Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] <<Предстоит учиться мне в университете>>

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

<<Предстоит учиться мне в университете>>

Наверняка, все те, кому посчастливилось хоть немного, но побыть
студентом, вспоминают это время с неподдельным удовольствием и трепетом.
Ведь это счастливые
годы экзаменационных волнений и совместных подготовок к семинарам,
весёлых студенческих праздников и уютных библиотечных вечеров,
увлекательных турпоходов
и азартных спартакиад. Есть ли здесь место каким-либо ограничениям?
Кажется, и нет вовсе. Но на самом деле перед абитуриентом с нарушениями
здоровья всегда
встаёт ряд сложных вопросов: как правильно выбрать специальность,
которая не только кажется интересной, но и позволит в дальнейшем без
проблем трудоустроиться;
каким образом организовать учебный процесс так, чтобы и новоиспечённому
студенту, и его преподавателям было удобно и комфортно заниматься? Кроме
того,
не следует забывать о коммуникативных проблемах и межличностных
отношениях, ведь многие молодые люди, волей судьбы оказавшиеся в одной
аудитории с человеком,
имеющим ограничения по здоровью, может быть, и хотят, но не знают, как
правильно помочь ему начать общение или завязать дружбу. Так или иначе,
но проблем
сложных и не очень бывает не так уж и мало, а неоценимую поддержку делом
и словом в этом случае может оказать, в первую очередь, тот, кто сам
прошёл подобный
путь студенчества.

С прошлого года во Владимирском Государственном университете им. А.Г. и
Н.Г. Столетовых на кафедре психологии личности и специальной педагогики
к интереснейшему
процессу получения специальности приступила необычная группа незрячих и
слабовидящих студентов. Случилось это по инициативе и при активном
участии Анны
Владимировны Мещеряковой, которая сама, имея ограничения по зрению,
защитила кандидатскую диссертацию и стала преподавателем филологического
факультета.
Вот что она рассказала:

<<В нашем университете достаточно давно существовала практика обучения
глухих студентов, им хорошо даются технические дисциплины, такие как
автоматизация
технологических процессов или информационные технологии. Принимая
решение о возможности обучения незрячих людей, мы тоже хотели создать
отдельную группу
на кафедре психологии личности и специальной педагогики, преподаватели
и студенты которой проводили исследования в этой области. Но в связи с
политикой
Министерства образования и науки, которая направлена на внедрение
инклюзивного образования в вузах, отдельную группу создать нам не
позволили. В итоге
мы остановились на смешанной форме обучения, при которой семь незрячих
студентов стали частью общеобразовательной группы, но некоторые
дисциплины, требующие
индивидуального подхода, им преподают отдельно. Так, на занятиях по
английскому языку педагог делает акцент на аудирование, восприятие и
понимание иностранной
речи на слух, а вместо физической культуры для них введены две
дисциплины: <<Основы пространственного ориентирования>> и <<Основы
тифлоинформатики>>. И то,
и другое чрезвычайно важно для людей с нарушениями зрения. В рамках
предмета <<Основы тифлоинформатики>> студенты учатся пользоваться
специальными программами
экранного доступа, помогающими незрячим и слабовидящим людям работать на
компьютере. Безусловно, в школе ребята занимались информационными
технологиями,
но, во-первых, это было в объёме, предусмотренном программой среднего
учебного заведения, а во-вторых, в университете следует делать акцент
на получение
навыков, необходимых в профессиональной деятельности: оформление
научных работ, создание таблиц, использование баз данных и ресурсов
электронных библиотек.
Задача курса <<Основы пространственного ориентирования>> -- научить
незрячих и слабовидящих студентов самостоятельно передвигаться не только
внутри университета,
но и освоить городские маршруты до социально значимых объектов. В этом
ребятам помогаю я, поскольку у меня есть и личный опыт передвижения по
городу, и
соответствующая теоретическая подготовка. Кроме того, на кафедре создан
волонтёрский студенческий отряд, члены которого оказывают незрячим
ребятам разного
рода помощь. Весь первый семестр, пока они не сдали зачёт по
ориентировке, волонтёры провожали их в университет, сопровождали по
учебным корпусам, после
занятий помогали добраться до магазина и сделать покупки. У одной из
наших незрячих студенток очень сильно снизился гемоглобин, так что ей
было необходимо
ежедневно в течение двух недель проходить лечение в поликлинике, и
девочка-волонтёр все 14 дней помогала ей в этом.

У волонтёрского отряда есть символическое название <<КРОТ>>. Во-первых,
это связано с незрячими студентами, ради которых и был создан отряд,
во-вторых, с
попыткой волонтёров поставить себя на место человека без зрения и
научиться воспринимать мир невизуальными средствами, в-третьих, <<КРОТ>> --
это аббревиатура,
которая расшифровывается как <<коррекционно-реабилитационный отряд>>.
Поддержка, которую <<кротовцы>> оказывают своим подопечным, очень
разнообразна: сопровождение,
помощь в приобретении не только продуктов питания, но и обуви, одежды, в
оформлении документов, отправке писем домой, в подборе материалов к
занятиям,
организации совместных мероприятий. Разумеется, между незрячими
студентами и их помощниками устанавливаются хорошие дружеские отношения.
Вместе они готовят
и проводят тренинги, ролевые игры, экскурсии по городу. Например, для
Областного молодёжного форума <<Доступная среда -- открытый мир>>,
организованного
ВОС, был подготовлен совместный форум-спектакль, посвящённый проблемам
образования инвалидов по зрению; в марте инклюзивная команда <<КРОТ>>
принимала участие
в конкурсе студенческих научных проектов <<Единство>> в МГТУ имени
Н.Э. Баумана; в апреле была проведена деловая экономическая игра
<<Затерянный остров>>.
А к Шекспировскому юбилею волонтёры решили сделать своим подопечным и
членам местной организации ВОС подарок -- подготовить тифлокомментарий к
фильму <<Укрощение
строптивой>>. Работа шла в течение полутора месяцев: под моим
руководством <<кротовцы>> составляли тифлокомментарий, начитывали его, а с
монтажом помогал
мой муж Алексей Степанов, незрячий музыкант и звукорежиссёр.

Идея создания такого отряда появилась не сразу. Первые полтора месяца я
сама сопровождала незрячих студентов. Это было непросто, но очень скоро
студенты
моей кафедры сами стали предлагать помощь, так что было решено создать
специальный отряд. Разумеется, не все учащиеся сразу вступили в него.
Многие из
них не были готовы к появлению в группе незрячих студентов, но мы
постоянно курировали общение внутри студенческого коллектива, обращали
внимание на то,
как постепенно, в течение двух-трёх месяцев, группа стала
объединённой, дружной, и на Дне посвящения в студенты это был уже
единый коллектив.

Взаимопомощь и хорошие отношения между учащимися очень важны, ведь они
приезжают из разных городов, и первое время каждому из них сложно
привыкнуть к новому
месту и режиму работы. Приглашая незрячих абитуриентов, мы делали
рассылку по школам-интернатам и публиковали информацию в журналах
<<Школьный вестник>>
и <<Наша жизнь>>, так что на вступительные экзамены к нам приехали
выпускники школ из Ставропольского края, Мордовии, Северной Осетии,
Владимирской области.
Они были зачислены в университет по результатам ЕГЭ или после
прохождения вступительных испытаний по биологии, русскому языку и
математике. Большинство
абитуриентов решили сдавать вступительные экзамены, в том числе и
письменные, проверять которые помогал тифлопереводчик. На очную форму
обучения с использованием
дистанционных технологий в прошлом году поступила и незрячая девочка с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Она живёт в Коврове, так что
проводить
вступительные испытания приёмная комиссия выезжала туда. Сейчас она
успешно окончила первый курс, и её одногруппники, да и ребята из
волонтёрского отряда,
очень хотят навестить её в Коврове, познакомиться лично.

Конечно, всем вчерашним школьникам начинать учебный процесс в вузе
непросто, а у незрячих ребят возникают дополнительные сложности. В
первую очередь,
они касаются ориентировки в пространстве и работы на персональном
компьютере. Большинство на сегодняшний момент справилось с ними. Лекции
наши незрячие
студенты записывают по Брайлю или на диктофон, а материалы, необходимые
им для работы на семинарах, мы по требованию готовим в виде
электронного документа,
аудиофайла или напечатанным по Брайлю. С набором текстов есть
трудности: пока ещё не все наработали хорошую скорость печати,
необходимую для конспектирования
или выполнения письменных заданий. Рефераты и курсовые работы ребята
должны сдавать в письменном виде, оформляя их в соответствии с
государственными стандартами.
Первую курсовую работу они сдавали по Брайлю, потому что в самом начале
учебного года у них не было навыков работы с текстовым редактором, а
вторую выполняли
при помощи компьютера и распечатывали на обычном принтере. У каждого
студента есть свой ноутбук, хотя в любое время они могут прийти в
специально оборудованный
кабинет и поработать на компьютерах с речевым доступом. Что касается
проживания, то все, кроме студента из Владимира и девочки, обучающейся
дистанционно,
живут в общежитии. Их блок с туалетом и душевой комнатой располагается в
крыле, где обычно проживают преподаватели и гости университета, но в
данный момент
идёт ремонт другого крыла общежития, которое будет предназначено только
для незрячих и слабовидящих студентов. Это помещение оборудуют согласно
требованиям
программы <<Доступная среда>> так, чтобы им было максимально удобно
передвигаться и решать бытовые вопросы. Мы надеемся, что в начале осени
наши незрячие
второкурсники переселятся в новые комнаты. А тех, кто в данный момент
выбирает учебное заведение для продолжения образования, приглашаем на
кафедру психологии
личности и специальной педагогики Владимирского Государственного
университета. По всем вопросам, касающимся поступления и дальнейшего
обучения незрячих
людей, можно обращаться непосредственно ко мне по телефону: 8 (904)
038-00-83. Можно также писать на электронный адрес:
knigojo***@y*****.ru.
Рады будем видеть вас в нашем университете>>.

Елена Федосеева

http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4448:mat-journal-our-life-2016-08-02&catid=344:cat-journal-our-life-2016-08&Itemid=184

Ответить   Анастасия Павлюченкова Fri, 26 Aug 2016 15:49:49 +0300 (#3429409)