Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Незрячей омичке отказались выдать кредитную карту. Трехминутное дело обернулось двумя часами нервотрепки

Инвалид по зрению 36-летняя Ольга К. вот уже лет восемь является
постоянным клиентом Сбербанка. Именно в этом, пока что государственном,
учреждении у нее
открыты счета на получение зарплаты, пенсии по инвалидности, здесь
хранятся сбережения, и сюда же не так давно были переведены средства
накопительной части
пенсии. Третьего февраля она пришла в уже знакомое Омское отделение
Сбербанка, чтобы забрать оформленную на ее имя кредитную карту. Однако
трехминутное
дело обернулось двумя часами нервотрепки.

Сотрудники банка в выдаче карты отказали на основании отсутствия лица,
нотариально уполномоченного Ольгой на подписание документов. Девушка
попыталась доказать,
что всегда ставила подпись сама, там, где ей указывали сотрудники банка.
А с содержанием договора ее знакомил сопровождающий, в тот день вместе с
нею в
банк пришел отец.

- Сотрудник банка пояснила, что я не могу собственноручно поставить
подпись под документом, который не могу прочитать, и сама я не имела
права подписывать
договор, который был заключен со мной при оформлении карты, - рассказала
Ольга. - Тогда я потребовала расторгнуть договор, заключенный ранее, и
моя подпись
под заявлением о расторжении была безоговорочно принята. Получается, что
при получении карты сама я расписаться не имела права, а расторгнуть
договор смогла.

Действительно, по всем предыдущим банковским операциям присутствия так
называемого рукоприкладчика никто не требовал. Редакция <<Вечернего

за разъяснением в Омское отделение Сбербанка.

- Сбербанк постоянно повышает качество обслуживания клиентов и делает
все для удобства их обслуживания, однако рискованные сделки, например
оформление
кредита, незрячий клиент без сопровождающего совершать не может. В
противном случае это будет нарушением законодательства РФ, - сообщили в
Омском отделении
Сбербанка.

В своих действиях банкиры ссылаются на статью 160 Гражданского кодекса
РФ: <<Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или
неграмотности
не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может
подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть
засвидетельствована нотариусом
либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое
нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий
сделку не мог подписать
ее собственноручно>>.

<<Не может подписаться>> - но незрячий-то неполноценен лишь в том
смысле, что не может видеть, руки-то у него имеются, а подставить руку к
месту для подписи
поможет сопровождающий или тот же сотрудник банка. В любом случае
понятно, что дело переходит из плоскости чисто человеческих отношений в
плоскость юридическую.
И вот как оценивают ситуацию юристы:

- Никаких законных причин для такого ограничения нет. Оценивать, может
человек расписаться или нет, может только медицинская комиссия, а не
сотрудник банка.
Должно быть официальное медицинское заключение, - уверен юрист Александр
Нагайцев.

По его мнению, такое поведение банка можно объяснить желанием
подстраховаться. Ведь подписание кредитного договора - вещь серьезная.
А если человек не
видит, значит, потом может отказаться платить на том основании, что
договора не читал. Может быть, слушал, но не читал.

Другое дело в моральной стороне вопроса. Получается, что в каждом
незрячем или просто человеке с инвалидностью подозревают мошенника.

- Я вижу в этой ситуации презумпцию недобросовестности, - считает юрист
Нагайцев. - Банк изначально предполагает, что незрячий человек -
мошенник. Но это
противоречит нашему законодательству. Банк должен доказать, что человек
преследует мошеннические цели. Но он просто перекладывает возможные
риски с себя
на заемщика.

Впрочем, юрист признается, что такие случаи - не редкость. Правда,
пострадавшие от недоверия чаще привыкают проглатывать обиду и до суда
не доходят. Подтверждают
это и в Омском отделении общественной организации Всероссийское общество
слепых.

- Ситуация на сегодня действительно складывается таким образом, что
банки отказывают инвалидам в оформлении кредитных договоров. И людям
приходится искать
представителя, - рассказала председатель отделения Инна Сакович. - По
закону банк абсолютно не прав. Отказать в выдаче кредитной карты он
может только
в том случае, если человек признан судом недееспособным. Мы расцениваем
эту ситуацию как дискриминацию по признаку инвалидности.

Однако, по мнению председателя Всероссийского общества слепых, даже
использование подписи рукоприкладчика не решает проблемы. Ведь если в
этой ситуации
защищен банк, то сам человек с инвалидностью, прибегнувший к помощи
представителя, очень рискует. Прежде всего тем, что постороннее лицо,
наделенное правом
подписи, может без ведома незрячего обратиться от его имени и в другие
кредитные организации, подписать какие угодно документы и скрыться в
неизвестном
направлении.

Кроме того, такая доверенность оформляется только на три года, и ее
постоянное переоформление - это дополнительные финансовые затраты.

В поисках выхода Всероссийское общество слепых ведет переговоры с
банками, в том числе и Сбербанком, о том, чтобы незрячие смогли
использовать факсимиле
(штамп в виде подписи) при заключении кредитных договоров. Однако пока
что финансисты разрешают использование факсимиле лишь при <<осуществлении
кредитной
организацией операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных
денежных средств>>.

Впрочем, Ольга не намерена ждать, пока таких, как она, признают
полноценными людьми, и настроена отстаивать свои права в суде:

- Я буду отстаивать свои права во всех возможных инстанциях. И дело не
только в моей ситуации, а в том, что с подобным отношением и
ограничениями сталкивается
множество людей с инвалидностью. Для меня важно получить законное
решение, которое изменит отношение к таким, как я.

Екатерина Кудрявцева

Источник:
Вечерний Омск

http://dislife.ru/articles/view/43035#cut

Ответить   Fri, 12 Feb 2016 23:01:04 +0300 (#3370024)