Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Белый бизнес" начинает и выигрывает! Потребительская кооперация.


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

"Белый бизнес" начинает и выигрывает!

BusinessForward

Выпуск N 5  от 7 августа 2006 г.

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня для вас реальный сюрприз и подарок. После выхода прошлого номера рассылки у меня в офисе раздался необычный звонок: «Владимир Ильич, с Вами хочет поговорить Владимир Ильич». Моим собеседником оказался замечательный человек и собеседник, а что еще более приятно - брат по разуму и единомышленник Владимир Ильич Спиридонов.

Выяснилось, что его компания достаточно давно работает в направлении того, как в рамках законов наиболее правильно построить компанию, подобрав оптимальные юридические формы.  И в первую очередь они очень внимательно изучили закон о Потребительской кооперации. На мой взгляд, это действительно Клондайк для большого количества бизнесов, очень простой и во многом основанный на здравомыслии порядок ведения учета без сильного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Простая система отчетов, в общем, настоящее красивое решение многих проблем «Белого бизнеса». Не буду многословен, предлагаю вашему вниманию статью руководителя этой компании К.П.Дьяченко

_______________________________________________________________

Беспокоят налоги и законы? Как перейти на «белую бухгалтерию», сохранив доход и конкурентоспособность.

      К сожалению, особенности ведения бизнеса в нашей стране не позволяют ограничиться одной бухгалтерией. Предприятию приходится вести как минимум два (а то и три) бухгалтерских учета - один белый (для налоговой), и один черный (получение и распределение реального дохода). Не будем вдаваться в причины, вынуждающие предприятия делать это, отметим лишь, что государству интересен тот вариант расчета прибыли, при котором предприятие заплатит как можно больше налогов. Администрация же предприятия заинтересована знать реальную прибыль. Как минимум только из-за этого возникает необходимость в двух  бухгалтериях.

         "Серая бухгалтерия", - это когда первичная документация отражается полностью, но дальше начинается "мухлёж" - завышают суммы накладных расходов, неофициально ("в конверте") выдают дополнительные к з/п деньги и т.д. Сейчас таковых, видимо, большинство.

"Черная бухгалтерия" - полностью двойной учет - официально показывают мелочь, а по "второму" балансу идет настоящая прибыль. Таких уже очень мало - дело подсудное, причем, неизбежно - покрутишься год-два, а дальше собственный же работник настучит в налоговые органы. Речь идет о сотруднике, который располагает некоторыми сведениями о не совсем  «белой бухгалтерии» фирмы. И если его просто уволить, то можно ожидать повышенного интереса со стороны фискальных органов…

Кроме того, предприятие могут взять на заметку, если его сотрудник обратился в инспекцию по труду или в органы соцзащиты, апеллируя к низкой зарплате. Иногда у работника возникает желание пользоваться кредитами, и это заставляет все большее число работников при найме на работу требовать от своих работодателей белую зарплату.

        Иногда для продолжения политической карьеры важно владение миллионным   состоянием на легальных условиях.

         Все выше перечисленные проблемы ставят перед руководителями предприятий острый вопрос перехода на «белую бухгалтерию» и желательно, чтобы выполнялся принцип: «чтобы у нас всё было и нам за это ничего не было». Сегодня реализация такого принципа  возможна с использованием механизмов потребительской кооперации.
Рассмотрим этот вопрос более подробно….

В любом хозяйственном процессе есть две стороны: собственники предприятия и наемные работники. Когда в результате их совместной деятельности возникает товар — продукт, произведенный на продажу, в их отношения неизбежно вмешивается государство. По факту продажи, или реализации, возникает доход экономического субъекта, с него и берет начало процесс исчисления налогов. Однако если продукт (хотя бы частично) производится для потребления внутри организации, то в ее пределах можно, не убирая из этой схемы денег, заменить продажу обменом. Тогда целый ряд налогов и обязательных платежей снимается автоматически вместе с исчезновением налогооблагаемой базы. Подобным образом можно строить жилье, распределять в розницу товары, закупленные оптом, предоставлять любые услуги, например питание, обучение и отдых сотрудников. Все это лишь отдельные примеры деятельности предприятий, которые способны существовать в рамках уникальной организационно-правовой формы под названием «потребительское общество» (ПО).

Потребительская кооперация в России зародилась еще в XIX веке, крупнейший союз потребительских обществ — «Центросоюз» был создан в 1888 году. Классики марксизма рассматривали коллективную (кооперативную) собственность как «переходную форму» от капитализма к социализму, поэтому в СССР существовать ей не запрещалось. Напротив, ее развитие подкреплялось специальными положениями, например особым планом бухгалтерских счетов. Перед началом реформ 80-х годов из 275-миллионного населения СССР 65 млн являлись пайщиками системы «Центросоюза».

Сейчас их число сократилось в несколько раз: по информации «Центросоюза», в России эта организация объединяет 10 млн человек из 3500 потребительских обществ — в основном это традиционная сельскохозяйственная кооперация. Но такие данные говорят больше о том, что новые организации, образованные в форме потребительских обществ, уже не группируются вокруг старого ядра. Кроме того, возможности кооперации оценивают заново, и этот процесс только начинается. После естественного постсоветского перегиба в сторону тотальных рыночных отношений альтернативные экономические формы все еще вызывают недоверие. Однако их жизнеспособность давно проверена и подтверждена именно в развитых странах — около 60% активного населения Европы и Америки являются членами различных потребительских кооперативов.

Что говорит закон. Деятельность потребительских обществ регулируется Федеральным законом от 19 июня 1992 года № 3085-1 ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Согласно его формулировке, «потребительское общество — это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов». Далее, «пайщик — гражданин и (или) юридическое лицо, внесший вступительный и паевой взносы, принятый в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющийся его членом».

Ключевой момент здесь заключается в определении целей общества. В соответствии с Гражданским кодексом все организации в России разделяются на две группы — коммерческие и некоммерческие. Первые создаются для получения прибыли, вторые — для достижения общественно полезных целей. В основе коммерческих организаций — ОАО, ЗАО, ООО и др. — лежит категория собственности, права совладельца строго пропорциональны его доле в уставном капитале. Некоммерческие — партнерства, благотворительные, религиозные — организацией предпринимательской деятельности не занимаются и прибыли не получают. Потребительское общество представляет собой синтез двух форм. Схема его работы основана на двух принципиальных положениях.

Первое: согласно статье 48 ГК РФ, участники потребительского кооператива приобретают обязательственное право по возврату своего взноса. Этот режим — возврата активов, внесенных в уставный капитал, или их стоимости — действует в коммерческих организациях. Напротив, взнос в некоммерческую организацию — это уже не ваше имущество, вернуть его нельзя.

Второе положение — возможность «новации», реструктуризации обязательств (ст. 414 ГК РФ), в данном случае обязательств потребительского общества как юридического лица. Его участник (пайщик) может, не выходя из общества, вернуть часть своего паевого взноса путем присвоения взносов других пайщиков, разумеется, равных в сумме по стоимости.
Потребительское общество имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если эта деятельность соответствует целям, для достижения которых она создана. Как коммерческая организация ПО может нанимать работников, имеет право делить и распределять полученные доходы.

Специфические особенности ПО делают его более демократичным, чем коммерческая структура, разумеется, если во главу поставить принцип «удовлетворения потребностей». Например, если миноритарному акционеру легко потерять контроль над деятельностью АО, то пайщики ПО равноправны в строгом смысле, решения принимаются по принципу «один пайщик — один голос». Операции с уставным капиталом коммерческой структуры подлежат государственной регистрации, движения собственности пайщиков в пределах ПО неподконтрольны ни одному внешнему органу. Членами ПО могут быть как российские, так и иностранные юридические и физические лица без ограничений.

К вопросу о бухгалтерии: все членские взносы не подлежат налогообложению как средства, уплаченные участниками некоммерческой организации на ее содержание. Баланс ПО, которое не ведет коммерческую деятельность, состоит из 5-6 строчек, в основном из статьи «Целевые взносы» и «Расчеты с учредителями». Все коммерческие операции учитываются по общим правилам. В зависимости от того, насколько эффективно работает схема ПО для различных типов предприятий, сокращение налогооблагаемой базы составляет от 30 до 100%.

Примеры из жизни. До сих пор наиболее известным направлением является сельскохозяйственная кооперация — потребительское общество, которое организует прием у своих пайщиков излишков сельхозпродуктов и их реализацию заводу, торговой фирме или через свой собственный магазин в городе. Для этого ПО принимает в члены-пайщики потребителей и принимает от них денежные средства в специальный коллективный фонд. Из этого фонда производится закупка у оптовиков товаров и продуктов. При этом можно рассчитывать еще и на дополнительные скидки, поскольку товары закупаются оптом на большую сумму. Далее они выдаются (а не продаются) пайщикам, которые внесли денежные средства. Ни на одной стадии этой операции не берется наценка или любая другая плата с пайщика, товар выдается и учитывается только по покупным ценам. Логичным продолжением может стать создание розничных сетей в микрорайоне с приемом в пайщики всех его жителей — тогда рядовой гражданин будет получать скидки на товары ежедневного потребления именно там, где он обычно их покупает.

Другой пример: подготовительное отделение института на платной основе или дополнительные услуги по обучению в школах. Родители могут организовать ПО и вносить не плату, а взносы, снижая себестоимость обучения и предусматривая другие необходимые затраты.

В сфере производства использование схемы ПО особенно выгодно для холдингов. Например, комплекс предприятий — птицефабрика, комбикормовый завод, ТЭЦ, мельничный комбинат работают как отдельные юридические лица. Оформляя передачу продукции друг другу как реализацию, они платят налоги, которые потом включаются в цену конечного продукта. Если оформить эту группу как ПО, то каждое из них продолжает существовать в прежней юридической форме, но «внешний» оборот каждого уменьшается, следовательно, уменьшаются и налоги.

Отдельная тема — схемы, связанные с жильем. Во-первых, строительство жилья на основе образования кооператива строителей и будущих хозяев — в этом случае можно существенно сократить стоимость строительства. Во-вторых, модель потребительского общества позволит обойти многие проблемные вопросы реформы ЖКХ. Например, ни в одну другую форму нельзя объединить коллективного пользователя коммунальных услуг уже существующего дома, где есть и собственники, и съемщики неприватизированных квартир, и арендаторы помещений нижних этажей — юридические и физические лица. Поэтому от мирового опыта не уйти: потребители должны объединяться не только для того, чтобы легально снижать свои расходы, но и для того, чтобы экономические конструкции, как в бизнесе, так и в повседневной жизни работали эффективно.

Уже более десяти лет наши специалисты обслуживают коммерческие обороты коммерческих и некоммерческих организаций путем разработки и внедрения механизмов хозяйственных расчетов, основанных на потребительской кооперации. Приведем примеры этой деятельности. Несколько образовательных учреждений Москвы решили проблемы по легализации доходов от коммерческой деятельности, при этом снизив издержки на налогообложение на 100%; элитный спортивный клуб, имеющий оборот до $450 тыс. в месяц и при этом огромную налогооблагаемую базу, также снизил издержки и дополнительно получает до $120 тыс. в месяц, при этом достиг прозрачности в движении средств, упростил хозяйственную схему и схему управления, а также ликвидировал недостатки в вопросах защиты прав потребителя.

            Три достаточно крупных холдинга во Владимире, Владивостоке и Саратове решили не только вопросы экономии, но и более интересующие их вопросы сохранения имущества производственных комплексов, в том числе от нереальных аппетитов кредиторов, путем создания неделимого фонда. Эффективно работают торговые дисконтные системы в Москве и Подмосковье, Новосибирске и Хабаровске. Мы не рассматриваем указанные суммы как дополнительный «карманный» заработок предпринимателей, эти средства могут пойти на снижение цен для потребителя (на борьбу с ложными ценами), создание целевых общественных фондов, содействующих развитию самоуправления, которое в настоящее время пытается организовать государство. При внедрении вышеуказанных механизмов обязательно получаются дополнительные эффекты: отпадает необходимость лицензирования, использования кассовых аппаратов, легализуются доходы и обороты физических и юридических лиц.

Дополнение к статье

По эффективности применения технологий потребкооперации в хозяйственных расчетах, сферы хозяйственной деятельности можно подразделить на три группы:

I группа – наиболее эффективная (до 100% экономии):

  • ремонт, строительство и реализация жилья;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • образовательные услуги (школы, колледжи, институты, университеты, курсы, семинары, детские сады и ясли и прочее);
  • спортивно-оздоровительные услуги;
  • туризм и отдых;
  • розничная торговля любыми видами товаров;
  • продажа автомобилей, автосервис;
  • сделки купли-продажи ценных бумаг с населением;
  •  услуги телефонных (в том числе сотовых), телевизионных, Интернета, сигнализационных и прочих сетей;
  • клубные системы (спортивные, культурные, игровые, ресторанные, пансионаты, дома отдыха и прочее);
  • гостиницы;
  • прокат;
  • кредитование (банковская деятельность, потребительский кредит, ломбарды, ипотека, лизинг, накопительные системы и прочее);
  • медицинские услуги;
  • холдинг;
  • производство и услуги по заказу от населения;
  • многоуровневый маркетинг;
  • дисконтные системы;
  • сельское хозяйство;
  • рынки;
  • импорт не акцизных товаров, относящихся к группе основных производственных фондов.

II группа – высокоэффективная (до 70% экономии):

  • реализация акцизных товаров;
  • нотариальные услуги;
  • народные промыслы;
  • аренда;
  • транспортные услуги;
  • импорт не акцизных товаров, не относящихся к группе основных производственных фондов;
  • производство продукции и оказание услуг для юридических лиц;
  • регулярные сделки с бюджетными организациями.

III группа – низкоэффективная (до 30% экономии):

  • торговля очень крупными партиями продукции;
  • импорт акцизных товаров;
  • разовые сделки по договорам с бюджетными организациями;
  • сделки между льготными организациями.

_______________________________________________________________

Спасибо за ваше внимание. Предлагаю вам также стенограмму Круглого стола, который состоялся в апреле 2005 года, где излагается повышенный интерес к системе потребительской кооперации со стороны различных структур,  в том числе и со стороны Лужкова Ю.М.А также небольшое видео, относящееся к этому вопросу

Интересно также Постановление Правительства Москвы 1095-ПП от 30 декабря 2003 года, где в регламенте представлены полномочия паевого общества (потребительского общества) при реализации программы строительства небоскребов в городе Москве.

Если у вас возникло ощущение, что это не может быть так просто, напишите мне на info@bizforward.ru  и я с удовольствием дам вам координаты автора этой статьи.  Его компания  поможет вам:

  • написать Устав Потребительского общества с учетом специфики Вашей деятельности;
  • зарегистрировать Потребительское общество;
  • составить документооборот для работы Потребительского общества, адаптированный к Вашей конкретной деятельности.

Ими  регулярно проводятся авторские семинарские занятия, на которых вы узнаете о некоторых особенностях потребительского общества, получите ответы на интересующие Вас вопросы и сможете приобрести необходимые книги и бухгалтерские программы для организаций потребительской кооперации.

 _______________________________________________________________

Основная рассылка нашей компании BusinessForward «Экспресс-диагностика Вашего бизнеса» выдвинута на конкурс в «Фестивале Золотых рассылок Сабскрайба». Она выходит также и на Maillist. В последнем выпуске, вышедшем 31июля, начата публикация статьи «Почему они этого не понимают?!? Вопросы сотрудничества или как донести свою идею до другого с легкостью»  

_______________________________________________________________

Компания BusinessForward представляет вам «Программу постановки "белой бухгалтерии" без проблем» Наше предложение достаточно простое и основано на успешном мировом опыте ведения дел. Для того чтобы его внедрить, необходимо, чтобы владелец или создатель бизнеса сам лично понял всю простоту и эффективность этого подхода. Мы абсолютно уверены, что в конце этой программы Вы улыбнетесь от удовольствия. С  нами когда-то произошло то же самое.
Если вы хотите узнать сокращенное содержание программы постановки «белой бухгалтерии», пожалуйста, зарегистрируйтесь >>

 Успехов вам

Владимир Кусакин

BusinessForward

Тел. 8 (499) 739-90-93 внимательно набирайте КОД Москвы
8-901-512-97-82

(C) 2006 BusinessForward. Все авторские права защищены законом.

В избранное