Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Творческий мир Яны Лисиной: единство с природой, взаимопомощь, грёзы и фантазии

Творческий мир Яны Лисиной: единство с природой, взаимопомощь, грёзы и
фантазии

Илья Бруштейн

Среди из инвалидов по зрению можно встретить немало людей, увлечённых
художественным творчеством. Но только в редчайших случаях
слабовидящему человеку удаётся
получить высшее и даже среднее специальное художественное образование.
Петербурженка Яна Лисина смогла осуществить свою мечту: несмотря на
тяжёлую офтальмологическую
патологию, она не только получила вузовский диплом художника-графика, но
и добилась признания в профессиональном сообществе Северной столицы.

Для многих товарищей по несчастью жизнь и творчество Яны Юрьевны стали
примером для подражания. На персональных и коллективных выставках её
работы удостаиваются
восторженных отзывов зрителей и художественных критиков. При этом сама
художница не устаёт подчёркивать: она не считает свои достижения
уникальным явлением.
По мнению Лисиной, если изменятся внешние условия, по-настоящему
заработает система инклюзивного образования, то незрячим и слабовидящим
людям будет гораздо
легче покорять творческие вершины.

Инклюзия в художественном образовании

Встреча с художницей состоялась в её уютной квартире в петербургском
районе Купчино. Уже в начале нашей беседы Яна заговорила о проблемах
инклюзивного образования,
об интеграции инвалидов по зрению в мир художественного творчества.
В Советском Союзе и России создана замечательная система подготовки
живописцев и графиков: детские художественные школы, средние специальные
учебные заведения
и творческие вузы. Но, к огромному сожалению, инвалиды по зрению уже на
начальном этапе оказываются исключёнными, отгороженными от этой триады.
Их, как
правило, не принимают в детские художественные школы. Без начального
художественного образования незрячим и слабовидящим людям закрыт путь в
профессиональные
учебные заведения.
Художественный талант необходимо развивать с раннего детства. Если
дети-инвалиды лишены этой возможности, то фактически они подвергаются
дискриминации
со стороны общества.

-- Яна Юрьевна, Вам довелось учиться в детской художественной школе?

-- К сожалению, нет. И это стало главным переживанием, главной трагедией
моего детства!
Я рисую с самых ранних лет. И всегда мечтала стать профессиональным
художником. Другой профессии для себя даже не представляла! Поэтому
когда меня не приняли
в детскую художественную школу, не приняли именно из-за проблем со
зрением, я восприняла это обстоятельство как ужасную несправедливость.
Фактически меня
<<наказали>> из-за инвалидности.

-- Почему детей с офтальмологическими патологиями не берут в
художественные школы? И могут ли они там учиться? Может быть, это
невозможно по объективным
причинам?

-- Инвалидность по зрению вполне может сочетаться с художественной
одарённостью. По моему мнению, мальчишек и девчонок не берут в
художественные школы потому,
что их программа не адаптирована для этой категории инвалидов.
Слабовидящие люди не могут рисовать с натуры. Например, у меня вторая
группа инвалидности по зрению, острота зрения составляет всего
пятнадцать процентов.
Я вижу мир в размытых пятнах... А в художественных школах основа обучения
состоит именно в рисовании с натуры. В принципе, это правильно. Но ведь
можно адаптировать
программу для <<особой>> категории юных художников.

-- Каким образом можно заменить рисунок с натуры?

-- Существует много приёмов. Главный инструмент для слабовидящего
художника -- его фантазия. То, что не видишь своими глазами -- можно
<<дофантазировать>>. Кроме
того, имеется множество технических приборов, помогающих слабовидящим
людям. Я имею в виду различные лупы, бинокли, монокли, электронные лупы.
Качественный
зеркально-рефлексный фотоаппарат тоже можно использовать в
художественном творчестве. Например, сфотографировать какую-то
архитектурную деталь, приблизив
её с помощью мощного объектива, а потом перерисовать.

-- Часто слабовидящий художник не может полностью <<окинуть взором>> свою
собственную картину...

-- Да. У меня такая же ситуация. Мне необходимо <<тыкаться носом>> в
различные части холста. При низкой остроте зрения, ограниченном поле
зрения и других офтальмологических
патологиях человек видит мир фрагментарно. Ему трудно составить
целостную и реалистичную картину окружающей действительности.
Эти факторы, конечно же, существенно затрудняют художественное
образование. Но все препятствия можно преодолеть, если человек талантлив
и к тому же получает
внешнюю поддержку.
Я выступаю за инклюзивное образование во всех сферах жизни. Инклюзия
должна распространяться не только на общеобразовательные школы, но и на
детские спортивные
школы, художественные, музыкальные, театральные студии, клубы
технического творчества...
Многие дети-инвалиды хотят учиться в художественной школе ИМЕННО потому,
что они плохо видят. Эти мальчишки и девчонки ценят те минимальные
зрительные
возможности, которыми обладают, и хотят использовать их в максимальной
степени для познания мира.

-- Незрячие люди способны получить художественное образование?

-- Вне всякого сомнения. Они могут не только создавать скульп-туры, но и
освоить много других художественных техник, например, рисунок пластилином.

-- Может быть, нужно уделять больше внимания художественному образованию
в специальных (коррекционных) школах для инвалидов по зрению?

-- Такая работа ведётся уже сейчас. Но мне представляется оптимальным,
когда ребёнок-инвалид получает среднее образование в специализированной
школе, а художественное
-- вместе со своими здоровыми ровесниками. Идея инклюзивного образования
не предполагает отказа от сети специализированных школ. Необходимо умело
сочетать
различные формы обучения.

-- Вы могли бы выступить в качестве эксперта при адаптации программы
детских художественных школ для инвалидов по зрению?

-- Мой опыт мог бы быть полезен. Но пока, к сожалению, в нашей стране
такая работа не ведётся.

-- А зарубежный опыт нельзя использовать?

-- Ни в одной стране мира нет целостной системы художественного
образования, как в России, такого количества детских муниципальных
художественных школ.
За границей во многом утрачены традиции подготовки художников-реалистов.
А у нас эти традиции ещё очень сильны. Незрячие и слабовидящие люди тоже
могут
быть художниками-реалистами. Посмотрите на работы незрячих скульпторов
Лины По и Олега Зиновьева! У них достигается абсолютное сходство
скульптурного изображения
и модели.

-- В Ваших работах также нельзя не отметить солидную школу
художника-реалиста...

-- Я всегда ориентировалась на каноны классического русского
художественного образования. И пыталась адаптировать эту систему под
свои зрительные возможности.
Вот и весь секрет!
От массажного училища к художественному вузу

В биографии Яны Лисиной можно найти и типичное, и уникальное... Она
родилась в Ленинграде в 1983 году. Плохое зрение девочки стало
следствием ретинопатии
недоношенных. Эта коварная болезнь во всём мире является одной из
главных причин слепоты и слабовидения у детей.
<<К счастью, в течение всей жизни мои зрительные возможности остаются на
прежнем, хотя и довольно низком уровне... В этом плане я нахожусь в
гораздо более
<<привилегированном>> положении, чем многие инвалиды по зрению. Мне не
довелось пережить ни ухудшения зрения, ни, тем более, его потери>>, --
рассказывает
Яна.
Моя собеседница отмечает, что уже в раннем детстве она понимала, что
зрительная информация, которую она получает, не может адекватно передать
окружающую
действительность: <<Люди с нормальными зрительными возможностями обычно
доверяют своему зрению. И это совершенно естественно! Слабовидящие люди
вынуждены
довольствоваться искажёнными, деформированными <<картинками>>... Этот вид
инвалидности, конечно, доставляет проблемы в обыденной жизни, но зато
развивает фантазию.
Уже в семь-восемь лет я понимала, что мне нужно рисовать не так, как я
вижу. Таким образом, художественное творчество стало одним из способов --
и очень
эффективным! -- преодоления слабовидения>>.
Девочка училась в Санкт-Петер-бургской школе-интернате No 1 для слепых и
слабовидящих детей им. К.К. Грота. В то время семья жила недалеко от
школы, и в
интернате ей пожить не пришлось: мама каждый день отводила её на занятия
и забирала домой. Яне не удалось поступить в детскую художественную
школу, но
её любимым школьным предметом стало изобразительное искусство. Она до
сих пор с благодарностью вспоминает свою учительницу по этому предмету
Ирму Сергеевну
Кондратьеву.
<<Школьные уроки рисования, конечно, не могли заменить обучения в
художественной школе, но они были для меня интересны и полезны... Кроме
того, в течение
всех школьных лет я много занималась самообразованием: посещала музеи,
изучала учебные пособия по живописи и рисунку, пыталась воплотить в
жизнь изложенные
в них рекомендации>>.
В 2002 году Яна оканчивает среднюю школу и поступает в
Санкт-Петербургское медицинское училище No 2, где с начала девяностых
годов действует специализированное
отделение по подготовке массажистов для инвалидов по зрению. В 2005 году
она окончила училище с красным дипломом и стала <<медицинской сестрой по
массажу>>.
<<Сразу же после завершения обучения в школе я ещё не обладала
достаточными навыками и знаниями, чтобы поступить в художественный вуз,
поэтому решила продолжать
заниматься самообразованием в сфере художественного творчества и
одновременно получить профессию массажиста>>, -- рассказывает Яна. На
выбор профессии повлиял
тот факт, что преподаватели массажа в медицинском училище -- Ирина
Ивановна Николаева и Вера Васильевна Кривенкова -- одновременно вели этот
предмет в школе-интернате
им. К.К. Грота.
<<Ирина Ивановна и Вера Васильевна были моими любимыми учителями в школе,
поэтому я и решила под их руководством получить среднее специальное
образование.
Но я никогда не стремилась посвятить жизнь массажу, а видела себя только
в качестве художницы>>, -- делится жизненным опытом Яна.
Годы, проведённые в стенах училища, Лисина считает очень важными для
своей жизни: <<Хотя я не стремилась стать профессиональным массажистом,
но всегда любила
это занятие. С удовольствием делаю массаж членам семьи и друзьям...
Изучение массажа помогло мне проникнуть в тайны энергетического обмена
между массажистом
и пациентом. Хороший массажист не просто осуществляет медицинскую
процедуру, но и передаёт огромный заряд положительной энергии своим
пациентам. Для меня
массаж -- это не просто ремесло, искусство и часть медицинской науки, но
и своего рода Таинство, загадочное действо... Я уважаю и ценю массажистов,
наслаждаюсь
процедурой массажа>>.
В 2006 году, имея в руках диплом медицинского училища, Лисина поступила
на факультет графического дизайна Невского института управления и
дизайна. Это
учебное заведение она успешно окончила в 2012 году, став единственным
(!) в Северной столице России слабовидящим художником-графиком.
Одновременно с началом обучения в вузе Лисина стала участвовать в работе
<<Студии изобразительного искусства незрячих и слабовидящих художников>>,
действующей
при Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества
слепых (ВОС). С этого года она активно участвует в коллективных
выставках студии.
Несколько раз проходили её персональные выставки.
Также в 2006 году Яна наладила контакты с городским отделением
Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Её стали приглашать участвовать
в выставках вместе с инвалидами-колясочниками и людьми с другими
физическими нарушениями.
О жизни и работах Яны неоднократно рассказывали журналисты городских
СМИ, в том числе нескольких петербургских телеканалов.

-- Приятно ли это общественное внимание? Приносит ли оно чувство
удовлетворения?

-- Это сложный и неоднозначный вопрос... Как говорится, хорошее слово и
кошке приятно... Но, с другой стороны, на сегодняшний день в
Санкт-Петербурге меня воспринимают
как <<слабовидящего художника>>, <<художника-инвалида>>... Когда журналисты
вспоминают о людях с ограниченными возможностями здоровья, то нередко
обращаются
ко мне.
Моя же цель состоит в том, чтобы в родном городе меня воспринимали
просто как художника, не слабовидящего художника, а одного из многих
городских деятелей
искусства. Пусть моё творчество оценивается по самому высокому счёту,
пусть его сравнивают с работами зрячих коллег! Разумеется, я готова и к
критическим
замечаниям. Но известность в качестве художника-инвалида -- это
сомнительная слова!

-- Вы думаете, что ситуация может измениться?

-- Я очень на это надеюсь. Всё-таки мне всего 31 год. Это только начало
творческого и жизненного пути.

-- Яна Юрьевна, Вы упомянули, что не желаете славы <<художника-инвалида>>,
но продолжаете активно сотрудничать и с Обществом инвалидов, и с
Обществом слепых...

-- Здесь нет никакого противоречия! Я глубоко уверена в том, что
художественные произведения надо оценивать вне зависимости от физических
ограничений авторов.
Нет никакой разницы в том, что кто-то плохо видит, плохо слышит, имеет
проблемы с сердцем или прикован к инвалидной коляске... Задача художника
состоит в
том, чтобы работать на равных с коллегами, не имеющими физических
ограничений. От журналистов и критиков я тоже ожидаю, что они будут
большее внимание
уделять оценке художественных произведений, а не медицинским диагнозам
их авторов.
Но, с другой стороны, в общественных организациях инвалидов есть много
ярких, талантливых людей. Мне приятно с ними общаться, участвовать в
совместных
выставках, подготовке художественных альбомов, мастер-классов...

Три <<кита>> творчества Яны Лисиной

Творчество Яны Лисиной очень разнообразно. Она создаёт чёрно-белые и
цветные графические работы, использует гуашь, пастельные и акриловые
краски. Художественный
метод петербурженки можно охарактеризовать как <<романтический реализм>>.
Её работы сочетают реалистические детали и загадочно-романтические,
таинственно-мистические
образы. По своему воздействию на публику работы Лисиной можно сравнить с
картинами знаменитого литовского художника, тесно связанного с Россией,
М.К. Чюрлёниса
(1875--1911).
Можно выделить три основных темы, к которым художница обращается вновь и
вновь, не уставая их интерпретировать и находить в них новые грани...
Первая и главная
тема -- это единство человека и природы. Лисина создала целую галерею
дриад (нимф, покровительниц деревьев), русалок и других фантастических
существ, соединяющих
человеческий мир и мир природы.
Тема единения с природой также раскрывается в многочисленных
изображениях животных. В некоторых случаях вместо мордочек художница
изображает человеческие
лица. Иногда зрителю бывает трудно определить, что он видит: морду
животного или лицо человека. <<Я действительно <<очеловечиваю>> кошек,
собак, лошадей,
рыб... Я стремлюсь показать, что у животных тоже есть душа, что они тоже
могут любить, страдать, бороться, мечтать... В животном мире меня, в
первую очередь,
подкупает честность и открытость. Человеку легко дружить с животными,
потому что они не обманут и не предадут>>, -- поясняет художница, прижимая
к груди
своего домашнего любим-ца -- сиамскую кошку Йоко.
Вторую тему художественного творчества можно обозначить как
<<взаимопомощь>>. В этой связи нельзя не отметить мастерски выполненный
карандашный рисунок <<Ёж
и мышь>>. Забавный ёжик пытается перебраться через речку по хрупкому,
импровизированному мостику, представляющему собой изогнутую корягу... Если
внимательно
присмотреться к рисунку, то можно заметить, что мост вообще не доходит
до другого берега. Мышь протягивает ежу лапку, чтобы он мог оказаться на
другом
берегу.
<<Если бы мышь не помогла ежу, то он не смог бы достичь своей цели, --
комментирует свою работу Яна. -- Этот рисунок, во многом,
автобиографичен. Будучи инвалидом
по зрению, я, разумеется, постоянно завишу от помощи и содействия других
людей. Но и сама стремлюсь им помогать. Без взаимопомощи человечество
выжить не
может!>>
Третий <<кит>> творчества Лисиной: графическое и живописное изображение
человеческих фантазий, настроений, грёз, мечтаний и таинственных
видений... <<Дом
с привидением>>, <<Призрак и кукла>>, <<Свидание на чердаке>> -- темы этих
работ трудно сформулировать. Но почти в каждом произведении Лисиной
надежда соединяется
с тревожностью, реалистический взгляд на мир -- с мистическим антуражем.

Мы такие разные, но всё-таки мы вместе!

-- Яна Юрьевна, какие свои произведения Вы считаете наиболее знаковыми, о
каких картинах и рисунках нужно обязательно упомянуть в этой статье?

-- Мне очень дорог карандашный рисунок <<Парочка>>, где изображены кот и
кошка. Кстати, вместе со мной в квартире тоже живут два представителя
семейства кошачьих:
сиамская кошка и беспородный, но очень красивый кот... Взгляд кота на
рисунке <<Парочка>> устремлён вверх, к небу, к звёздам, а взгляд кошки --
вниз, к горшочку
со сметаной.

-- Несмотря на эти различия, парочка смотрится очень гармонично:
романтичный, витающий в облаках кот и его прагматичная спутница...

-- Эту мысль я и хотела донести до зрителя: в паре мужчина и женщина
должны дополнять друг друга. Совершенно разные люди -- с разными
характерами, разным
жизненным опытом -- могут составить гармоничный союз. Изображая котов, я
думала о людях.
Ещё одна знаковая работа -- <<Библиотека>>. Это произведение выполнено в
смешанной технике. Оно посвящено Санкт-Петербургской государственной
библиотеке для
слепых и слабовидящих. Картина была написана специально к открытию моей
персональной выставки, которая проходила в библиотеке в ноябре 2011 года.
Я изобразила лису. В одной лапе она держит папирусный свиток, а в другой
-- свечу. Как не трудно догадаться, свеча символизирует свет знаний и
духовное
просвещение, которые несёт библиотека незрячим и слабовидящим людям и
всем остальным читателям.

-- Какие художники повлияли на Ваше творчество?

-- У меня много любимых художников. Меня восхищает творчество классиков
русской живописи: Репина, Сурикова, Айвазовского, Серова, Левитана... Из
зарубежных
художников я бы выделила чешского живописца Альфонса Муху (1860--1939),
одного из крупнейших представителей эпохи модерна в мировом искусстве.
Он много
работал в Австрии, во Франции, в США. Работы Мухи мне представляются
удивительно гармоничными, виртуозно передающими пластику человеческого тела.
Я являюсь поклонником творчества современного японского
художника-мультипликатора Хияо Миядзаки, который работает в Токио на
<<Студии Гибли>>. Меня восхищает
его полнометражный фильм <<Унесённые призраками>>. Когда Миядзаки
изображает ветер, то зритель в буквальном смысле чувствует порывы ветра.
Аналогичный эффект
я стремлюсь достичь в своих работах.
Также надо сказать о замечательных советских
художниках-мультипликаторах. Я люблю мультфильмы про Вини-Пуха,
созданные режиссёром Фёдором Хитруком и художником-постановщиком
Эдуардом Назаровым. Шедевр мультипликации -- сериал <<Маугли>> режиссёра
Романа Давыдова и художников-постановщиков Александра Винокурова и Петра
Репкина.

-- В начале нашего разговора Вы упомянули, что с ранних лет Вы не
доверяли своему зрению, рисовали совсем не то, что видели собственными
глазами... А Вы не
хотели бы поставить эксперимент и нарисовать именно то, что Вы реально
видите? Было бы замечательно представить широкому кругу людей картину
мира слабовидящего
человека!

-- Вы предлагаете мне создать иллюстрацию своему медицинскому диагнозу...
Это на самом деле было бы любопытно, но это не соответствует моим
внутренним установкам.
Для меня важно, чтобы зритель забыл о моём физическом недостатке, об
ограниченных зрительных возможностях. Поэтому мне бы не хотелось
каким-то образом
затрагивать в своём творчестве тему слепоты или слабовидения.
Что касается картины миры, которая предстаёт перед глазами слабовидящего
человека... Её могли бы отразить мастера абстрактного искусства. А я
воспитана на
традициях русской реалистической школы живописи и графики. Многие мои
зрители вообще не верят, что я плохо вижу... И это меня радует!

-- Какие люди, какие события повлияли на Вашу жизнь, на Ваше творческое
становление?

-- Я не могу сказать, что моя биография богата внешними событиями... Жизнь
и творчество неотделимы от Санкт-Петербурга. Детство и юность прошли в
центре, вблизи
Невского проспекта, в окружении дворов-колодцев... Сейчас я живу на
окраине города, но душевно продолжаю быть связана с центральными
районами Питера.
Ещё мою жизнь невозможно представить без дачных сезонов в посёлке
Зимитицы Волосовского района Ленинградской области. Там очень красивая
природа. Именно
там я наблюдала в детстве за пасущимися лошадьми, собирала луговые
цветы... Ещё не могу не упомянуть путешествия последних лет: в Италию,
Францию, Испанию.
Художнику нужно ездить, собирать новые впечатления.
Мой самый близкий человек -- это мама Ольга Алексеевна. Она всегда и во
всём меня поддерживала -- и в жизни, и в творчестве.

-- В беседе журналиста и художника нельзя не спросить о творческих планах...

-- Сейчас я готовлюсь к выставке <<Литературный Петербург>>, которая в
ближайшие месяцы откроется в Санкт-Петербургской государственной
библиотеке для слепых
и слабовидящих. Будет представлено три моих произведения: <<Коты
Эрмитажа>>, <<Кот учёный>>, а также... О третьей картине рассказывать не
буду. Она ещё в работе.
Пусть она станет сюрпризом для зрителей.
Как известно, <<штатные>> коты являются неотъемлемой частью эрмитажного
хозяйства, одним из символов главного музея города. Картина <<Кот учёный>>
-- это иллюстрация
к поэме А.С. Пушкина <<Руслан и Людмила>>.

-- Каких вершин в творчестве Вы стремитесь достичь? Каких открытий Ваши
поклонники могут ждать в ближайшие годы?

-- Мне бы очень хотелось заняться книжной графикой. Но о конкретных
планах говорить не хочется. Идеи и концепции могут меняться в процессе
работы. В любом
случае мои работы будут оставаться добрыми. Зрители могут быть уверены:
в картинах и рисунках они никогда не почувствуют вульгарности, пошлости...
Каких вершин я стремлюсь достичь? Хочется продолжать совершенствовать
технику рисунка, учиться у мастеров прошлого. Мне думается, что жизнь
художника --
это постоянное самосовершенствование.

-- Могут ли, на Ваш взгляд, работы Яны Лисиной помочь в реабилитации
инвалидов по зрению?

-- На сегодняшний день у меня нет работ, ориентированных на тактильное
восприятие. Поэтому, к огромному сожалению, пока я не могу обратиться в
своём творчестве
к тотально незрячим людям... Не мне судить, каким образом мои картины
могут быть полезны слабовидящим.
Когда я работаю у мольберта, то забываю о своей инвалидности -- я
полностью погружаюсь в творческий процесс. Многие зрители говорили мне,
что они также
забывают обо всех своих недугах, горестях и проблемах, когда приходят на
выставки и видят мои работы. Порция радости, ощущение внутренней
гармонии -- это
тоже важная часть реабилитации.

Фотографии Ильи Бруштейна и из архива Я.Ю. Лисиной

http://aprilpublish.ru/k-nezrimomu-solncu/tvorcheskij-mir-yany-lisinoj-edinstvo-s-prirodoj-vzaimopomoshh-gryozy-i-fantazii.html/3

Ответить   Mon, 4 Apr 2016 22:06:47 +0300 (#3389569)