Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Жалобная книга

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Жалобная книга


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Жалобная книга, 5 сентября 2007 г.
Сервис у нас в шопе

Знакомая, любительница экстремальных путешествий, на днях вернулась из Лаоса. Получаю от нее эсэмэску из Москвы. «Блин, я в России-и-и: меня в магазине «Перекресток» охранник остановил! Попросил сумочку показать, а там лежал словарь (девушка – переводчица, и отовсюду их везет). Так полчаса выясняли, не у них ли сперла!!! Как будто у нас в супермаркетах лаосские словари продают. Едва на красноярский самолет не опоздала. А стыдно-то как было…»

«Меня тоже вчера задержали – в «Алпи», – пишу ей в ответ, чтобы успокоить. Хотя у самой на душе гадко. Как будто и впрямь что-то натворила.

Ну ничего себе, сходила за хлебушком…

В «Алпи» на улице Высотной я вообще-то зашла не за покупками. Понадобился билет на поезд. А там как раз касса. Была, оказывается. Не найдя ее на привычном месте, стала бродить, вчитываясь в вывески. Наверное, тем и вызвала подозрения охранника. Уже позже, прокручивая ситуацию, я поняла, что тогда он сел мне на хвост. Ведь развернувшись на 180 градусов, я чуть не врезалась в «форменную» грудь.

– Не подскажете, тут у вас железнодорожная касса была?

– А ее сняли…

Так и сказал: не закрыли, не убрали даже – сняли! Снять-брать – почему-то в моих филологических мозгах пронеслась такая ассоциация. Сидел, что ли? Нет, его бы тогда в охрану не взяли. Это их профессиональный термин: они перед инкассацией кассу снимают, вот и вырвалось у него некстати… Господи, ну о чем я думаю? Хлеба купить, раз уж в магазине оказалась, – и быстрей домой, расслабиться после газетного дня.


Сервис у нас в шопе

– Вы бы сумочку запаковали, – я даже вздрогнула, так близко за спиной раздался голос охранника, шедшего за мной по пятам. Слежка продолжалась...

– Она маленькая и пустая, – махнула я ею перед лицом охранника, и он уступил мне дорогу. Не настояв, что с сумочкой в зал – ни-ни: таковы их внутренние правила.

Увидев, что купить хлеб быстро не получится – у касс, из которых, КАК ОБЫЧНО, работала едва ли половина, – полно народу, решила уйти из магазина с пустыми руками. Ну не стоять же 15 минут в духоте из-за единственной буханки! В тот момент я еще не подозревала, что задержусь в магазине надолго… Пока не приедет милиция.

А вы ничего не взяли!

Мой сторож, видимо, по рации передал меня своей коллеге женского пола – охранница Анна Смиронова перегородила дорогу, как только я миновала кассу. Он что, мысли читает? Вдруг обиделся, что о нем плохо подумала…

– Откройте свою сумочку.

– С чего бы это? У вас нет права на досмотр.

– Что, милицию вызывать будем?

– Будем!

Диалог происходил в самом людном месте – в тамбуре, перед выходом из магазина. Здесь люди берут тележки и выгружают на обратном пути из них пакеты. На нас оглядывались многочисленные покупатели. Сколько раз я была свидетелем подобных сцен! Когда женщины открывали сумочки, мужчины расстегивали одежду и выворачивали карманы. За взрослых я не заступалась – если они позволяют так с собой обращаться – это их беда. А вот когда обыскивали пацанов – устраивала скандалы. И уводила мальчишек из магазина. В «Алпи» на 60 лет Октября охрана «фильтрует» покупателей еще на подступах к полкам. В прошлом году у 15-летнего сына коллеги, которого мама отправила за майонезом, попросили… паспорт. Услышав, что документа нет, заявили, что несовершеннолетним делать в магазине нечего.

…На подмогу отнюдь нехрупкой Ане подоспели еще один охранник, видимо, старший смены, и дама в штатском – видимо, менеджер. Ни один из них не представился. Зачем бисер метать перед «воришкой»? К нам постоянно подходили сотрудники «Алпи». Им СРОЧНО требовалось что-то спросить у менеджера. В конце концов, я не выдержала:

– Вы что, на зверюшку, какую подходите посмотреть? – Интересно же, кто тут такой принципиальный нашелся? – с ухмылкой ответила одна из девиц в фирменной желтой футболке «Алпи». – Ну посмотрите, – я достала свое журналистское удостоверение.

– Вы специально нас спровоцировали! – тут же отреагировала менеджер. – Чтобы гадость про «Алпи» написать. И в сумочке точно у вас что-то есть.

– Будь я на вашем месте, показала бы. Если у вас там ничего нет, зачем упрямитесь? – настаивала Аня. – У меня там ничего нет, но кто вам дал право меня подозревать? Камеры зафиксировали что-то подозрительное или вы видели, что я что-то прятала? – Вы не запаковали сумочку – раз. Вы ничего не купили – два. Стоп! А, может, это и есть причина № 1? Бывшая коллега удивлялась: она в тот же день, несколькими часами раньше была в «Алпи». И спокойно прошла с сумкой, большей, чем у меня. Правда, набрала полную тележку продуктов на круглую сумму. Значит, не так уж и строги в сети правила? Для тех, кто оставляет в них свою зарплату, – можно и закрыть глаза на «внутренние правила» посещения магазина.

– А вы знаете, сколько у нас воруют? – пыталась оправдаться Аня Смирнова. Похоже, в глазах наших мастеров торговли все покупатели — уголовники. Просто не всех еще поймали с поличным. Ну а если не уголовники, то, по меньшей мере, люди противные и навязчивые. Ишь, мол, чего удумали – в магазин пришли и ничего не берут!

Мешок с деньгами на дороге не валяется

Проблема мелких краж в супермаркетах, безусловно, существует. Вместе с тем, чьи это проблемы? Владельцев бизнеса! Они полезли в этот бизнес, они должны решать его проблемы. Только предельно корректно для потребителя. Вы когда-нибудь видели, чтобы в казино к игровым столам подходили охранники и проверяли рукава и карманы играющих? Что, публика не та?

У наших супер- и гипермагазинов – только фасады современные, а нутро – все то же совковое. Там по-прежнему обвешивают, обсчитывают и хамят. Мы изнываем от жары в очередях, потому что нет кондиционеров и НИКОГДА не работают все кассы одновременно. Я почти не хожу в «Алпи» по этой банальной причине: очереди, как за дефицитом в советское время. А дефицита, в том числе и в магазинах, нет. Только рядом с моим домом, помимо «Алпи», 4 супермаркета. И я буду выбирать – там, где понимают, что к ним пришел мешок с деньгами и его надо, если уж не ублажать, то хотя бы уважать. А это редко где умеют, несмотря на яркую вывеску. В магазине «Десяточка», например, банки с кофе стоят в витрине под замком. Надо сначала найти менеджера, на что может уйти минут 10. Она выдаст покупателю выбранный товар и отконвоирует (натурально!) до кассы. Спрашиваю: «Вы боитесь, что я с этой банкой убегу? Или я настолько подозрительно выгляжу?» – «Такие у нас правила». Больше кофе я там не покупаю.

Маргарита, работающая в банке, рассказала случай, происшедшей с ней в магазине «Каравай». В 9 утра, зайдя за дорогой бутылкой вина в подарок, она оказалась единственной покупательницей. Среди тишины вдруг услышала: «Ведем-ведем, зашла в винно-водочный отдел, так, взяла бутылку, идет к кассе». Охрана, не стесняясь, вела громкий разговор. А один из них, увидев в ее руках банковскую карту, с ухмылкой произнес: «Надо бы проверить карту-то!» «Настроение с самого утра было испорчено, – говорит Рита. – А как-то в «Армаде» купила материалов на очень крупную сумму. По правилам магазина мне их должны были привезти бесплатно. «Пожалуйста, говорят, через … 2 недели. У нас заказов много, машин не хватает». Выхожу, а возле крыльца стоят три газели с логотипом «Армады». «Вас подбросить? За 200 рублей?»

В «Алпи» рот не разевай

Известного красноярского корреспондента обманули в гипермаркете «Алпи», расположенном по улице Молокова.


Сервис у нас в шопе

– Я был поражен масштабами обмана, – рассказывает Илья. – Меня обсчитали сразу на 253(!) рубля. Видимо, по пословице «Большому кораблю – большое плавание». Я нагрузил полную тележку продуктов. Многие из них были довольно дорогие. А потому, когда продавец назвала сумму – 1436 рублей, – она не вызвала у меня особых подозрений. И только дома посмотрел чек. Там значились товары, которые я не покупал. Сверил чек с тем набором, что принес домой (эх, если бы в магазине это сделал!): они разительно отличались. Из 24 наименований, пробитых кассиром, в пакете отсутствовало 12. Среди них молоко и сметана «Исток», пиво «Легенда», сыр плавленый «Янтарь» и «Солти», пельмени «Русские» и «Сибирские», вареники с картофелем. А также пироги с изюмом и повидлом, хлеб и печенье. Хороший ужин у кого-то получился. За чужой счет. Свои сети «Алпи» раскинул не только в крае. Работают магазины и в Хакасии.

Журналисты информационного агентства «Хакасия» говорят, что им постоянно жалуются на обман покупателей в гипермаркетах. Вот лишь один из случаев. Молодые супруги выбрали товар в абаканском «Алпи». На ценнике совка для мусора было написано: совок + (!) щетка, цена – 35 рублей. Однако на кассе служащая магазина невозмутимо пробила по чеку отдельно совок и отдельно же щетку, и покупка обошлась уже в 70 рублей!

И в Хакасском, и в Красноярском Роспотребнадзоре говорят, что к ним поступает много подобных жалоб от покупателей «Алпи». Цена на ценнике не совпадает с той, что пробивается на кассе. А еще бич этого магазина – просроченные товары.

Осторожно, качество!

После ЧП на губернаторском балу прокуратура провела проверку супермаркетов. В прокуратуре утверждают, что хранение и реализация многих пищевых продуктов осуществлялись без документов. Товары реализовывались с истекшим сроком годности. Выявлены факты обмана потребителей, например, искусственное завышение веса товара при его расфасовке. Только в одном районе Красноярска, Октябрьском (как раз магазин на Высотной), прокуратура составила около 30 актов в отношении «Алпи». А всего районные прокуроры вынесли руководству гипермаркетов свыше 60 постановлений о возбуждении административных дел.

Покупатель здесь лишний

Нижеописанная сцена имела место быть все в том же «Алпи». Присмотрелась к микроволновой печи. Продавца-консультанта в радиусе 100 м я не нашла. Подхожу к столу, за которым балуются чаем две миловидные дамы. Мое «здравствуйте» дошло до них с четвертого раза. Объясняю, что так и так, хотела бы паспорт на микроволновку посмотреть. Одна из дам совершает трудовой подвиг – давясь, доедает вафлю. Наш разговор при первых ее тяжких шагах привожу дословно:

– Где вы эту микроволновку видели?

– На полке. А вы сами разве не знаете? – Не-а, – отвечает, – я оплату коммунальных и прочих услуг принимаю. – Продавец-то в отделе есть? – Не-а. Кто же за такую зарплату сюда пойдет? Надо бы менеджера найти. – Хорошо, а где он?

– Откуда я знаю? Поищем. Минут 20 вам подождать придется.

Ждать не хотелось. И я пошла за микроволновкой в «Комфорт», что на той же улице. Там ко мне кинулись наперегонки 3 консультанта. И весь процесс покупки – с оплатой, заполнением гарантийного талона – занял 20 минут. В «Алпи» бы я столько времени искала менеджера…

«Мне кажется фирменный стиль «Алпи» характеризует произошедшая со мной ситуация в магазине на Тельмана, – пишет один из посетителей «Рекламы-мамы». – Не дождавшись, когда появится продавец в отделе заморозки и взвесит мне клубнику (а таких, как я, стояло человек 10), пошел искать администратора, которая в результате привела продавца из другого отдела. Вся процедура поисков и взвешивания заняла полчаса. Когда я поинтересовался, нормально ли так обслуживать покупателей... мне начали жаловаться на нехватку персонала и нелегкую работу... А разве вас заставляют здесь работать? – только и вымолвил я. На что мне ответили: «А вас тоже сюда никто не звал за покупками...» Так что покупателей в «Алпи» никто не ждет. Они там просто не нужны...»

И неизвестно кому повезло

Милиция по мою душу приехала минут через 30 после вызова. Досмотр проходил все на том же «лобном месте». Я выкладывала на стол из сумочки зонт, записную книжку, кошелек, косметичку и аптечку – всегда ношу с собой свои таблетки. Охранникам повезло: у меня крепкие нервы. В столице после такого стресса женщину увезли на «скорой» в больницу в тяжелом состоянии: нарвались на диабетчицу. Теперь она намерена судиться с сыскарями харча. Может, и мне стоит подать в суд: за моральный ущерб? Только вернулась домой из гипермаркета – звонок в дверь. Соседка: «Что случилось? Не стала уж в магазине подходить, представляю, каково тебе было…» Сколько еще знакомых стало свидетелем этой позорной сцены, разыгравшейся на глазах всего гипермаркета?» Будь это в Америке – можно было бы выиграть приличную сумму.

…А на выходных мы встретились с приятельницей, побывавшей в Лаосе. Не терпелось обменяться впечатлениями и, конечно, поддержать друг друга в общей беде. Лариса говорит, что перед отлетом в Россию она зашла в крупный магазин с огромным чемоданом на колесиках – прикупить еще сувениров. И никто ее не остановил! Только на выходе, тысячу раз извиняясь, попросили пройти через «рамку». Она не запищала – у Ларисы нет привычки красть в магазинах. Еще раз тысячу раз извинились. Надо заметить, что Лаос – одна из беднейших и неразвитых стран мира. Но и туда добралась торговая цивилизация. А к нам как-то вот не спешит.

На следующий год приятельница опять собирается в какую-нибудь азиатскую страну. А мы останемся жить в европейской. Везет же. Еще бы понять, кому.

P. S. Вскоре после ЧП в «Алпи» появилось объявление: «Во избежание неприятных ситуаций запаивайте вещи в целлофан. В противном случае охрана имеет право досмотреть ваши сумочки на выходе».

Вы в своем праве, они – в своем

Доверять ячейкам я перестала после того, как в одном из супермаркетов по ошибке открыла своим ключом чужую кабинку. Меня бросило в жар от страха, что охранник уличит сейчас в воровстве. Но он даже этого не заметил. Так что украсть вещи из ячейки – возможно. Кстати, такие случаи – не редкость

Дмитрий Янин, Конфедерация обществ прав потребителей: – Покупатель имеет право не сдавать личные вещи в камеру хранения при входе в магазин, если там висит объявление: «Администрация не несет ответственности…» Клиент вправе пройти в магазин и с любой вещью, продающейся в этом магазине, – хоть с бутылкой пива, хоть со связкой бананов. Единственное, что посетитель обязан сделать в таком случае, – это поставить в известность работников магазина.


Сервис у нас в шопе

Непонятна, с точки зрения законности, практика многих магазинов – запаивать сумки в пакеты при входе, как это делают, например, в «Рамсторе». Покупатель вправе в любой момент нарушить целостность упаковки, и администрация магазина не смеет применять какие-то санкции.

Но если вы откажетесь выполнять требования магазина, вас могут отказаться обслуживать: право частного продавца на отказ в обслуживании не понравившегося ему клиента прописано в российском законодательстве довольно туманно.

Как у них?

В большинстве европейских стран, где супермаркеты существуют уже не один десяток лет, тоже есть, разумеется, проблема воровства. Но, например, в Англии покупатели заходят в магазин свободно прямо с сумками – там доверяют видеонаблюдению. Во Франции в камерах хранения применяются электронные замки, которые вскрыть в принципе невозможно, однако чаще оклеивают сумки целлофаном.

Охрана бесправна

На выходе из супермаркета администратор или охранник просит вас предъявить чек, показать содержимое карманов или сумки или «пройти с ним». Первое и самое главное: не волнуйтесь, закон на вашей стороне (если, разумеется, вы действительно ничего не «потянули», но тогда – эти советы не для вас).

* Досмотр не входит в компетенцию охранника. А ссылки сотрудников служб безопасности на должностные инструкции неправомерны: в них не может быть прописано право на досмотр или обыск частных лиц. В статье 27.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) четко прописано: «Производить досмотр может только сотрудник милиции». * Охранник имеет право остановить вас, только если он собственными глазами видел, как вы что-то присвоили. Но при этом он сразу же должен вызвать милицию. Если охрана продолжает вас задерживать, а милицию не вызывает, то это, по сути, незаконное лишение свободы, за которое предусмотрено уголовное наказание.

* Ни один нормативный акт не обязывает вас дожидаться милиционеров в магазине. Статья 12. Дополнительные условия выдачи лицензий: «Частным детективам запрещается прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан». Задерживать вас у них нет никаких оснований. Значит, они могут только, например, ходить за вами – в российском законодательстве, в отличие от законодательств некоторых других стран, нет понятия «гражданский арест».

* Не забывайте, что при досмотре в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице» в присутствии двух понятых составляется протокол, обязательно требуйте его составления и присутствие понятых.

А когда у вас ничего не найдут, то в соответствии со ст. 19.13 КоАП сотрудники магазина могут быть привлечены к административной ответственности и заплатить штраф за заведомо ложный вызов милиции и превышение своих полномочий (задержание при отсутствии доказательств).

Отсудили

Жительница Ульяновска Наталья Пономаренко выиграла судебный процесс против одного из супермаркетов. Женщину с 8-месячным ребенком в коляске заподозрили в краже банок с детским питанием и подвергли обыску в кабинете директора магазина. Супермаркет выплатил пострадавшей компенсацию.

***

Сотрудники одного из частных охранных предприятий Екатеринбурга привлечены к административной ответственности за незаконный обыск. Женщина вызвала подозрение тем, что была без инвентарной корзины и несла в руках собственную сумочку средних размеров.

Прокуратура возбудила четыре административных производства по части 4 статьи 20.16 КоАП РФ («Оказание охранных услуг с нарушением установленных законом требований»), а также принесла протест на должностную инструкцию сотрудников ЧОП с требованием привести ее в соответствие с законодательством.

Евгения Леонтьева, Вечерний Красноярск


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное