и не
дать ему упасть, а ритм падений всё ускоряется.
<<Важно, чтобы взрослый оказался рядом с ребёнком, когда тому это
необходимо, - отмечает Ирина, - чтобы он почувствовал, что любим,
защищён, что ему есть
на кого положиться в любую минуту. Но ребёнку важно проживать разные
моменты самостоятельно и идти дальше>>.
Дети, участники спектакля, в какой-то момент натягивают на глаза шапочки
как символ того, что обычное зрение не так уж и важно - надо видеть
сердцем. Но
<<нормальным>> людям мешают внутренние шоры.
Они - не инопланетяне
Спектакль занял своё место в репертуаре в театре, но что дальше?
<<Девочки очень ждут продолжения, звонят, спрашивают, когда соберёмся.
Пока не получается, - признаётся Ирина. - Я не готова к чему-то
подобному. Были люди,
которые шли за мной и за идеей, но взять инициативу в свои руки... Это
очень показательно для нашего общества: мы посочувствуем, покиваем,
можем даже поплакать,
но дальше дело не пойдёт>>.
d2f3abeb3a09fb0484845270f8b07e32.jpg
Для участников проекта спектакль стал большим удовольствием
Желающих подхватить эстафету не нашлось. После премьеры к Ирине подошёл
лишь один человек, предприниматель, и предложил свою помощь. И всё же
для семей,
которые участвовали в проекте, он стал совершенно новым этапом в их жизни.
<<У Ани была мечта выступать в спектаклях ещё задолго до проекта, -
рассказала Светлана Соболева. - С учётом того, насколько дочка подвижна
и говорлива,
я сомневалась, получится ли у неё услышать и довериться взрослым, но,
по-моему, её артистизм Ирина направила в нужное русло, и это придало
Анюте ещё больше
уверенности в том, что индивидуальна и необычна. Хочется, чтобы ребяток
с ограничениями чаще задействовали - они чувствуют, что никому не нужны.
Даже мамы
считают: ребёнок-инвалид - это приговор. Как можно так думать о своём
ребёнке и не стремится к тому, чтобы ему было проще жить в обществе?
Ведь общество
не принимает таких детей и смотрит как на <<инопланетян>>. Очень нужны
занятия по типу <<мать и дитя>>, чтобы родители поверили: их ребёнок может
многое, он
просто необычен. И не жалели себя>>.
Елена Курбатова
Источник:
Аргументы и Факты
http://dislife.ru/articles/view/41442#cut