Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] <<Я конкурирую со здоровыми людьми>>. Впервые в Украине незрячий ученый защитил докторскую диссертацию

<<Я конкурирую со здоровыми людьми>>. Впервые в Украине незрячий ученый
защитил докторскую диссертацию

-- Спортсмены-паралимпийцы соревнуются с такими же, как они, инвалидами,
а я конкурирую со здоровыми людьми, -- говорит <<ФАКТАМ>> незрячий ученый
из Запорожья
41-летний Евгений Клопота, защитивший на прошлой неделе в Киеве в
Институте специальной педагогики НАПН Украины докторскую диссертацию по
психологии. --
Своим примером доказываю, что упорным трудом тотально слепой человек
может добиться успеха в жизни.

<<Потерял зрение после того, как в детском садике кто-то из детей ударил
меня по голове>>

-- Все, кто меня окружает, знают, что не терплю поблажек к себе, --
говорит Евгений Клопота. -- Дел у меня много: преподаю в Запорожском
национальном университете,
работаю практикующим психологом, возглавляю научный журнал по психологии
(кстати, я, вероятно, единственный в мире незрячий главный редактор),
занимаюсь
общественной работой.

Университет я закончил с красным дипломом, кандидатом наук стал в 29
лет. И вот теперь защитил докторскую, посвященную интеграции слепых в
мир здоровых
людей. В диссертации заключен опыт, полученный в ходе работы с двумя
тысячами 132 слепыми и зрячими людьми. Я интервьюировал их на предмет
того, что мешает
здоровым и инвалидам общаться, вместе трудиться. Проводил
психологические тренинги, семинары, даже устраивал концерты. Во всех
этих мероприятиях участвовали
как слепые, так и зрячие люди. Моя задача -- добиться, чтобы инвалиды не
стеснялись своих физических недостатков, не замыкались в квартирах,
старались жить
нормальной жизнью. В США, например, никого не удивит и не шокирует
девушка, которая выходит на улицу в шортах с протезом ноги. Чем наши
инвалиды хуже?

-- Вы слепой от рождения?

-- Нет, я потерял зрение в шесть лет: кто-то из ребят в детском садике
ударил меня по голове. Ослеп не сразу -- поначалу меня просто тошнило и
рвало. Врачи
допустили роковую ошибку, решив, что это пищевое отравление. Меня даже
положили в инфекционное отделение. Вскоре стало ясно, что проблема не в
инфекции.
Тем временем зрение становилось все хуже. Правильный диагноз поставили в
одной из московских клиник, куда меня повезли родители. В затылочной
части головы
образовалась большая гематома. Ее удалили, но она стала причиной моей
слепоты.

Учиться меня отдали в Харьковскую областную специализированную
гимназию-интернат для слепых детей имени Владимира Короленко -- одно из
лучших в Украине заведений
такого профиля. Я там занимался в более чем десяти кружках: шахматном (у
меня по этому виду спорта первый взрослый разряд, сейчас ради
удовольствия играю
с компьютером и нередко его обыгрываю), драматическом, танцевальном,
радио, макраме... Увлекался единоборствами. При гимназии работала
музыкальная школа,
я учился в ней игре на баяне и фортепиано. Кстати, игра на музыкальных
инструментах позволила, кроме прочего, отлично развить моторику пальцев.
Благодаря
этому, когда в конце 1990-х у меня появился компьютер, я без особого
труда стал работать на клавиатуре. А умения, полученные в
хореографическом кружке,
пригодились на моей свадьбе: мы с Оленькой (поженились в 2002 году)
преподнесли гостям сюрприз, исполнив вальс.

Когда на каникулах я приезжал из гимназии домой в Запорожье, отец (к
сожалению, уже покойный, он умер в 51 год) учил меня обращению с
рабочими инструментами:
отверткой, плоскогубцами, пилой, молотком, топором. Говорил при этом:
<<Просто бери и делай>>. Я ему безмерно за это благодарен: папа давал
необходимые в
жизни навыки и умения, воспитывал во мне самостоятельность. Мы тогда
ездили в село к бабушке, и я помогал пилить сухие деревья, рубил дрова.
Не стесняясь
своей слепоты, даже в футбол с местными ребятами играл.

-- Когда мы еще были студентами, Женя починил у меня дома водопроводный
кран, -- вступает в разговор жена Евгения Ольга. Она зрячая, занимается
наукой (кандидат
педагогических наук, работает в Хортицкой национальной
учебно-реабилитационной академии). Приехала с мужем в Киев на защиту
диссертации. -- На первом курсе
института Женя учился в Харькове, а затем перевелся в Запорожский
университет, где мы и познакомились. Однажды я ему пожаловалась, что у
меня дома кран
течет. <<Так я его мигом починю!>> -- уверенно заявил Женя. Мы жили
недалеко друг от друга, и я ответила: <<Ладно, попробуй>>. И что вы
думаете, он справился.

-- Это все отцовская наука, -- подхватывает Евгений. -- А мама (она
великолепный кулинар) научила меня готовить. Больше всего мне нравятся
отбивные.

<<Женя без сопровождающего ездил на поезде из Запорожья в Киев>>

-- Когда я заканчивал гимназию, многие советовали получить профессию
массажиста, мол, занятие денежное -- не то что розетки собирать на
предприятии общества
слепых, -- продолжает Евгений. -- Я послушался совета и подал документы в
медицинское училище в Геническе. Вот только мне совершенно не хотелось
быть массажистом.
Тянуло к творческой работе, поэтому подал заявление еще и в Харьковский
институт культуры на факультет социальной педагогики. Экзамены в этот
вуз сдал
успешно, и меня зачислили на первый курс. Родители сняли квартиру мне и
моему другу Сергею Картавцеву, тоже незрячему. Мама пожила с нами пару
недель,
помогла выучить дорогу в институт и ближайшие магазины. Первого сентября
я попросил ее не сопровождать меня на занятия, ведь должен был уметь со
всем справляться
сам.

Незрячий в группе был только я. В первые дни не все преподаватели знали,
что я не вижу (по глазам Евгения определить это практически невозможно.
-- Авт.).
Им все становилось ясно, когда я начинал конспектировать: писал шрифтом
Брайля, продавливая отверстия в бумаге особым грифелем. Было довольно
сложно освоиться
среди зрячих, но мне это удалось. Я подружился с одногруппниками, ходил
с ними на дискотеки, в кафе, даже покуривал на переменах.

Часто по выходным приезжала мама. Мы отправлялись с ней в библиотеку, и
она начитывала на магнитофон нужные мне учебники. В Харькове я проучился
полтора
семестра, однако из-за материальных трудностей принял решение
перевестись в Запорожский университет. Здесь и познакомился со своей
будущей женой Олей.
Некоторое время просто общались, но в какой-то момент оба почувствовали,
что мы -- родственные души. Я полюбил ее голос, мне импонировал
дружелюбный характер.
Был на седьмом небе от счастья, когда она согласилась стать моей женой.

Учась в университете, решил возобновить занятия спортом. Повезло, что
секцию плавания возглавляла Светлана Манилова (к сожалению, уже
покойная). Она имела
опыт работы с инвалидами, поэтому без опасений взяла меня к себе. Во
время занятий в бассейне у меня выработалось умение плавать прямо,
получалось четко
держаться на своей дорожке. Когда мы ездим с женой и сыном Ильей на
море, окружающие отмечают: <<До чего технично вы плаваете!>>

-- Как ориентируетесь в открытом водоеме?

-- По теплу солнца, ветру, волнам, звукам, которые доносятся с берега. В
студенческие годы я еще и дзюдо занимался, боролся со зрячими ребятами.
На третьем
курсе решил поступить в Санкт-Петербургский институт Гештальта, в
котором делается упор на практическую подготовку психологов. Меня туда
приняли, и я занимался
одновременно в двух вузах. Преподаватели приезжали в Запорожье четыре
раза в год и проводили интенсивные (с утра до вечера) тренинги со своими
местными
студентами. Эти полезные занятия очень пригодились, когда я стал
практикующим психологом.

-- Как получилось, что вы стали преподавателем?

-- Когда учился в аспирантуре, меня попросили прочесть студентам лекцию.
Было страшновато, но деваться некуда. Уже на первом занятии понял, что
преподавательская
работа как раз для меня.

-- Во время экзаменов и приема зачетов вам удается вычислять студентов,
которые подсматривают в шпаргалки?

-- Человека, знающего материал, я прекрасно <<вижу>>. Мне удается добиться
контакта со студентами, и это ключ к тому, чтобы они хорошо учились.
Хотя очень
важно стремление человека получить образование. Это же относится и к
оказанию психологической помощи. Например, у меня был незрячий студент,
который стеснялся
ходить при сокурсниках с тростью, писать шрифтом Брайля. Как я ни
старался ему помочь, он так и не смог преодолеть психологический барьер.
Я помогаю тем,
кто этого искренне хочет.

-- На семью время остается?

-- Выкраиваю. Обучаю сына слесарным, столярным работам. Мы с ним сделали
тумбочку для обуви, нарды моей собственной конструкции, которыми удобно
пользоваться
как зрячим, так и незрячим, смастерили походный столик для выездов на
пикники.

-- Всей семьей проводим свободное время на природе на острове Хортица, --
говорит Ольга. -- Во время каникул, в праздники путешествуем по Украине.
Были во
Львове, Тернополе, Ужгороде, Одессе, Вилково, Бердянске, Киеве, а также
в Крыму... Мы с сыном рассказываем Жене о памятниках архитектуры, возле
которых находимся,
о пейзажах вокруг. Если есть возможность ознакомиться с
достопримечательностями на ощупь (скажем, потрогать скульптуру,
архитектурные детали), муж это
делает.

Вообще, он у меня самостоятельный: бывало, без сопровождающего ездил на
поезде по делам в Киев. Благо, на железнодорожных вокзалах работники
помогают незрячим
найти их вагон, на станции назначения провожают на нужную остановку
транспорта.

Муж запросто ходит один по улицам с тростью. Но на работе в университете
ему как незрячему специалисту предоставили секретаря, которая
сопровождает его
в поездках по городу, помогает с деловодством.

-- Я много внимания уделяю общественной деятельности, -- продолжает
Евгений. -- Одним из важнейших достижений на этом поприще считаю то, что
в 2013 году удалось
добиться от Министерства социальной политики Украины расширения перечня
технического оборудования, которым государство должно обеспечивать
незрячих. В
результате наш университет получил для моего рабочего места принтер для
распечатки текстов шрифтом Брайля стоимостью 190 тысяч гривен (таких
аппаратов
выпускают в мире всего около ста в год) и специальный дисплей (30 на 7
сантиметров), позволяющий незрячим читать с помощью пальцев тексты,
выведенные на
экран компьютера. На этом дисплее возникают строки в виде выпуклых
точек. До этого незрячие могли пользоваться только программами, которые
озвучивают тексты.
Кстати, в том же 2013-м было принято решение о создании качественной
программы озвучивания на украинском языке. Цена выполнения этой задачи
тогда составляла
полтора миллиона гривен. Однако дело до сих пор не сдвинулось с места.
Что же касается принтеров и дисплеев для незрячих, то, кроме нашего
университета,
ни один вуз в Украине их пока не получил.

Игорь Осипчук

Источник:
Факты

http://dislife.ru/articles/view/42309#cut

Ответить   Sat, 2 Jan 2016 23:05:03 +0300 (#3353545)