Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Как развить творческие способности


Современная литература предлагает множество разнообразных тренингов, обещающих развитие творческого начала в человеке. Многие из них принадлежат к той публицистике, что рассказывает про «100 способов стать миллионером, не вставая с дивана». Главное отличие представленной вашему вниманию статьи от такой публицистики заключается в том, что автор не предложит в ней каких-либо собственных «уникальных техник». Все рассматриваемые в тексте категории и методы принадлежат основоположникам ведущих психологических школ настоящего и прошлого. Между тем, это вовсе не означает отсутствия новизны, которая заключается в проведенном автором синтезе различных направлений. Простота и доступность психотехник позволяют всем желающим опробовать их на практике самостоятельно и оценить их эффективность на личном опыте.

Предисловие

Жизненный успех в современном мире все чаще оказывается в прямой зависимости от творческих способностей человека. Понятие креативности давно вышло за рамки сугубо психологических дисциплин и активно используется экономистами как ведущий фактор экономического развития народов и государств. В социально-экономических исследованиях зачастую приводятся такие условия существования креативной экономики, как личная свобода, демократическое устройство общества или толерантное отношение общества к различным отклонениям. Мы предлагаем взглянуть на механизмы развития творческих способностей человека и общества с чисто психологических позиций, где ведущую роль будет играть физиология человека и методы обучения бихевиоризма.

Представленная вашему вниманию методика может оказаться актуальной для самых разных категорий читателей. Практикующие психологи смогут опробовать ее при проведении тренингов по развитию творческих навыков своих клиентов. Педагоги получат возможность дополнить работу с учениками методикой, позволяющей повысить их творческий потенциал в рамках учебной дисциплины. Полезным этот метод будет и для родителей, которые решат развить творческие дарования своих детей. Возможно, что представленные в публикации методики принесут пользу и читателям, которые используют их в целях саморазвития. Не стоит забывать и о психологах, работающих над теоретическими построениями — для них изложенные в публикации материалы окажутся полезными как база для дальнейших разработок.

Объектом исследования данной публикации являются творческие способности человека, рассматриваемые с точки зрения психологической науки. Предмет исследования представляет собой методики развития творческих способностей у людей вне зависимости от их пола, возраста, уровня интеллекта и других человеческих характеристик. Цель публикации заключается в выявлении простой и опробованной на практике методики по развитию творческих навыков. В процессе достижения этой цели будут решены следующие задачи:

1. Определение сущности творческих способностей.
2. Выявление оптимальных методов по их развитию.
3. Адаптация методик соответственно предмету исследования.

Теоретические основания методики

Основанием нашего исследования послужили три направления психологической науки — аналитическая психология, гештальтпсихология и бихевиоризм. Кроме того, при выработке представленных ниже техник используются данные современных исследователей, занятых в сфере теоретической психологии. Аналитическая и гештальтпсихология представляют интерес, прежде всего, как источник понятий, которые, однако, подкрепляются эмпирическими данными. Бихевиоризм для целей нашей работы играет основную прикладную роль, а ряд исследований и наблюдений современных ученых используются как ориентиры для адаптации методик бихевиоризма для целей нашей работы.

Аналитическая психология в лице ее основателя К.Г. Юнга окажется полезной как источник определения творческих способностей, которые представлены в виде особого инстинкта: «Я не знаю, правильно ли вообще называть его «инстинктом». Мы используем выражение «креативный инстинкт» отчасти потому, что этот фактор, подобно инстинкту, обладает динамическими свойствами. Подобно инстинкту, он компульсивен, но свойственен не всем людям и не является фиксированной и неизменно наследуемой структурой» [1, с. 139]. Важность такого представления о творческих способностях заключается в представлении их в виде рефлекторного проявления из числа приобретенных психических свойств.

Важность гештальтпсихологии для целей нашей работы заключается в введенном ею понятии инсайта, как одного из базовых процессов творческой работы человеческого мышления. Несмотря на споры вокруг правомерности признания инсайта реальным фактором психических процессов, его существование подтверждается достаточной экспериментальной базой [2, с. 103-104]. Само явление инсайта представляет собой форму синтетического мышления, когда разрозненные предметы и явления соединяются мышлением в некоторую целостность восприятия. Предполагается, что эта целостность отличается новизной и не встречалась прежде. Также стоит отметить, что соответствие полученных в результате инсайта образов реальности может быть ложным, что, однако, никак не отменяет творческой сущности этого процесса.

Бихевиоризм содержит проработанную и успешно опробованную на практике концепцию программированного обучения Ф. Скиннера. Методики программированного обучения предполагают возможность развития навыков, которые будут работать автоматически на уровне рефлексов, что идеально подойдет для формирования и развития «креативного инстинкта», а также для развития мышления таким образом, чтобы инсайт оказывался наиболее предпочтительной его формой. Таким образом, тренинг по развитию творческих способностей представляет собой форму программированного обучения, направленную на развитие мыслительных рефлексов синтетического характера. Если говорить более простым языком, то речь идет о дрессировке мышления таким образом, чтобы оно все чаще и чаще выделяло связи между явлениями окружающей реальности. Причем эти связи должны отличаться необычностью и порождать невиданный доселе образ. Масштаб такого образа может варьироваться от незначительного объекта или явления (например, кентавр) и вплоть до целостной мировоззренческой системы (мифологическая картина мира).

Обратившись к современным исследованиям, стоит обратить внимание на зависимость творческих способностей от развития речевых навыков, импульсивности и поиска новых ощущений [3; 4, с. 366]. Чувствительность к новизне как важный компонент творческих способностей отмечается и другими авторами, упоминаясь наряду с эмоциональностью и пространственным мышлением, а также ролью краткосрочной памяти [5]. Для целей нашей работы эта информация имеет следующее значение: при использовании программированного обучения следует делать упор на восприятие речи, ее осмысление, что может дополняться пространственными образами и нести в себе эмоциональную нагрузку с изрядной долей новизны. Для более ясного понимания этих слов перейдем к изложению конкретной методики развития творческих способностей.

Практические механизмы развития творческих способностей

Сущность и основные понятия данной техники были рассмотрены нами ранее в статье «Концепция программированного обучения Фредерика Скиннера» и здесь мы не будем повторяться, а сразу перейдем к описанию программы. Для ее создания потребуется ряд аудиофайлов, содержащих эмоциональное описание пространств, областей или территорий. Для этих целей прекрасно подойдут фрагменты аудиокниг, содержащие подобные описания, независимо от того, идет ли речь о реальных пространствах или о художественном вымысле.

Прослушивание фрагментов должно вызвать определенные эмоции, а по окончании прослушивания необходимо сделать некоторое обобщение. Это обобщение должно отражать некоторые действительные пространственные связи между отдельными фрагментами и подкрепляться поощрением в случае его выполнения. Обобщение не должно явно прослеживаться в прослушанных фрагментах. Необходимо, чтобы в нем присутствовали некоторые элементы новизны, по крайней мере для самого слушателя.

Наряду с пространственными описаниями, стоит также использовать звуковые файлы с чисто эмоциональными картинами. Их также можно брать из аудиокниг, хотя это могут быть и музыкальные композиции. Желательно создать список эмоциональных состояний, включающий не менее нескольких десятков позиций, где в каждую позицию будут включены не менее 5 звуковых файлов с речевыми описаниями соответствующего эмоционального состояния.

Выбор группы файлов должен производиться самим слушателем посредством выбора названия эмоционального состояния из перечня. После выбора и ознакомления с содержанием слушатель должен отметить причины своего выбора, где единственной причиной для поощрения является любопытство или стремление к новизне. Аналогичная схема может быть использована и применительно к пространственным описаниям, где также стоит сформировать перечень пространств или территорий.

По мере освоения слушателем всех пунктов перечней, содержащих новизну восприятий, следует переходить к их синтетической переработке и построению целостных картин эмоциональных пространств. Это может быть как письменное задание в виде сочинения, так и устное описание. Фактически речь идет о фантазийном объединении отдельных пунктов из перечня. Такая работа должна поощряться тем сильнее, чем больше пунктов перечня с отмеченной слушателем новизной было объединено им в целостную картину.

Фактически речь здесь идет о примитивной компьютерной программе, работа с которой будет занимать до 90% от общей продолжительности тренинга. Как мы предполагаем, эффективность данной программы будет напрямую зависеть от непонимания слушателем принципов ее работы. Наибольшую эффективность она может показать при работе с детьми и подростками, которым в качестве поощрения может быть достаточно оценок, одобрений или бонусных баллов, которые они смогут обменять на игрушки.

Использование данной методики для развития творческих способностей у взрослых людей может оказаться не менее эффективным, чем у детей, если будет проработан подходящий механизм поощрения, способный выступать в качестве стимула для взрослого человека. Создание подобных обучающих программ способно коренным образом изменить подходы к обучению, однако, представленные нами умозаключения являют собой лишь общие ориентиры и требуют дальнейших исследований и апробации.

Список использованных источников

1. Юнг, К.Г. Структура и динамика психического / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2008. 480 с.
2. Спиридонов В. Задачи, эвристики, инсайт и другие непонятные вещи // Логос. 2014. № 1. С. 97-108.
3. Fanciulli M., Norsworthy P.J. and other. FCGR3B copy number variation is associated with sus ceptibility to systemic but not organ-specific, autoimmunity. Nature Genetics. 2007. 39(6), p. 721-723.
4. Горлов И.П., Горлова О.Ю. Движущий отбор в ходе эволюции человека. Вавиловский журнал генетики и селекции. 2007. Т. 11. № 2. С. 363-372.
5. Волощук И.С., Рудик Я.М. Интеллект и другие составляющие психики человека. Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). С. 186-195.

Автор: Герман Лопаткин

аспирант факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/AUFHx

В избранное