← Август 2025 | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Где-то
Главный герой фильма "Где-то" (Somewhere, 98 мин.), голливудская звезда Джонни Марко
(Стивен Дорфф), - человек, о котором хочется говорить неопределенными местоимениями. Он живет где-то - преимущественно в
знаменитом лос-анджелесском отеле "Шато Мармон", но иногда и в других отелях. Где угодно, только не в собственном доме,
которого нет. Спит с кем-то - имена и лица бесконечной череды покладистых блондинок не имеют значения. Снимается в чем-то,
чего никто не может назвать конкретно. Мы застаем его между съемками, то есть уже совсем непонятно где. Занимается чем-то:
когда не пьет и не трахается, сидит на диване и смотрит в пространство.
Порочный круг размыкается ненадолго, когда в отеле появляется его 11-летняя дочь (Эль Фэннинг). Мелькнет, как лучик света,
на денек, а потом опять пропадет.
София Коппола утверждает, что это она не про себя в детстве и про своего отца, а про некую подругу. Кто знает - иногда, когда
говорят про подругу, имеют в виду действительно подругу.
Однако даже намек на пикантные подробности из жизни реальных знаменитостей не делает фильм более привлекательным. Да,
5-минутные планы дорогой машины, бесцельно ездящей кругами, или старательных стриптизерш, работающих для единственного
безразличного зрителя, производят нужный эффект. Мы проникаемся тяжелой жизнью звезды: кругом знаменитости, роскошные девицы,
орды визжащих от восторга поклонников и ни одной родной души рядом. Но, между нами говоря, смотреть на это просто скучно.
Возможно, такое зрелище покатило бы дома с похмелья: можно собраться с мыслями, пока на экране ничего не происходит, диалоги
короткие и слова в них простые, к тому же музыка приятная. Но лучше бы все то же самое ужать до короткометражки без потери
смысла. Авось, станет понятно, где, куда и с кем.
Впусти меня. Сага
"Впусти меня. Сага" (Let Me In, 115 минут) - до занудства точный римейк шведского фильма 2008 года, казалось бы, всего чуть-чуть
смещающий акценты. Однако этого оказалось достаточно, чтобы поменять впечатление на противоположное.
12-летний мальчик, страдающий от одиночества и нападок одноклассников, вечером сидит один на заснеженной скамейке во дворе
многоэтажного дома. Незаметно рядом с ним оказывается странная девочка: очень легко одетая, толком не отвечающая на простые
вопросы ("Сколько тебе лет?" - "Примерно 12"), не знающая самых обычных вещей - впервые видит кубик Рубика.
Однако мальчик видит в ней родственную душу и постепенно привязывается, несмотря на обилие странностей и пугающих недомолвок.
А в это время отец девочки охотится на случайных прохожих и сцеживает их кровь в канистру, потому что девочка - вампир, и она
постоянно голодна.
Шведский фильм был историей спасения - одинокий и униженный подросток находит друга и спасается от мучителей. Американский
римейк, повторяющий слова, сцены, жесты, предметы шведского оригинала - оказывается историей гибели и обреченности.
Лина Леандерссон играла подростка, страдающего от своей непохожести на остальных, и поражала сексуальностью, скрытой в теле
ребенка, - мечта Гумберта Гумберта. Героиня Хлои Мориц расчетлива и асексуальна, она гордится своей особостью и довольно
откровенно использует окружающих.
Режиссера Томаса Альфредсона интересовали люди и живые бытовые подробности: кто-то напился, у кого-то в доме живет штук 20
кошек, кто-то носит дурацкую шапку. У Мэтта Ривза ("Монстро") все грубее и зрелищней. На уроках проходят "Ромео и Джульетту"
(без этой прямой ассоциации не обошлись и "Сумерки"), попутно собран еще десяток стереотипов о школьниках, вампирах и провинциальных городках. Девочка ходит
босиком по снегу в балахоне с черным капюшоном, у матери мальчика мы ни разу не видим лица, телефонный провод перерезает кадр
и надолго удерживает зрительское внимание...
Словом, это качественная копия, но она не лучше оригинала.
Гарри Поттер и Дары смерти: часть 1
Первая часть "Гарри Поттера и Даров
смерти" (Harry Potter and the Deathly Hallows: Part I, реж. Дэвид Йейтс, 146 мин.)
так же мало похожа на первые фильмы поттерианы, как повзрослевшие Рэдклиф и компания - на себя 10-летней давности.
Остается только с ностальгией вспоминать о всяких чудесных мелочах, вроде волшебной шляпы, леденцов с любым вкусом или
говорящих портретов. Седьмой "Поттер" суров и мрачен, впрочем, те, кто читали книжку, в этом и не сомневались.
Дела в волшебном мире идут совсем плохо: Дамблдор погиб еще в предыдущей серии, Тот-кого-мы-не-будем-называть стремительно захватывает власть, его агенты рыщут повсюду, Хогвартс развален
усилиями миссис Амбридж, но нашим героям туда просто нельзя - на них объявлена охота.
Поэтому почти весь фильм Гарри, Рон и Гермиона скитаются по лесам, хорошо еще, что в вечерней сумочке Гермионы, благодаря
заклинанию невидимого расширения, уместились палатка, рюкзаки, одеяла, чайники и, видимо, учебники - надо знать Гермиону.
Конечно, фильм держит марку - действие захватывает, и два с половиной часа пролетают незаметно. Некоторые сцены просто
великолепны: десяток гаррипоттеров в одной комнате, официантка в наушниках, которая не заметила атаку Пожирателей Смерти,
танец Гарри и Гермионы, поцелуй Рона и незнакомой женщины в Министерстве магии...
Однако возникают какие-то странные ассоциации. Судите сами: двое парней и одна девушка скитаются по сумеречным предзимним
лесам, в какой-то момент начинают сомневаться, кого из них выбрала девушка, ссорятся, расстаются, оказываются на волосок от
гибели, периодически превращаются в кого-то другого... Ничего не напоминает?
Овсянки
Хотела писать про фильм "Овсянки", а получится похоже, и про книгу. Или про фильм,
который на самом деле - спектакль. Уже придя домой и поискав в интернете, я обнаружила, что народ меря, обряды
которого пытаются сохранить герои фильма, существовал давным-давно и исчез без видимых следов.
А также нашла повесть Дениса
Осокина, по которой снят фильм.
Из этого странного текста как будто бы рождается отстраненная, и в то же время неестественно четкая, декламирующая интонация
рассказчика - так говорят в театре, чтобы было слышно задним рядам.
Этот текст печатает, сам не зная, зачем, сорокалетний фотограф со странным именем Аист, работающий на ЦБК в городе Нея где-то
в Костромской области.
Из-под его пальцев выходит рассказ о птичках-овсянках, случайно купленных на рынке, и о директоре комбината, у которого
внезапно умерла молодая жена. Собственно, весь фильм герои в исполнении Игоря Сергеева и Юрия Цурило занимаются ее
похоронами.
Точнее, не так: весь фильм Аист рассказывает об исчезнувшем народе меря, который оставил после себя в тех краях пригоршню
слов - названия рек и тому подобное - да пару обрядов. Собственно, оба эти обряда - свадебный и погребальный - мы и увидим в
фильме.
Этнографический экскурс сопровождается прекрасной и печальной картинкой: теплый ноябрь в Богом забытой глуши, распутица,
дожди и туманы, ветшающие советские постройки, которые постепенно превращаются в какие-то романтические руины. Наслоение
разных культур - языческие обряды, русская провинция, остатки советского быта, буйные краски нашего времени - почему-то
выглядит естественно и не раздражает.
Театральность, условность происходящего тоже воспринимаешь как должное. Правда, в какой-то момент появляется ощущение, что
все это - тонкая издевка над зрителем, готовым заглотить наживку. Чего стоит хотя бы акапельное исполнение стиха о покупке
лечебных трав в аптеке!
И тут нужно вспомнить, что снял картину Алексей Федорченко - автор замечательной мистификации "Первые на Луне". Так
что искать правду жизни в этой истории не стоит. А восхищаться - стоит.
15 ноября 2010 года, 00:11 1 высказалось
Социальная сеть
Сама идея фильма о создании интернет-проекта казалась мне проигрышной. Ну что тут может быть интересного: собрались люди,
написали программу, отладили, запустили... Это план производства какой-то, а не сюжет.
Однако у Финчера все оказалось намного интереснее. Его "Социальная сеть" (The Social Network, 121 мин.) - именно о
людях и об их отношениях.
Уже в самом названии заложен второй смысл, хоть это и точный термин: создатель Facebook Марк Цукерберг предстает здесь
совершенно асоциальным типом.
Сразу оговорюсь: несмотря на то, что упоминаемые люди и проекты существуют в реальности, не надо ставить знак равенства между персонажами и их прототипами. И авторы "Социальной сети", и создатели
социальной сети не раз признавали, что фильм периодически расходится с действительностью и существует по собственным законам.
На мой взгляд, это и к лучшему - не хотелось бы верить, что реальный Марк Цукерберг похож на то аутичное чудовище, вокруг
которого происходит действие.
Не меняя озабоченного выражения лица (за весь фильм он, кажется, раз или два улыбнулся да пару раз накричал на кого-то),
Цукерберг в исполнении Джесси Айзенберга умудряется создать тот самый проект, которым пользуются больше 500 миллионов
человек. А кроме того - распустить сплетни про бывшую подружку, кинуть на деньги единственного друга, украсть идею у
потенциальных партнеров...
По версии авторов, им движут два мотива: неудовлетворенное честолюбие (Марка не принимают в престижные студенческие клубы) и
неудовлетворенное либидо.
Все это укладывается в карикатурный образ программера: любитель пива и сисек, возомнивший себя богом. Добавим к этому
классический наряд: шлепанцы в любое время года и единственная толстовка.
Да, вокруг нас ходят такие типы. Да, они не умеют разговаривать с девушками и не замечают, куда деваются их друзья. Правда,
не все из них становятся миллионерами. И смеяться над ними - грешно, а снимать фильмы - скучно.
Город воров
В "Городе воров" (The Town, реж. Бен Аффлек, 123 мин.) было все, как мне нравится. Во-первых, главные герои - банда артистичных
налетчиков под управлением интеллектуала (Бен Аффлек). Во-вторых, визуальный ряд любопытный. Тут, конечно, пальму первенства
держит эпизод с ограблением банка в костюмах монахинь. Хотя и напоминает "На гребне волны", но
все равно живописно. Добавим - хорошие диалоги, нестандартную любовную линию, интересных актеров.
Компанию Аффлеку составляют не такие известные, но весьма достойные люди: Джереми Реннер ("Повелитель бури", номинант на
"Оскар", но до популярности Аффлека ему далеко), Ребекка Холл ("Вики Кристина Барселона"), Крис Купер ("Красота
по-американски"), Блейк Лайвли ("Сплетница"), Джон Хэмм ("Безумцы").
Добавьте к этому не слишком типичное место действия - Бостон. Его серое небо, кирпичные стены, мрачные лица - больше чем фон.
Неслучайно фильм в оригинале называется просто Town. Собственно, его главная тема заявлена открыто: родной город с его
бандитскими корнями, который крепко тебя держит и не отпустит, каким бы ты ни был. "Это не просто город, это образ жизни".
Замечу, что, хотя "блатной" мотив достаточно силен, жалости герои не вызывают. К кому-то испытываешь симпатию, кто-то
раздражает - все как в жизни. Но, возможно, авторы как раз рассчитывали разжалобить публику судьбой главного героя - маму
потерял в детстве, друзья нехорошие, "засосала опасная трясина", подружка-наркоманка гуляет направо и налево. Только в моем
случае ставка на жалость не сработала.
Тут как раз и начинается главное "но": вроде, все хорошо, все правильно, но как-то не веришь. Не веришь в первую очередь
именно "звездам" - Аффлеку и Реннеру. Слишком чистенькие, умненькие, слишком правильные и старательные. И просто
татуировками, цепями да трениками это не лечится. Уж мы-то знаем, как выглядит настоящая шпана из спальных районов - совсем
не так. Тут, скорее, тон задают старики, короли эпизода - Крис Купер, Пит Постлтуэйт и другие.
В результате остается двойственное впечатление: вроде, история-то хорошая, только рассказывают ее какие-то не те люди. Ну и
дубляж свои пять копеек добавляет.
Р.Э.Д.
Формально "Р.Э.Д." (RED, 111 мин.) пополняет коллекцию "пенсионерских боевиков", которые внезапно стали очень популярными (см.
"Неудержимых", "Мачете" и т. д.). Даже название фильма, которое у нас неуклюже расшифровывают как "реальные, экстремальные, дерзкие",
в оригинале означает "retired, extremely dangerous", то есть "пенсионеры, очень опасны".
По сюжету - ЦРУ пытается "убрать" нескольких своих пенсионеров-спецназовцев, которые слишком много знали. Те, понятное дело,
демонстрируют, что тоже не лыком шиты.
Разумеется, бравые пенсионеры в бегах от ЦРУ - это уже неисчерпаемый источник шуток. И режиссер Роберт Швентке сумел
превратить одноименный комикс в чрезвычайно забавный фильм.
Основной акцент - на актерах. Конечно, Брюс Уиллис и боевик - практически синонимы, а то, что действие разворачивается на
фоне приготовлений к Рождеству - всех этих оленей, елочек, снеговиков, венков из остролиста и т. д. - вызывает приятные
воспоминания о "Крепком орешке".
Однако не у одного Уиллиса здесь бенефис. Вместе с ним бегает от молодых ЦРУшников Джон Малкович в образе параноика -
нетрудно заработать манию преследования, всю жизнь проработав в ЦРУ, а также мудрый и печальный Морган Фримен и - сюрприз!
сюрприз! - Хелен Миррен. Классической английской актрисе неожиданно идет образ безжалостного снайпера с романтической ноткой:
"стариковский" роман с русским шпионом Иваном делает историю смешной и трогательной одновременно.
Несмотря на то, что козырные шутки, вроде побега Малковича с игрушечной свинкой под мышкой или погони на складах со стрельбой
из гранатомета вошли в ролик, и в самом фильме смешных моментов хватает сполна. И обязательно дождитесь титров - иначе пропустите
"Привет из Молдовы!".
Монстры
Конечно же, "Монстров" (Monsters, 97 мин.) хочется сравнивать с "Районом N9" - и сюжеты чем-то перекликаются, и главное, это еще один фантастический фильм, сделанный никому не известными
людьми. В случае с "Монстрами" к этому добавляется еще и смехотворный бюджет в 15 тысяч долларов. Сценарист, режиссер и
оператор в одном лице, некто Гарет Эдвардс снял эту историю на ручную камеру. В прошлой жизни он занимался спецэффектами и
здесь тоже справился весьма неплохо.
Героев двое: раздолбай-фотограф (Скут
МакНейри), работающий на какую-то газету, и дочка владельца этой газеты (Уитни Эйбл). Девушка
оказалась в Мексике, которая по недосмотру NASA захвачена космическими осьминогами. Парню надо отвезти ее обратно к папе и
жениху.
Собственно, весь фильм они и пробираются домой. Благополучная неглупая блондинка и нескладный парень, который за деньги готов
сделать все или почти все. Видят смерть и разрушения, загадочные следы присутствия пришельцев и последствия американских
бомбардировок. Встречают простых и не очень честных людей. Говорят на плохом и очень плохом испанском. Лишаются последнего
уже после того как, кажется, лишились всего. Кажется, не влюбляются и не умирают. Просто идут. Она думает о чем-то своем, он
фотографирует.
В рецензиях, которые я читала, говорится чуть ли не одними и теми же словами, что в фильме, несмотря на скудные возможности
автора, есть "что-то такое...". На мой взгляд, "что-то такое" есть в самой этой истории: что-то, что не выразить затертыми
словами типа "любовь" или "переоценка ценностей". Это что-то вообще живет не в словах, а, скорее, в недомолвках, интонациях,
взглядах, углах зрения. Поэтому о нем и нельзя сказать прямо, но как-то объяснить необходимо. Как нужно чувствовать монстров,
выходящих из темноты.
Уолл-стрит: Деньги не спят
К деньгам можно относиться по-разному, можно даже снимать о них фильмы. Но "Уолл-стрит: Деньги не спят" (Wall Street: Money Never Sleeps, 127 мин.) - совсем не об этом.
То есть, формально там присутствует нью-йоркская биржа, некоторое количество индексов и финансовых терминов, а также
рассуждения о кризисе, потрясшем мир в 2008 году, когда и разворачивается действие.
Но все это достаточно мало волнует Оливера Стоуна, который делает финансовый мир фильма весьма условным.
В отличие от "производственных фильмов", после которых выходишь из зала обогащенным знанием какой-нибудь полезной технологии,
вроде выплавки стали, после "Уолл-стрит" понимаешь в финансах ничуть не больше, чем до него.
Похоже, его автор такой же идеалист, как и главный герой, Джейкоб Мур (Шиа ЛаБеф), молодой финансовый трейдер, мечтающий
вложить все деньги в экологическую энергетику и планирующий свадьбу с интернет-журналисткой Уинни (Кэри Маллиган). Уинни,
непримиримый борец за идеалы, оказывается дочерью Гордона Гекко (Майкл Дуглас). Вот кто никогда своего не упустит!
Гекко так же прекрасен в своей алчности и беспринципности, как и 20 лет назад, когда появился первый
"Уолл-стрит", принесший Дугласу "Оскар". Но здесь явно не его бенефис.
Гекко - один из полюсов притяжения героя ЛаБефа, иллюстрация одной из его страстей. И главное здесь - не собственно деньги, и
даже не возможность получить новый источник энергии. Главное, как точно подмечает тот же Гекко, - игра. Игра и власть - над
деньгами и людьми.
На втором полюсе, разумеется, Уинни, с ее бескомпромиссностью. Но в мире Джейкоба существуют и другие интересы: его старый
наставник (Фрэнк Ланджелла) и главный враг в исполнении Джоша Бролина.
Как я уже говорила, в мире финансов Стоуна интересуют не деньги, а люди. Их лица, позы, костюмы. Привычки, вкусы, интерьеры.
Кажется, атмосфера здесь играет не меньше, чем актеры. Полутемные кабинеты, в которых принимают решения финансовые воротилы,
вызывают в памяти мафиозные сходки. Хай-тековская квартира Джейкоба являет собой полную противоположность. Вообще, он совсем
не похож на финансиста: гоняет на мотоцикле, не стремится к обогащению, верит в добро.
С ним интересно, с этим Джейкобом. И если когда-нибудь будет "Уолл-стрит"-3, думаю, именно он, а не Гекко, будет его героем.
Океаны
Отправившись на "Океаны" (Oceans, 84 мин.), я в очередной раз спросила себя, зачем я это делаю? Неужели нельзя было подождать немного и
посмотреть по телику? Однако ответ вскоре стал очевиден.
"Океаны" продолжают серию фильмов Жака Перрена "Микрокосмос" и "Птицы", ставших в свое время сенсацией, благодаря уникальным
документальным съемкам. Исследовав мир насекомых и птиц, Перрен сотоварищи отправились под воду.
Съемки на самом деле потрясающие: сцены из жизни омаров и креветок впечатляют своей драматической мощью, макросъемка мелких
обитателей морского дна плавно переходит к виду океана из космоса, дельфины словно танцуют под музыку, а тюлени очаровывают
умными мордами и невообразимыми криками.
Понятно, что глядя на телеэкран не получишь этого ощущения огромного и безграничного океана, манящего и пугающего. Полтора
часа наедине с океаном наводят на множество размышлений: о том, как прекрасен и жесток мир, в котором мы живем, о том, как
мало мы о нем знаем.
Мне, например, из-за нехватки знаний кадры фильма напоминали в основном мультики. То рыба-клоун проплывет - привет "Поискам
Немо", то морская звезда махнет лучом - как Патрик
из "Губки Боба", то появятся какие-то мелкие рыбешки - как в "Рыбке Поньо" или проковыляют пингвины - готовая сцена из "Делай ноги".
Наверное, все было бы иначе, если бы закадровый голос вместо газетных истин о судьбах мира объяснял, кого мы видим на экране
и кто кого ест в данный момент. Но это было бы совсем другое кино.