Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Ничего не вижу

Мы договорились встретиться в кафетерии торгового центра, около прилавка
KFC, неважно, я пришла чуть раньше времени и бродила. Купила колы,
озиралась, пыталась
угадать, ведь ребят я раньше не видела, а они не видели ничего никогда,
потому что слепые.

Позвонила Валерию и призналась, что брожу тут уже полчаса, и никак.
Сейчас, сказал Валерий, мы выставим трости, и вы нас сразу найдёте. И
да, ярко-полосатые
трости меня сориентировали мгновенно, я подошла и сказала что-то типа:
привет, вот она я, пью колу, достаю блокнот, включаю диктофон. Это я в
специальной
брошюре прочитала, как общаться с людьми слабого зрения, чтобы никому не
обидно. Брошюра советовала не употреблять выражений <<вы только
посмотрите>>, <<вот
видите>>, не говорить <<слепые>>, но - незрячие. И объявлять все действия.
И здороваться-прощаться за руку, чтобы обозначить присутствие.

Было радостно наблюдать, как Валерий и Федор разбивают предложенные
брошюрой установки. <<И она не представляет, как это дико смотрится со
стороны!>> - скажет
Федор. <<А ведь это школа для слепых!>> - скажет Валерий.

Речь идет о новшествах в областном интернате No 113 для слабовидящих
детей, что расположен в Самаре на улице Дыбенко. С 1 сентября этого года
интернат перестроился
на пятидневный режим работы. Неожиданно для всех.

Говорит Федор: <<Сестра учится в 11 классе, ей шестнадцать лет. О том,
что интернат перешел на пятидневку, мы с мамой узнали совершенно
случайно, причем
30 августа - ну вы понимаете, на носу 1 сентября, а могли бы и не
узнать; мама бы привезла ребенка в школу, где её нахлобучили таким
известием. Мама с
сестрой живут в деревне, Шигонский район, рейсовый автобус ходит раз в
день (поселение на противоположном берегу Волги относительно Самары,
прим.ред).
Выполнять новые требования школы - уезжать в пятницу до пяти вечера и
приезжать в понедельник в восемь утра - физически невозможно. С тех пор
я чего только
не предпринял, чтобы выяснить, на основании чего произведена эта
вредительская реформа, но ничего конкретного не добился. На мой взгляд,
происходящее нужно
рассматривать как недоступность образования, и вроде бы говорят о том,
что коррекционные школы превращаются в обычные, но я не успокоюсь, пока
не увижу
документа своими глазами>>.

<<Разговаривали с директором интерната, Касковой Галиной Афанасьевной, -
говорит Валерий, пальцами укладывая айфон строго параллельно кромке
стола, - и прямо
задали вопрос, что делать родителям детей, как выполнять требования, но
ответ был в духе <<решайте свои проблемы сами>>. И что будут отмечать
пропуски и
могут вообще отчислить, а еще вопросом займутся социальные работники и
чуть не ювенильная юстиция, раз уж родителям наплевать на своих детей,
на которых
они, между прочим, получают пенсию от государства>>.

Федор вспоминает, что во время своей учебы он как-то пошел в школу не 1
сентября, а чуть позже. Третьего, что ли, так вот, уже на следующий день
в доме
появились работники отдела семьи и опеки с намерениями бороться с
федоровыми родителями за право малыша учиться.

<<Сейчас, - говорит Федор, - чтобы предотвратить прессинг, я посоветовал
маме самой связаться с этим их отделом семьи, но ничего хорошего не
вышло, тамошние
работники просто перезвонили в школу, и мама наслушалась оскорблений всё
из той же серии - это же ваш ребенок, радуйтесь, что он будет ближе
семье, а то,
что путь в Самару занимает чуть не 4 часа, и к 8 утра в понедельник
никто туда не доедет, вообще мало кого волнует>>.

Точнее, никого. Кроме Федора Замыцкого и Валерия Ремизова. Двух хороших
парней.

Они составили, написали и отправили на данный момент три официальных
обращения: губернатору Самарской области, региональному министру
образования и уполномоченному
по правам ребенка. По закону можно 30 дней отвечать, и, скорее всего,
отписаться какой-нибудь канцелярщиной типа <<в целях предотвращения
присвоения ширится
благодарность учащихся масс>>.

К интернатовской администрации они пришли в надежде как-то организовать
диалог. Понятно же, что нововведение идёт сверху, но надо же как-то
минимизировать
потери. Однако ничего, кроме патетических высказываний о роли семьи в
воспитании детей, не услышали ни от директора, ни от его заместительницы
- Тюлюсовой
Елены Владимировны.

<<Дети - плохие, не хотят учиться. Родители - плохие, не справляются с
обязанностями>>, - Федор волнуется, постукивает ладонью по подносу. На
подносе - огромная
какая-то коробка с куриными фрагментами, откупоренные коробочки соусов.

Классы в интернате, что на улице Дыбенко, малочисленны. Сейчас вот в
одиннадцатом учатся всего девять человек. <<По опыту известно, - говорит
Федор, - что
двое-трое - тотально слепые>>. Раньше в школе дети могли оставаться на
выходные, или, по крайней мере, возвращаться из дома в воскресенье
вечером, что гораздо
удобнее для всех.

<<Я уже не говорю о том, что школе для слепых, где уже семь лет не
преподают ориентирование, не стоит рассчитывать на хоть какую-то
социализацию и адаптацию
учеников, - Федор наклоняет светло-русую, аккуратно подстриженную
голову. - Нам повезло, мы выпустились шесть лет назад, у нас были
учителя-энтузиасты,
все наши ребята полностью адаптированы, обслуживают себя сами. Все
поступили в вузы, учатся. Я подавал документы в институт, сдавал
экзамены и все такое
совершенно автономно. Сам>>.

<<Я сам>>, - повторяет Федор. Валерий кивает. И он - сам.

Валерий - студень самарского университета (это который возник в
результате слияния СамГУ и СГАУ), живет в общаге, будет юристом. Федор
снимает квартиру.
Учится в экономической академии. Хотел, говорит, учиться в Москве, но
остался в городе из-за друзей. Друзья - это очень важно.

<<Представляете, - говорит он, - вот езжу к ребятам в интернат. Так там
не то что добраться из пункта <<А>> в пункт <<Б>>, там люди не знают, где
ближайшая автобусная
остановка! Магазин продуктовый в трех метрах от школьного крыльца, никто
и не подозревал, что он есть, этот магазин>>.

На коленях Федора - заметная трость. Черная, с белыми яркими полосками.
В сложенном состоянии. Федор рассказывает, что пользоваться тростью -
это целая
наука, существует несколько техник, и их нужно осваивать, и этому в 113
интернате для слабовидящих и тотально слепых не учат.

Сестра Федора, строптивый подросток, стесняется пользоваться тростью. У
нее есть некоторое остаточное зрение, и она пытается положиться на него.
Федор говорит,
что она не делала бы этого, знай, как нелепо выглядит со стороны.

И еще, вспоминает Федор, из-за того, что теперь суббота в школе -
нерабочая, увеличилось количество уроков в остальные дни. Занятия
продолжаются с 8.30
до 17.30, что тоже напрягает, конечно.

<<Ну, они говорят, конечно, что и сейчас выпускники поступают в вузы, но
как это происходит? Поступают... Утром вызывается такси, едут с
сопровождающим, по
лестнице - с сопровождающим, в аудитории - с сопровождающим, и так всю
дорогу...>>

И так всю дорогу.

Я смотрю на Валерия. Смотрю на Федора. Вот Валерий подносит к уху
телефон и, ориентируясь на какие-то маленькие звуки, размещает сообщение
в фейсбуке, у
него есть аккаунт, а как же. Парой дней позже, в единый день выборов, он
напишет прекрасное, юно-гневное: <<Еще несколько часов, и опять новые
знания, новые
люди, впечатления. В общем, все то, что эта кремлевская сволота у меня
никогда не отнимет. Никогда не заставит меня поверить в то, что она все
может, все
решает и все контролирует. Нет, сволочи, потому что у меня есть
стремление приносить что-то хорошее в этот мир. А вы болото, старые
дряхлые пни. Ну, выбрали
вы сегодня сами себя, ну и черт с вами. Рано или поздно я просто приду к
вам в кремль и вышвырну>>.

И вышвырнет.

Да какого черта, почему девять подростков, которые и так попали в
переплет, должны опять подстраиваться под какую-то гнилую шнягу от
министерства образования,
почему должны дважды в неделю по четыре часа колесить по пресловутым
дорогам Самары и области, а родители, замечу - четырежды в неделю,
почему в школе
для слепых не учат техникам владения трости и другим способам адаптации,
и почему это волнует только двух людей - слепых Валерия и Федора, больше
никого.

Руководство интерната комментировать ситуацию отказалось.

Наталья Фомина

http://novayasamara.ru/events/25099

Ответить   Анастасия Павлюченкова Wed, 21 Sep 2016 21:18:04 +0300 (#3435580)