Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Современное искусство глазами незрячих

Лайф сходил в музей современного искусства "Гараж" с двумя инвалидами по
зрению и расспросил об их впечатлениях.

-- Я вообще не представляю, что такое современное искусство, -- говорит
Надежда. Мы встретились у центрального входа в парк Горького. Наша цель
-- выставка
"Единомышленники" в музее современного искусства "Гараж". Надежде 41
год. В одной руке у неё трость, на другую намотан поводок пятилетнего
лабрадора Узи.
У Надежды с рождения дистрофия сетчатки -- от нехватки питания оболочка
глаза отмирает, стремительно наступает слепота. В детстве она ещё
кое-как видела
предметы, сейчас же ориентируется только по свету. "Небо чувствую, слева
что-то тёмное, наверно, деревья", -- отмечает Надежда.

Пока идём в "Гараж", к нам несколько раз подбегают дети -- погладить
собаку. О том, что Надежда их почти не видит, ребята догадываются не
сразу. Женщина,
действительно, мало соответствует привычным представлениям об инвалиде
по зрению. У неё очки с прозрачными стёклами, макияж, укладка. Идёт она
очень уверенной
походкой. "Все думают, что если ты инвалид, то должен быть обязательно
убогим, ходить в чёрных очках или с глазами навыкате", -- говорит
Надежда, -- но люди
все разные, я вот в салон регулярно хожу, брови крашу, маникюр делаю.
Если я ничего не вижу, это не значит, что мне безразличен мой внешний
вид. Мне нравится
выглядеть хорошо".

Надежда и Юзи идут в "Гараж". Фото: (C) L!FE / Павел Баранов

Надежда и Юзи идут в "Гараж". Фото: (C) L!FE / Павел Баранов

В музеи Надежда ходит крайне редко -- делать незрячему там особо нечего.
Да, иногда дают аудиогид, но понять, о чём идёт речь, всё равно почти
невозможно.
Узи и вовсе идёт знакомиться с искусством впервые. Хозяйка волнуется --
как поведёт себя четвероногий помощник в окружении экспонатов?

Но "Единомышленники" -- выставка необычная. Над экспозицией работ самых
популярных современных художников -- Каттелана, Раушенберга, Роудса
-- наравне с кураторами
работали люди с разными формами инвалидности. Таким образом, "Гараж"
стремился учесть все особенности восприятия искусства людьми с
ограниченными возможностями.

На входе в музей нас встречает менеджер инклюзивных программ Галина
Новотворцева, сегодня она будет нашим сопровождающим. Первым делом
Галина предлагает
Узи миску с водой. Утомлённый летним зноем лабрадор явно рад
неожиданному подарку. Дождавшись, когда пёс утолит жажду, отправляемся к
выставочным залам.

Первый экспонат -- "Страус" Маурицио Каттелана -- чучело птицы со
спрятанной в "песок" головой.

-- Каттелан сделал скульптуру в 1997 году накануне своей выставки, когда
параллельно открывалась выставка группы "Молодые британские художники",
-- рассказывает
Галина. -- Художник боялся, что на его вечер никто не придёт, и выразил
испуг в скульптуре. Для нас это важная работа, мы же тоже боимся и до
конца не понимаем,
удалась наша инициатива по развитию инклюзивной программы или нет.

Надежда внимательно слушает объяснения экскурсовода и в тоже время
тщательно ощупывает тактильную мини-копию "Страуса". Её пальцы медленно
движутся по фигурке,
не пропуская ни одного сантиметра. Затем Надежда надевает наушники и
прослушивает объяснения аудиогида. "Хорошо придумали -- теперь я знаю,
что страус коричневый
и под два метра высотой", -- делится она.

список из 3 элементов
1/4
конец списка
Фото: (C) L!FE / Павел Баранов

Идём дальше. Надежда и Узи передвигаются по пространству довольно
быстро, иногда за ними даже трудно поспеть. Подходим к большому
абстрактному холсту Сесиль
Браун. Гид подводит героиню к модулю -- уменьшенной копии, сделанной из
прорезанной резины. Галина подробно описывает картину: "Огромное
полотно, преимущественно в
светло-розовом тоне". Надежда исследует копию. Работа ей не нравится:
"Сюжета нет", -- поясняет она.

Картина Сесиль Браун. Фото: (C) L!FE/Павел Баранов

Картина Сесиль Браун. Фото: (C) L!FE/Павел Баранов

На очереди инсталляция Джейсона Роудса -- под потолком большой комнаты
развешены разноцветные неоновые слова на английском. Гид интересуется,
знает ли Надежда,
что такое инсталляция. Надежда не знает, Галина объясняет, а затем
рассказывает о работе. Художник четыре года собирал по разным странам
эвфемизмы женских
гениталий. "Здесь и Cherry -- вишенка, -- и сладкая норка. Как вы думаете,
зачем художнику такая коллекция? -- спрашивает экскурсовод. Надежда
немного смущается
и говорит, что не знает.

-- В семейной жизни люди чаще всего для обозначения интимных вещей
используют какие-то слова. Вот они-то здесь и собраны, образуя вместе
коллективный портрет
любви, -- объясняет Галина.

список из 3 элементов
1/2
конец списка
Фото: (C) L!FE/Павел Баранов

Надежда улыбается и согласно кивает. В это время лабрадор лезет под
ограничительную верёвку возле экспоната, Галина сообщает о чрезмерном
любопытстве пса,
и Надежда тянет его обратно. Идём осматривать модуль для незрячих --
пальцы Надежды скользят по надписи Cherry из неоновых трубок.

К нам присоединяется Светлана, 32-летняя женщина из Самары, в Москве она
проездом всего на один день. Светлана родилась слепой -- врождённая
катаракта. В
три года сделали операцию, зрение появилось, однако после школы болезнь
вернулась, и сейчас Светлана практически ничего не видит. На выставку
она пришла
под руку с сопровождающим.

Светлана сразу отмечает, что в отличие от многих, она "любит и чувствует
современное искусство, главное -- внимательно вглядеться".

Все вместе идём к следующему экспонату -- "Цветку из дорожных знаков"
Роберта Раушенберга. Работа сделана из старых помятых разноцветных
дорожных знаков,
по форме она действительно напоминает цветок. Надежда и Светлана
тщательно ощупывают предложенный им модуль, слушают подсказки
экскурсовода: "Вот эта выпуклость
-- большая надпись "ведутся дорожные работы", вот здесь знак красного
цвета".

список из 3 элементов
1/2
конец списка
Фото: (C) L!FE/Павел Баранов

Ни один изгиб, ни одна чёрточка не остаются без внимания Светланы и
Надежды. Проходит несколько минут, прежде чем Светлана, улыбаясь,
говорит: "Цвета чувствую
пальцами, например, красный -- он очень яркий". Дорожные указатели она
тоже по-своему видит: "Они ржавые и с трещинами".

блочная цитата процитированная от -- Светлана
"Мне кажется, эта работа говорит о том, к чему приводят нарушения правил
на дороге. Помятые знаки -- это погибшие люди. Остались такие могильные
цветы от
них. Хотя если не думать, то перед нами будет просто груда металла"
ПОДЕЛИТЬСЯ
-- Светлана
конец блочной цитаты

Надежда с Узи и Светлана с помощником подходят к картине "Сигнальная
будка" Нео Раух. Картина с активным сюжетом -- герои, окружающая
обстановка. Галина
описывает подробно описывает оригинал: "Картина висит справа от вас,
посередине холста изображён речной канал, слева фигура женщины, вы её
видите?"

Незрячие женщины с уверенностью отвечают: "Да". Их руки уже лежат
на тактильном модуле, на который перенесены все детали картины, только
добавлен объём.

список из 3 элементов
1/3
конец списка
Фото: (C) L!FE / Павел Баранов
Фото: (C) L!FE / Павел Баранов
Гид Галина рассказывает Светлане и Надежде о картине. Фото: (C) L!FE /
Павел Баранов

Завершает выставку коллаж Барбары Крюгер: поперёк чёрно-белого портрета
мужчины идёт ярко-красная надпись "Я принял вас за кого-то другого".

-- Эта надпись сбивает с толку, ведь большинство людей привыкли
ориентироваться на впервое впечатление, увидел портрет -- сразу должен
понять, что за человек.
А тут призыв остановиться, задуматься, -- объясняет Галина. -- Задуматься
в том числе и об инвалидах.

Посетительницы уже успели "разглядеть" эту работу. "У него красивое
лицо," -- улыбается Светлана.

список из 3 элементов
1/2
конец списка
Коллаж Барбары Крюгер и тактильная модель. Фото: (C) L!FE/Павел Баранов

Когда приходит пора прощаться, Светлана просит вновь подвести её к
работе и долго "всматривается" в портрет незнакомца.

https://life.ru/t/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/877287/sovriemiennoie_iskusstvo_ghlazami_niezriachikh

Ответить   Анастасия Павлюченкова Mon, 18 Jul 2016 16:16:30 +0300 (#3418963)