Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Право познавать. Почему у инвалидов так мало историй успеха?

Право познавать. Почему у инвалидов так мало историй успеха?

Монтиан Бунтан не мог поступить в университет, потому что он был первым
незрячим человеком, подавшим документы на обучение в вузе. Ему пришлось
согласиться
на унизительный ультиматум ректората: одна <<четвёрка>> - и ты уйдешь из
университета. Но вопреки всему Монтиан Бунтан закончил университ. Сделал
он это
за четыре с половиной года вместо пяти положенных. После этого он
поступил на учёбу в США и получил там степень.

Сегодня этот человек является первым незрячим сенатором Тайланда,
возглавляет Тайландскую Асоциацию незрячих (TAB), он активно участвовал
в разработке Конвенции
ООН о Правах Инвалидов, является членом соответствующего Комитета ООН.

Но сегодня Бунтан вспоминает, какой ценой ему далась собственная история
успеха:

<<Когда я учился в университете в Тайланде, мне приходилось днём и ночью
заниматься, чтобы не отстать от своих однокурсников, в то время как они
наслаждались
беззаботной студенческой жизнью. А в США я получал полноценный доступ к
образованию и уже сам смог наслаждаться всеми радостями студенческой

Об этом сенатор рассказал мне, когда мы встречались с ним в Малайзии на
Первом Азиатско-Тихоокеанском Саммите Молодёжи с нарушением зрения.

Такие истории кажутся особенно вдохновляющими, когда ты занимаешься этой
проблемой не первый год и пытаешься систематизировать весь опыт и
исследовательские
выводы, опираясь на факты.

В феврале прошлого года Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о Правах
Инвалидов, согласно которой студенты с инвалидностью должны иметь
возможность получать
высшее образование наравне с остальными.

Группа правозащитников, в которой я состою, исследует тему реализации
права на доступ к высшему образованию для лиц с ограниченными
возможностями в Казахстане
не первый год. В последний раз мы провели замеры в период с февраля по
сентябрь 2015 года - важный период, начавшийся после ратификации нашей
страной Конвенции
ООН о Правах Инвалидов.

Первое, с чего мы начали - изучение соответствующих законов. И первое
же, что мы увидели - они не гарантируют прав на высшее образование людям
с ограниченными
возможностями. В законах и подзаконных актах не прописаны нормы по
созданию необходимых условий во время поступления в вуз , учёбы, сдачи
тестов и экзаменов
и прохождения производственной практики. Казахстанское законодательство
не требует от высших учебных заведений принимать студентов с
инвалидностью любой
категории, обеспечивать их соответствующими условиями; и никакой
административной ответственности за дискриминацию лиц с инвалидностью
администрация вузов
не несет. И это, пожалуй, самое главное расхождение с уже упомянутой
нами ратифицированной Казахстаном конвенции ООН о правах инвалидов.

После мы изучили инфраструктуру вузов на доступность для тех инвалидов,
которые все-таки поступают в высшие учебные заведения. Оказалось, что
даже в Алматы
- одном из главных мегаполисов страны ее попросту нет. Нет доступа к
образовательным программам для лиц с инвалидностью по зрению и слуху.
Лишь некоторые
университеты вводят специальные гранты на обучение студентов с
ограниченными возможностями. Но даже получив его, студент не сможет
полноценно учиться.
В единственном вузе Казахстана существует центр поддержки студентов с
инвалидностью, да и тот был создан по нашей инициативе.

В остальных вуза по-прежнему практикуется так называемый медицинский
подход, когда <<особенных>> студентов освобождают от посещения уроков
физкультуры и прохождения
производственной практики, оказывают материальную помощь и занижают
требования по сдаче того или иного предмета.

В-третьих, по данным предоставленным акиматом города Алматы, более трети
лиц с ограниченными возможностями в южной столице нуждаются в получении
высшего
образования и одновременно считают его недоступным. И только 10% лиц с
ограниченными возможностями могут получать высшее образования, испытывая
те или
иные подспудные проблемы. Например, преподаватели не учитывают специфику
заболеваний студентов и, намеренно или нет принуждают их
приспосабливаться к неестественным
условиям обучения. Но согласно конвенции о правах инвалидов и лучшим
зарубежным практикам общество (а в нашем случае - преподаватели и другие
студенты)
должно приспособиться к нуждам лиц с инвалидностью и убрать искусственно
воздвигнутые им барьеры.

Председатель Совета Бюро, эксперт-консультант Казахстанского
международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений
Жовтис считает, что
решить эти проблемы можно и решать их необходимо уже сейчас: <<Необходимо
разработать антидискриминационное законодательство в области
инвалидности с целью
постепенно искоренить явную и скрытую дискриминацию лиц с инвалидностью
в том числе и при получении ими высшего образования. Нужно также учесть
требования
статьи 24 Конвенции ООН о правах инвалидов при составлении статей закона
<<о недискриминации в области инвалидности>>, связанных с получением
образования
лицами с инвалидностью>>, - говорит он.

По его словам, необходимо внести дополнения в закон Республики Казахстан
<<Об образовании>> с целью прописать административные меры для ВУЗов,
осуществляющих
дискриминацию лиц с инвалидностью. Меры должны включать в себя как
штрафы, так и лишение лицензии>>.

И самое главное - Жовтис уверен, что решить проблему можно вполне
утилитарным путем - внести изменения в закон <<Об образовании>> и
прописать в нем перечень
<<разумных приспособлений для обеспечения полноценного доступа студентам
с инвалидностью к образованию>>.

Такими приспособлениями должны стать: перевод печатных документов в
шрифт Брайля, перевод документов в укрупнённый шрифт, оцифровка
документов, оснащение
компьютеров программами чтения текстов с экрана, необходимы также
помощники для ведения записей, переводчики жестового языка. Кроме того,
в списке - модификации
места учёбы, приспособления в процесе практических занятий,
дополнительное время для сдачи тестов и предоставление отдельной
аудитории, приспособления
во время сдачи экзаменов, поддержка в прохождении производственной
практики. Еще одна возможность - создать в каждом вузе центры поддержки
студентов с
ограниченными возможностями. Они помогут предоставлять услуги по доступу
к информации через альтернативные форматы, перечисленные выше.

При этом, если у вуза нет возможностей или опыта нужно передавать часть
вышеуказанных услуг общественным объединениям инвалидов, которые имеют в
данной
сфере необходимую квалификацию и экспертизу. И это все, не считая
социальных кампаний, встреч и организаций диалоговых площадок.

Конечно, это будет трудно сделать без подготовки и соответствующих
тренингов администрации вузов. Все эти рекомендации основываются не
только на мнении
экспертов, лидеров организаций лиц инвалидностью, но и на глубоком
анализе опыта в сфере доступа к высшему образованию зарубежных стран,
таких как США,
Япония и Малайзия. В этих странах студенты с инвалидностью получают
полноценный доступ к образованию и могут после получения диплома
по-настоящему считаться
специалистами, обладающими базовыми знаниями выпускника ВУЗа.

У нас же в Казахстане некоторые студенты с инвалидностью, окончившие
юридический факультет ВУЗа, проходившие практику под моим началом, не
могли даже составить
договор об оказании услуг без ошибок. Это говорит о глубокой системной
проблеме, которую нужно решать прямо сейчас.

Наверное, многие не понимают. <<Зачем выбрасывать миллионы на то, чтобы
инвалиды получили работу?>> - спросите вы. И в чем-то будете правы - ведь
даже здоровые
студенты не всегда могут похвастать качеством образования. Тем не менее,
<<миллионы>>, потраченные на улучшение доступа к высшему образованию для
лиц с инвалидностью
сейчас, сэкономят казне немало средств в ближайшем будущем. Студенты с
ограниченными возможностями смогут воспользоваться своим правом на
получение высшего
образования и найти работу в будущем. Кроме того, в Казахстане будет
создана возможность для студентов с инвалидностью вносить полноценный
вклад в развитие
своей страны после окончания ВУЗа.

Это, в конце концов, уменьшит социальную нагрузку государства и увеличит
его экономический потенциал и конкурентоспособность. А ведь именно к
этому мы и
стремимся согласно многочисленным стратегиям и декларациям. Так почему
же не внедрить опыт, который многие государства с разной степенью
успешности прошли
на том или ином отрезке своей истории?

Пархат Юсупжанов, правозащитник, президент <<Молодежной организации людей
с ограниченными возможностями <<Жiгер>>

Источник:
Vласть

http://dislife.ru/articles/view/42445#cut

Ответить   Mon, 11 Jan 2016 22:55:03 +0300 (#3355678)