[mgr] Все при деле. За трудоустройство инвалидов будут отвечать главы регионов
Все при деле. За трудоустройство инвалидов будут отвечать главы регионов
Людям с ограниченными возможностями будут помогать искать работу, даже
если они и не стали специально обращаться за этим в службу занятости. О
том, что
в ближайшее время планируется переформатировать работу органов службы
занятости так, чтобы они начали проявлять инициативу и помогать всем
инвалидам без
исключения, сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин.
"Мы готовим документы, которые будут так перестраивать работу службы
занятости, чтобы видеть всех инвалидов. И службы занятости, и
руководители регионов
будут отвечать за трудоустройство тех инвалидов, которые не обращались в
службу занятости", - сказал он.
В минтруде "Российской газете" уточнили, что порядок этой работы будет
прописан регионами. В некоторых из них он уже уточнен в соглашениях,
заключенных
между учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) и службами занятости.
На федеральном уровне есть приказы министерства труда. Один из них
определяет порядок взаимодействия этих структур. В частности, он
закрепляет право обращение
центра занятости в бюро МСЭ за информацией о рекомендациях, данных
конкретному инвалиду по его профессиональной реабилитации. И уточнить,
соответствует
ли предлагаемая инвалиду вакансии рекомендациям.
Второй приказ обязывает службы занятости, по сути, отчитываться перед
МСЭ о проделанной работе, о том, как они помогли реабилитироваться и
абилитироваться
человеку с ограниченными возможностями.
Начинание это правильное, комментирует "РГ" менеджер проектов
региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" Михаил
Новиков, поскольку в
службы занятости за помощью в трудоустройстве обращаются сейчас единицы
- буквально пять процентов от числа трудоспособных инвалидов. Помогают с
работай
примерно половине из них. Дело, конечно, не в том, что люди ленятся идти
в службы занятости. Часто они просто не верят, что им смогут там помочь,
считает
Михаил Новиков. А еще - не у каждого есть физическая возможность дойти
до службы.
"Чаще всего в службу приходят инвалиды третьей группы - с самыми легкими
формами заболеваний. Колясочники, люди с ослабленным слухом или зрением
чаще всего
остаются "за бортом". В том числе и потому, что не каждый раз, например,
инвалида по слуху может сопровождать по назначению сурдопереводчик, а
без него
диалога со специалистом службы занятости не получится", - говорит Михаил
Новиков.
Впрочем, одной инициативности службы занятости мало для того, чтобы
помочь людям с ограниченными возможностями с работой, считает эксперт.
Во-первых, нужна
программа сопровождения, в рамках которой человеку с инвалидностью не
только предложат откликнуться на вакансию, но и научат составлять
резюме, презентовать
себя и успешно проходить собеседование, научат ориентироваться на рынке
труда. В некоторых случаях - сопроводят к работодателю, сделают за
инвалида нужный
телефонный звонок, если, например, у него проблемы со слухом.
Во-вторых, нужны стажировки для инвалидов, ведь если в резюме нет ни
строчки про опыт работы, трудоустроиться сложно даже здоровому человеку,
что уж говорить
про тех, у кого сложности со здоровьем. "Я думаю, что в некоторых
случаях инвалиды согласятся работать во время стажировки бесплатно, лишь
бы повысить
шанс трудоустройства", - признается Михаил Новиков.
В-третьих, нужно вести ликбез среди работодателей. "Многие из них боятся
инвалидности, не знают, как обращаться с не очень здоровыми людьми. А
потом существует
много мифов о работниках с инвалидностью. Например, о том, что
оформление на работу людей с инвалидностью создает много трудностей. На
самом деле это не
так. Процесс почти не отличается от трудоустройства обычного человека",
- говорит Новиков.
В западных странах люди с ограниченными возможностями конкурируют на
рынке труда практически наравне с остальными работниками - там есть
законы о недискриминации,
квоты для инвалидов, незаполнение которых грозит работодателям жесткими
санкциями, другие меры.
"Отельная работа в плане трудоустройства ведется в основном с "особыми"
людьми - страдающими синдромом Дауна, аутизмом, психическими болезнями.
"А люди
на колясках - обычные участники рынка труда", - добавляет эксперт.
По мнению члена генсовета "Деловой России" Антона Степанова, в
российских реалиях, особенно в период кризиса, работодателям нужны
экономические стимулы
для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Даже не
субсидии, а какие-то системные меры, которые позволят компании не то что
развиваться,
а выжить в это нелегкое время. Например, отсрочка на 3-6 месяцев по
платежам во внебюджетные фонды (естественно, надежным компаниям, у
которых нет никаких
задолженностей перед фондами, уточняет он). "Такая отсрочка - это
практически беспроцентное кредитование предприятия, которое поможет ему
в трудное время",
- говорит Степанов.
Или, как вариант, упрощение доступа к получению госзаказов, например,
через отмену необходимости предоставления компанией банковских гарантий,
если в ней
работает определенное число инвалидов, продолжает эксперт.
Почему нельзя брать инвалидов на работу просто так? Безо всяких
"пряников"? Отвечая на этот вопрос, Антон Степанов пояснил: люди с
ограниченными возможностями
дорого обходятся компаниям. "Для "колясочников", к примеру, нужны
пандусы, специальные приспособления в туалетах. Иногда для них нужно
переоборудовать
кабинеты. Есть предприятия, которые обеспечивают доставку персонала на
работу. Но для людей, передвигающихся в колясках, нужно предусмотреть
отдельный
транспорт, поскольку они не войдут в общий автобус. Есть много и других
"мелочей", которые обходятся работодателю в "кругленькую сумму", -
говорит Антон
Степанов.
Марина Гусенко
Источник:
Российская Газета
http://dislife.ru/articles/view/43829#cut