Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Особенные педагоги для особенных детей

Сегодня ижевская школа No 53 является единственной в России, отвечающей
всем требованиям школы, работающей в режиме инклюзии.

Screenshot 8
Особенные педагоги для особенных детей

Многие из вас, наверное, читали книгу В.Г. Короленко <<Слепой музыкант>>,
в которой пронзительно описываются чувства и переживания матери,
узнавшей, что ее
первенец слеп. Действительно, как понять, с чем сталкиваются родители,
детям которых врачи ставят страшный диагноз? Что они переживают, и кто
помогает
им справляться с их горем? Кто реально готов оказаться рядом и приходить
на помощь каждый день, каждую минуту? При всех наших разговорах о
милосердии таких
людей найдется немного.

Приезжавшие в бывший Советский Союз иностранные делегации всегда
удивлялись <<здоровью>> нашей нации, поскольку не наблюдали на улицах
городов и в общественных
местах инвалидов, или, говоря современным языком, людей с ограниченными
возможностями по здоровью (ОВЗ). На самом деле такие люди были, но они
были обречены
на пожизненное проживание в специальных учреждениях, изолированно от
остального общества.

Но время меняется, меняется и отношение к людям, которые в силу
обстоятельств стали инвалидами. Стыдливо замалчиваемые проблемы вышли на
<<свет божий>>, и
сегодня государство декларирует равные возможности для всех людей. Новый
Закон <<Об образовании в Российской Федерации>>, принятый три года назад,
дает <<особенным>>
детям (инвалиды и дети с ОВЗ) возможность инклюзивного обучения,
подразумевающего совместное обучение с обычными детьми в обычных школах.

Впрочем, оказалось, что вопрос инклюзии - отдельный большой разговор.
Чтобы организовать в школе такой вариант обучения, мало благоустроить
территорию,
переделать все помещения и оборудовать учебные места под определенные
требования, нужно еще обучить педагогов, поскольку восприятие и усвоение
учебного
материала у <<особенных>> детей идет по своим законам, которые обязательно
нужно знать и учитывать в процессе преподавания. Да и
детско-родительское сообщество
не всегда готово принять ребенка-инвалида или ребенка с явными
ограничениями здоровья в <<здоровый коллектив>>. Сложно пока большинству
родителей и детей
обычной школы воспринять таких детей рядом с собой, проявляя к ним
терпение и со- участие, с пониманием отнестись к их судьбе. И это не
потому, что мы
черствые и бездушные, просто так для нас исторически сложилась ситуация.

Но в жизни всегда находятся энтузиасты - люди неравнодушные, готовые и
способные прийти на помощь. Все мы прекрасно понимаем: в первую очередь
для особенных
детей требуются и особенные педагоги.

Заняться обучением детей с ОВЗ директора ижевской школы No 53 Надежду
Афанасьевну Збар заставила жизнь. Рядом со школой находится детский сад
для детей с
нарушениями зрения. Люди, в чьих семьях рождались такие дети, специально
меняли квартиры на этот район. После выпуска из детского сада
большинство этих
детей ждала школа-интернат. Но в 1996 году к директору 53-й школы пришли
<<на поклон>> родители. Надежда Афанасьевна пошла навстречу людям, которым
и так
в жизни пришлось через многое пройти. Она принимает решение организовать
в школе специальный коррекционный класс. Так и начали работать, что
называется,
на ощупь, то и дело обращаясь за консультациями к соседям в детский сад.

В конце концов, вопрос дорос до необходимости его решения на федеральном
уровне, в связи с чем в 2011 году в РФ была принята национальная
программа <<Доступная

институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в
общество и повышению
уровня их жизни>>. Под программу выделено соответствующее финансирование,
и, надо сказать, немалое. Однако в виду размера проблемы, равного
территории России,
иногда бывает недостаточно денег, а иногда и понимания у самих
чиновников, как все это нужно выстраивать.

Но все оказалось не так плохо. Надежда Афанасьевна находит еще одного
неравнодушного человека - председателя постоянной комиссии Городской
думы Ижевска
по социальной политике Фаину Марваретдиновну Федорову, которая помогла
решить вопрос с финансированием для организации самой что ни на есть
доступной среды.

Надежда Афанасьевна вспоминает, что когда пришло понимание того, что
финансирование будет, была поставлена задача: при покупке техники в
первую очередь
акцентировать внимание на качестве. Техника должна была прослужить
максимально долго и при этом оставаться функциональной. Решили делать
все основательно,
по всем правилам, по высшей планке требований.

А как это - по правилам? Что нужно для этого сделать? Какие материалы
использовать? До сих пор Надежда Афанасьевна благодарна еще одному
замечательному
человеку - Игорю Геннадьевичу Безруких, региональному координатору
федеральной программы <<Доступная среда>>, автору-разработчику тактильного
коммуникатора
для слепоглухих людей. Благодаря его советам и помощи денег, которых, по
предварительным расчетам, должно было хватить только на оборудование 1-2
классов,
хватило на 4 класса. При этом на качестве материалов не экономили.

Игорь Геннадьевич помог правильно выбрать все материалы и оборудование
от линолеума до освещения каждой парты. Контролировал нанесение разметки
в коридорах,
чтобы дети могли ногами ощущать нанесенные выпуклые линии и
геометрические фигуры, обозначающие необходимые к выполнению движения,
указывающие на препятствия
и расположенные рядом помещения. Если все сделано правильно, то дети
довольно быстро осваиваются в новом пространстве.

Однажды в школу к Надежде Афанасьевне приехала делегация высоких гостей
из столицы. Навстречу им по коридору бежал ученик. Директор голосом
останавливает
бегущего ребенка, спрашивает, почему он без тросточки, и просит
вернуться в класс и взять ее. Делегация в недоумении спрашивает, для
чего ему нужна трость,
и впадает в еще большее изумление, когда узнает, что мальчик тотально
слепой, т.е. с полной потерей зрения.

Вообще, заходя в школу No 53, не сразу отличишь обычных детей от их
<<особенных>> сверстников. <<Какой же я буду директор, если гости моей
школы смогут отличить
слабовидящих и слепых детей от обычных?!>> - удивляется Надежда
Афанасьевна. По ее словам, это и есть желаемый результат работы всего
педагогического коллектива,
когда все чувствуют себя в школе свободно и на равных. Когда здоровые
дети учатся настоящей, а не показной толерантности, а дети с ОВЗ учатся
со школьной
парты жить в большом открытом мире и быть готовыми действовать в нем
самостоятельно и независимо.

Безусловно, без специально подготовленных кадров работать с <<особенными>>
детками невозможно. При этом Надежда Афанасьевна понимала, что подход,
когда в
школе есть только несколько специалистов, включая логопеда и психолога,
задачу не решит. Тем более если из почти 650 учеников больше двухсот
слабовидящие,
а то и вовсе тотально слепые. Нужно учить всех учителей, и Надежда
Афанасьевна пошла на следующий смелый шаг: сумела убедить ведущих
специалистов московских
вузов приехать к ней в школу и провести учебу на месте. Сегодня каждый
учитель в ее школе прошел курсы повышения квалификации по
тифлопедагогике или дефектологии,
что называется, <<без отрыва от производства>>.

По мнению Игоря Геннадьевича, являющегося бесспорным авторитетом по
вопросам доступной среды, сегодня ижевская школа No 53 является
единственной в России,
отвечающей всем требованиям школы, работающей в режиме инклюзии.

Это подтвердилось и на только что прошедшей в Москве VI Международной
специализированной выставке <<Реабилитация. Доступная среда 2016>>, куда
делегация из
Удмуртии привезла свою экспозицию. Заместитель директора Департамента
государственной политики в сфере защиты прав детей МОиН РФ Ирина
Олеговна Терехина
сказала, обращаясь к Надежде Афанасьевне: <<Двадцать тысяч коррекционных
школ в России - каждая должна перенять ваш опыт>>.

Экспозиция вызвала большой профессиональный интерес и надолго задержала
возле себя и министра образования и науки РФ Ольгу Юрьевну Васильеву, и
советника
Президента РФ, первого заместителя руководителя аппарата Правительства
РФ Александру Юрьевну Левицкую, которых заинтересовал опыт работы нашей
республики.

Вокруг неравнодушного человека, как правило, собираются такие же люди.

- Уникальный педагог, настоящая находка для школы, - говорит директор
школы No 53 об учителе технологии (труда) Александре Ивановиче Курышеве.
- Он сам разработал
и сделал тренажеры для слабовидящих и слепых детей, обучающие их
столярному делу, способствующие формированию так называемой мышечной
памяти. В результате
его подопечные умело держат в руках рубанок и не боятся работать пилой.

Под руководством Александра Ивановича слабовидящие дети создали для
тотально слепых робота-поводыря. Его задача - сопровождение слепого
ребенка по школе.
И снова все сами, своими силами, включая разработку программного
обеспечения на уроках информатики. Еще многое нужно <<довести до ума>>, но
уже понятно,
что добрый помощник в школе будет, и стоить он будет в разы дешевле
японских аналогов.

Вице-президент Российской академии образования, директор Института
коррекционной педагогики РАО Николай Николаевич Малофеев, посетивший
экспозицию Удмуртии
на выставке, был так поражен достижениями Александра Ивановича, что
назвал его удмуртским Левшой.

Конечно, школе приходится нелегко: прогресс не стоит на месте и
требуется постоянное обновление оборудования, совершенствование
внутренней среды. Многое
держится на энтузиазме Надежды Афанасьевны и помощи неравнодушных людей,
готовых прийти на помощь.

Пусть тех, кто не на словах, а на деле творит добро на нашей земле,
будет больше. Особая благодарность учителям, работающим с <<особенными>>
детьми и дарящим
им радость полноценной жизни в нашем сложном мире.

Елена БАЛИ

http://udmpravda.ru/articles/osobennye-pedagogi-dlya-osobennyh-detey

Ответить   Анастасия Павлюченкова Fri, 30 Sep 2016 23:35:36 +0300 (#3438189)