В Москве началась забастовка таксистов, недовольных условиями работы компаний-агрегаторов — например, «Яндекс.Такси» или GetTaxi. По данным самих таксистов, в акции протеста участвует чуть меньше 4 тыс. человек, по версии столичных властей — не более 50 водителей. Забастовка, которая проходит и в других городах России, прекратится 16 февраля.

В первый день в забастовке приняли участие 3,9 тыс. человек, рассказал «Газете.Ru» председатель регионального отделения Межрегионального транспортного профсоюза Олег Амосов. «Какая-то часть действительно осталась дома с семьей, как призывали организаторы акции, а кто-то вышел на линию, но в рамках акции отказался от сотрудничества с компаниями-агрегаторами — например, с «Яндекс.Такси» или GetTaxi. Пассажиров эта категория берет «от бордюра» или непосредственно от своих таксомоторных компаний», — пояснил он.

Забастовщики требуют четко прописать правила взаимодействия таксистов и компаний-агрегаторов. Сейчас агрегаторы фактически выведены из правового поля и привлечь их к ответственности проблематично, говорят таксисты. Также участники акции просят снизить комиссию, которую агрегаторы взимают с перевозчиков за заказы через электронные сервисы.

В то же время, по версии столичного департамента транспорта, на работу в первый день забастовки не вышло всего 15–50 машин, что менее 1% от всех официальных такси города.

«Общее число такси, выполняющих рейсы, соответствует обычному уровню, среднее время ожидания подачи машины также осталось неизменным», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе департамента. Тем не менее крупные таксомоторные компании объявили, что готовы выделить дополнительные автомобили, если такая потребность возникнет.

Заявленную самими таксистами численность забастовщиков департамент транспорта и компании-агрегаторы считают сомнительной. «Если бы с улиц исчезло такое количество такси, это заметила хотя бы одна из диспетчерских служб, однако никакого снижения ни мы, ни таксомоторные компании не видим. Более того, к вечеру пятницы ожидается традиционный рост заказов и такси на линии», — пояснила «Газете.Ru» пресс-секретарь GetTaxi Алена Балакирева.

«По состоянию на 15.10 пятницы в «Яндекс.Такси» 8,8 тыс. машин одновременно находятся на линии и готовы принять заказ, что типично для этого времени суток. Обычно к вечеру количество машин в системе превышает 10 тыс. штук», — добавили в пресс-службе «Яндекса».

По словам Амосова, акция протеста одновременно проходит не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Волгограде, Чебоксарах, Набережных Челнах и других городах. Точное количество участников по всей России подсчитать пока сложно, но это «точно не миллион, как заявляется некоторыми, — всего в стране выдано 546 тыс. разрешений, и миллиона легальных таксистов у нас точно не наберется», добавляет он.

«Нам сейчас приходится принимать сдерживающие меры, чтобы забастовка не вышла из-под контроля. Например, в одном из регионов, я не буду его называть, водители предлагают перекрыть трассу — но мы против такого рода действий», — говорит председатель регионального отделения Межрегионального транспортного профсоюза.

Нельзя отрицать наличие проблемы во взаимоотношениях таксистов и сервисов-агрегаторов, считает председатель комитета МТПП по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко. «Не все перевозчики согласны с условиями работы сервисов, в свою очередь, у сервисов есть своя позиция. В настоящее время мы ведем работу по урегулированию этих споров внутри рынка. Забастовками эту проблему не решить: необходим открытый диалог всех участников рынка», — заявил он.

В то же время Амосов говорит, что встречи таксистов с представителями агрегаторов и столичных властей проходили неоднократно. Но конкретных решений накопившихся проблем найти не удалось. Забастовщики требуют четко прописать правила взаимодействия таксистов и компаний-агрегаторов. «Надо, чтобы агрегаторы были введены в правовое поле, потому что сейчас они ни перед кем не несут ответственность, если что случится — виноват будет водитель», — отметил Амосов.

Есть вопросы у бастующих и к департаменту транспорта. «Например, из-за несоразмерно большого числа знаков «Остановка запрещена» таксисты не могут выполнять свои главные функции — подвозить клиентов до нужного адреса. Также в городе остро не хватает специализированных парковочных мест для такси у крупных транспортных узлов, — продолжает Амосов. — До сих пор не ясна позиция с выездом на выделенные полосы. Формально легальные такси — с желтым цветом кузова и номерными знаками установленного образца — имеют право ездить по «выделенке». Однако некоторое время назад таксистам стали приходить за это штрафы. Тогда это объяснили недоразумением, выписывание штрафов временно приостановили, но в ГИБДД считают, что права у таксистов выезжать на «выделенки» нет. Так что возврат штрафов — вопрос времени».

Как ранее писала «Газета.Ru», на рынке таксомоторных перевозок наступили кризисные времена. Перевозчики жалуются, что затраты на покупку, эксплуатацию машин и обеспечение легальности статуса выросли на порядок. Так, большинство производителей подняли отпускные цены на автомобили примерно на четверть, а желтая пленка, которой обклеивают автомобили, в два раза подорожала с начала кризиса, потому что полностью импортная. Также растут цены на бензин, а тарифы пока держатся на прежнем уровне. Эксперты полагают, что повышения тарифов на таксомоторные перевозки не избежать. Однако в таком случае таксисты могут пострадать еще больше: вместо них людей, как и в прежние времена, начнут подвозить частники, которым, судя по ухудшающейся экономической обстановке, также нужны будут деньги на жизнь.