[mgr] Как дома и общественный транспорт общаются со слепыми
Прошу прощения. В предыдущем письме произошёл какой-то глюк. :)
Все началось с <<пищащих>> светофоров. Это те самые, что издают звуковой
сигнал, который помогает незрячим переходить дорогу.
> > -- Занимаясь разработкой этой системы, мы познакомились со многими > инвалидами по зрению и после общения с ними поняли, что у этих людей > очень серьезные проблемы с независимым передвижением по городу, -- > говорит генеральный директор предприятия-разработчика ООО > <<Спецтехноприбор>> и главный конструктор системы <<Говорящий город>> > Леонид Аронов. -- Например, считается, что при посадке в транспорт > слепой испытывает такой же стресс, как и пилот пассажирского самолета > при аварийной посадке... И так всю жизнь. Вот мы и решили создать > технику, которая рассказала бы незрячим людям о самых важных объектах > вокруг них. > > Система <<Говорящий город>> состоит, по сути, из двух частей. Первая -- > небольшая коробочка размером со смартфон, которую держит в руках > незрячий человек (сами разработчики именуют это устройство > <<Ориентир>>), вторая -- так называемые радиоинформаторы. Это специальные > приборы, которые крепятся на домах, остановках или общественном > транспорте. Они передают информацию о <<своем>> объекте на <<Ориентир>>. > > -- Связь осуществляется по радио, -- рассказывает Леонид Аронов. -- > Поэтому у незрячих нет проблем с трафиком и скоростью Интернета. Когда > такой человек подходит к тому или иному объекту, <<Ориентир>> начинает > вибрировать или подавать звуковой сигнал. При этом окружающие ничего > не слышат. Во-первых, это очень важно для инвалидов по зрению, которые > не любят, когда на них обращают внимание. Во-вторых, подобные > <<радиолекции>> не мешают прохожим или жителям окрестных домов. Сейчас > наше устройство может работать в двух режимах: рассказывать о > транспорте и стационарных объектах. > > Стационарные объекты -- это аптеки (более 80), музеи (<<Говорящий > город>>, например, установлен в Исаакиевском соборе), пешеходные > переходы (около 200), библиотеки и ДК. Скажем, подходя к аптеке, > слепой с помощью <<Ориентира>> может услышать, что это за филиал, на > какой улице он расположен, сколько ступенек перед входной дверью и > даже в какую сторону она открывается. <<Говорящий город>> помогает и > зайти внутрь: если нажать специальную кнопку на <<Ориентире>>, > радиоинформатор, установленный над дверью в аптеку, начнет издавать > звуковой сигнал, по которому легко найти вход. > > *Автобусы с девичьей памятью* > > Еще удобнее с общественным транспортом. За 10-15 метров до его > приближения <<Ориентир>> начинает вибрировать, а потом сообщает > незрячему хозяину, какой номер автобуса, троллейбуса или трамвая > прибыл, что у него за маршрут и даже оборудован ли транспорт низким > полом. Если инвалиду по зрению это подходит, он нажимает кнопку на > <<Ориентире>> -- и в кабине водителя на специальном пульте тут же > загорается надпись: <<Внимание! Садится инвалид!>>. > > -- Водители рассказывали нам, что, зная о незрячем на остановке, они > аккуратнее подъезжают и паркуются, -- говорит Леонид Аронов. -- После > того, как транспорт останавливается, над его дверями звучит звуковой > сигнал, благодаря которому инвалид по зрению может подняться в салон. > Такой системой уже оснащены около 1300 троллейбусов и трамваев города > -- это почти 95 процентов парка -- и 400 автобусов. > > С автобусами, кстати, все чуть сложнее. Информацию о номере и маршруте > движения (ее потом через <<Ориентир>> получит слепой) сначала на > специальный пульт в кабине должен ввести шофер. Почему-то в > троллейбусах и трамваях водители это делают, а в автобусах -- довольно > часто забывают. В итоге незрячему приходит неправильная информация, и > он, скажем, вместо проспекта Просвещения уезжает в сторону Рыбацкого. > > -- Это, конечно, очень нервирует инвалидов, -- признается главный > конструктор. -- Поэтому мы придумали специальное устройство, которое > позволяет вводить информацию о маршруте в каждый автобус или > троллейбус автоматически по данным от системы управления городским > пассажирским транспортом. Правда, и к ней еще есть вопросы, поэтому > новинка пока не установлена там, где это необходимо. > > Зато <<Говорящий город>> уже работает в Москве, Ярославле, Краснодарском > крае, Волгограде, Тюмени, Перми, Улан-Удэ. Местные власти, кстати, > вполне могли бы заказать для своих незрячих и зарубежные аналоги > питерской системы. Но, оказывается, они -- хуже. > > -- Есть, например, израильская и французская системы, -- рассказывает > Леонид Аронов. -- Но они не работают на транспорте. А израильская к > тому же информирует незрячих очень громко, создавая дополнительную > нагрузку на окружающую среду. Недаром наш <<Говорящий город>> очень > заинтересовал общество слепых в Финляндии и Германии. Они ничего > подобного еще не видели. > > *Сочинский цирк* > > <<Говорящий город>> работал и во время Олимпиады в Сочи. Там незрячие > получали через <<Ориентир>> информацию даже о том, через сколько минут > общественный транспорт прибудет на остановку. > > -- В Сочи почти 100 остановок были оборудованы нашей системой: > радиоинформаторы для незрячих устанавливались на табло, которое > показывало время, оставшееся до прибытия следующего автобуса, -- > говорит Леонид Аронов. -- Но после окончания Олимпиады там начался > какой-то цирк: местные власти не могли решить, кто будет отвечать за > табло и автоматизированную систему информирования пассажиров. Поэтому > оборудование просто сняли и положили на склад. В итоге <<Говорящий > город>> в Сочи больше не рассказывает незрячим, когда придет нужный им > автобус. Это, конечно, позор. > > _/Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга/_ > > Екатерина Дементьева > > |
http://spb.mk.ru/articles/2016/09/19/kak-doma-i-obshhestvennyy-transport-obshhayutsya-so-slepymi.html