Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Грозовский занял двухместную камеру в <<Крестах>> , ,, , ,,, ,, ,,, ,,Как

Все началось с <<пищащих>> светофоров. Это те самые, что издают звуковой
сигнал, который помогает незрячим переходить дорогу.

-- Занимаясь разработкой этой системы, мы познакомились со многими
инвалидами по зрению и после общения с ними поняли, что у этих людей
очень серьезные проблемы с независимым передвижением по городу, --
говорит генеральный директор предприятия-разработчика ООО
<<Спецтехноприбор>> и главный конструктор системы <<Говорящий город>> Леонид
Аронов. -- Например, считается, что при посадке в транспорт слепой
испытывает такой же стресс, как и пилот пассажирского самолета при
аварийной посадке... И так всю жизнь. Вот мы и решили создать технику,
которая рассказала бы незрячим людям о самых важных объектах вокруг них.

Система <<Говорящий город>> состоит, по сути, из двух частей. Первая --
небольшая коробочка размером со смартфон, которую держит в руках
незрячий человек (сами разработчики именуют это устройство <<Ориентир>>),
вторая -- так называемые радиоинформаторы. Это специальные приборы,
которые крепятся на домах, остановках или общественном транспорте. Они
передают информацию о <<своем>> объекте на <<Ориентир>>.

-- Связь осуществляется по радио, -- рассказывает Леонид Аронов. -- Поэтому
у незрячих нет проблем с трафиком и скоростью Интернета. Когда такой
человек подходит к тому или иному объекту, <<Ориентир>> начинает
вибрировать или подавать звуковой сигнал. При этом окружающие ничего не
слышат. Во-первых, это очень важно для инвалидов по зрению, которые не
любят, когда на них обращают внимание. Во-вторых, подобные <<радиолекции>>
не мешают прохожим или жителям окрестных домов. Сейчас наше устройство
может работать в двух режимах: рассказывать о транспорте и стационарных
объектах.

Стационарные объекты -- это аптеки (более 80), музеи (<<Говорящий город>>,
например, установлен в Исаакиевском соборе), пешеходные переходы (около
200), библиотеки и ДК. Скажем, подходя к аптеке, слепой с помощью
<<Ориентира>> может услышать, что это за филиал, на какой улице он
расположен, сколько ступенек перед входной дверью и даже в какую сторону
она открывается. <<Говорящий город>> помогает и зайти внутрь: если нажать
специальную кнопку на <<Ориентире>>, радиоинформатор, установленный над
дверью в аптеку, начнет издавать звуковой сигнал, по которому легко
найти вход.

*Автобусы с девичьей памятью*

Еще удобнее с общественным транспортом. За 10-15 метров до его
приближения <<Ориентир>> начинает вибрировать, а потом сообщает незрячему
хозяину, какой номер автобуса, троллейбуса или трамвая прибыл, что у
него за маршрут и даже оборудован ли транспорт низким полом. Если
инвалиду по зрению это подходит, он нажимает кнопку на <<Ориентире>> -- и в
кабине водителя на специальном пульте тут же загорается надпись:
<<Внимание! Садится инвалид!>>.

-- Водители рассказывали нам, что, зная о незрячем на остановке, они
аккуратнее подъезжают и паркуются, -- говорит Леонид Аронов. -- После
того, как транспорт останавливается, над его дверями звучит звуковой
сигнал, благодаря которому инвалид по зрению может подняться в салон.
Такой системой уже оснащены около 1300 троллейбусов и трамваев города --
это почти 95 процентов парка -- и 400 автобусов.

С автобусами, кстати, все чуть сложнее. Информацию о номере и маршруте
движения (ее потом через <<Ориентир>> получит слепой) сначала на
специальный пульт в кабине должен ввести шофер. Почему-то в троллейбусах
и трамваях водители это делают, а в автобусах -- довольно часто забывают.
В итоге незрячему приходит неправильная информация, и он, скажем, вместо
проспекта Просвещения уезжает в сторону Рыбацкого.

-- Это, конечно, очень нервирует инвалидов, -- признается главный
конструктор. -- Поэтому мы придумали специальное устройство, которое
позволяет вводить информацию о маршруте в каждый автобус или троллейбус
автоматически по данным от системы управления городским пассажирским
транспортом. Правда, и к ней еще есть вопросы, поэтому новинка пока не
установлена там, где это необходимо.

Зато <<Говорящий город>> уже работает в Москве, Ярославле, Краснодарском
крае, Волгограде, Тюмени, Перми, Улан-Удэ. Местные власти, кстати,
вполне могли бы заказать для своих незрячих и зарубежные аналоги
питерской системы. Но, оказывается, они -- хуже.

-- Есть, например, израильская и французская системы, -- рассказывает
Леонид Аронов. -- Но они не работают на транспорте. А израильская к тому
же информирует незрячих очень громко, создавая дополнительную нагрузку
на окружающую среду. Недаром наш <<Говорящий город>> очень заинтересовал
общество слепых в Финляндии и Германии. Они ничего подобного еще не видели.

*Сочинский цирк*

<<Говорящий город>> работал и во время Олимпиады в Сочи. Там незрячие
получали через <<Ориентир>> информацию даже о том, через сколько минут
общественный транспорт прибудет на остановку.

-- В Сочи почти 100 остановок были оборудованы нашей системой:
радиоинформаторы для незрячих устанавливались на табло, которое
показывало время, оставшееся до прибытия следующего автобуса, -- говорит
Леонид Аронов. -- Но после окончания Олимпиады там начался какой-то цирк:
местные власти не могли решить, кто будет отвечать за табло и
автоматизированную систему информирования пассажиров. Поэтому
оборудование просто сняли и положили на склад. В итоге <<Говорящий город>>
в Сочи больше не рассказывает незрячим, когда придет нужный им автобус.
Это, конечно, позор.

_/Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга/_

Екатерина Дементьева

http://spb.mk.ru/articles/2016/09/19/kak-doma-i-obshhestvennyy-transport-obshhayutsya-so-slepymi.html

Ответить   Анастасия Павлюченкова Tue, 20 Sep 2016 21:44:39 +0300 (#3435306)