Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Андрей Стариков: Если бы не травма, я бы не стал рисовать

Пермяк Андрей Стариков создаёт красивые и приятные глазу пастельные
пейзажи, которые трудно было бы назвать по-настоящему самобытными. Если
бы не одна деталь:
Андрей Стариков почти полностью слеп. В результате травмы, полученной
18 лет назад, он потерял 90 % зрения и лишился привычной работы. Сегодня
он служит
вахтёром в промзоне на окраине города. Но такое положение дел его вполне
устраивает: ведь он может весь день рисовать прямо на рабочем месте.

-- Я, по-моему, всю жизнь творчеством занимался. Я работал токарем,
а это ведь тоже в каком-то смысле творчество. Работал ровно до тех пор,
пока со мной
не произошло... как сказать... <<несчастье>>, <<беда>>. Нет, я не могу
это так назвать. <<Судьба>>, наверное. Просто судьба такая. Так сложилось,
что зрение
упало.

А что произошло, если не секрет?

-- Да бытовая травма. Санки с мешком сахарного песка затаскивал
в подъезд, у меня верёвка оборвалась, я упал на затылок, очень сильно
ударился. Ничего страшного.
Первые полтора года вообще из дома боялся выходить, а сейчас летаю.
Как говорят врачи, потеря зрения составляет 90 %.
Что это означает в реальности?

-- Ну вот смотрите, какое между нами сейчас расстояние? Полтора метра?
Ну, вот ваше лицо для меня -- мутное жёлтое пятно. Летом проще -- можно
хотя бы узнать
по развевающемуся платью, мужчина идёт или женщина.

Как в таком случае вам вообще даётся рисование?

-- Я почему остановился на пастели? Я ведь как говорю: акварель
мне не далась, тушь мне поддалась, а пастель мне отдалась. Я попробовал
себя в разных жанрах.
С акварелью не повезло. Это ведь вообще самый трудный вид живописи.
Потому что там что нарисовал, что написал -- уже не исправить. Пастель
стереть можно.
А потом я отошёл от акварели и пришёл к гохуа -- китайской росписи.
Там же всё видно, потому что контрастно очень -- чёрным по белому.
Но пастель оказалась
мне интереснее в итоге.

Что-то кроме пейзажей вы рисуете?

-- Только пейзажи. За мной же нет ничего -- ни школы художественной,
ни училища, о чём жалею. Ну ничего, сам потихонечку. Зато у меня есть
хороший и знаменитый
наставник -- художник Михаил Бондаренко. Он тоже пастелист. Иногда
мне даёт советы.

Вы у него уроки берёте?

-- Нет, заниматься не хожу, мы с ним просто сдружились. Ему, кстати,
сегодня 70 лет исполняется. Это добрый человек. Мне вообще с людьми
очень везёт.

Вам много удаётся рисовать? Над одной работой вы как долго трудитесь?

-- В основном я рисую на работе. Дома редко рисую. У меня же вон какая
работа -- утром ключи отдал, вечером забрал, вот и всё. Водку я не пью.
Что ещё на работе
делать? Ну, сходил на обход, а в остальное время? Тут же чужие не ходят,
тихое и заброшенное место. Сижу себе, рисую.
Вы сразу начали это делать, как только зрение упало?

-- Нет, этим я только сейчас занялся. Я на инвалидности с 1998 года.
Я в 2011 году первую свою картинку нарисовал. Я в 2011 году пришёл
на <<Арт-Пермь>>, там познакомился
с преподавателем училища, меня пригласили походить в изостудию.
И с первого раза у меня получился неплохой рисунок -- дорога
и две ёлочки. Я, правда, начал
эти ёлки рисовать, как дети рисуют. Мне говорят: <<Стоп, а ты деревья-то
видел вообще>>? Короче, дерево нарисовать выучился и пастель полюбил.
Я с тех пор коллектив
этой изостудии приглашаю на все свои выставки. Говорю им: <<Приходите
с учениками и студентами, я им хоть покажу, как не надо рисовать>>.

А чем вы занимались целое десятилетие -- от травмы и до живописи?

-- Как только я пришёл во Всероссийское общество слепых, меня сразу
вовлекли в активную жизнь. Я же говорил, что мне везёт на людей.
Я был в счётной комиссии,
в нашем КВН, в спортивной жизни участвовал, даже медали есть. Я тогда
ещё нигде не работал, в охране я стал работать только несколько лет назад.

Ещё у нас есть клуб современного интеллектуального искусства. Это нечто
наподобие <<Что? Где? Когда?>>, мы тренируемся очень активно. Нынче
мы уже в третий
или в четвёртый раз взяли Кубок России среди незрячих интеллектуалов.
Такие соревнования проходят раз в полгода. Наша команда называется
<<Пермские медведи>>.
Но чаще мы играем вне зачёта. Нас туда просто нельзя пускать.

Почему это?

-- Ну как почему? Мы играли против учителей всего города. И выяснилось,
что нам нет равных. Мы их побеждаем с огромным счётом.
Так что вне зачёта стараемся
идти.
А выставлять свои работы вам удаётся? Как с этим обстоят дела?

-- Да просто отлично. У меня есть, можно сказать, личный выставочный
зал -- фойе нашего ДК. Я там выставляюсь уже года три. Раз в год или даже
раз в полгода
проходит смена экспозиции, я стараюсь что-то новое рисовать. Были
две выставки -- в Очёрском и Карагайском краеведческих музеях. Ещё у меня
была выставка
в нашем пермском планетарии. У меня была такая тема: Млечный Путь,
фэнтези. Дело в том, что никто ведь за пределами Млечного Пути не бывал,
а значит, нельзя
ни подтвердить, ни опровергнуть, что же там, в глубине космоса.

Рисуете только для себя или на продажу?

-- Не покупают у меня ничего! А деньги, конечно, нужны. Раньше была такая
поговорка: <<Хочешь разорить друга -- подари ему фотоаппарат>>. С живописью
то же самое.
Вот у меня такой листочек наждачной бумаги -- кстати, я рисую
на наждачной бумаге -- стоит 10 рублей. И это самая дешёвая бумага!
Я пробовал на специальной
рисовать, но это ещё дороже выходит. А вообще у меня творчество началось
как раз с фотографии. Появились дети -- это же надо запечатлевать!
Естественно,
покупаем фотоаппарат. Всё фотографируем. И тут бах -- травма. Судьба.
Можно даже сказать, что мне повезло -- если бы не травма, я бы не стал
рисовать. Разве
занялся бы я живописью, если бы был токарем? Так вот.
А у нас в ВОС был такой художник -- Мансур Закиров. Он рано ушёл
из жизни. И он-то меня и надоумил:
<<Андрей, если ты раньше фотографировал, так фотографируй и сейчас>>.
Я говорю: <<Как, я же практически не вижу ничего?>>. Он говорит:
<<Фотографируй пейзажи>>.
У меня никогда цифровой техники не было. Сначала был <<Зенит>>, потом
я купил <<Практику>>. Там же можно увеличивать глубину резкости, тогда
пейзажи будут
чёткими. С этого я и начал.

С Мансуром Закировым вы тесно общались?

-- Мансур, конечно, был сложный человек. У него в знакомых были Александр
Скляр, Стас Намин -- может, поэтому он был такой сложный. Я был у него
дома, видел
его ранние работы, когда он ещё был зрячим, -- эти работы прекрасны.
А из позднего мне у него не всё нравится. Я был и в нашем Музее наива,
но, честно сказать,
сам бы там не хотел выставляться. Я там видел такие работы... нельзя
это смотреть. Они не несут позитив. Если я нарисовал картину, я же хочу,
чтобы человеку
картина понравилась. А абстракции мне не нравятся. Смотрели же фильм
<<1+1>>. Там главный герой, которому помогал негр, был на инвалидной
коляске. Тоже ударился
в живопись. И нарисовал такую хрень! Но он-то хотя бы продать её потом смог.

http://zvzda.ru/interviews/0abc51b98555

Ответить   Анастасия Павлюченкова Tue, 7 Jun 2016 15:42:19 +0300 (#3408161)