Правильно ли мы кормим наших детей? И к каким последствиям может привести легкомысленное отношение к питанию?

Об этом мы беседуем с заведующей отделением питания здорового и больного ребёнка ФГАУ НЦЗД Мин­здрава России, доктором медицинских наук, профессором Татьяной Боровик.

Новые веяния

Марина Матвеева, «АиФ. Здоровье»: Татьяна Эдуардовна, меняются ли со временем взгляды диетологов на то, как надо кормить детей? Например, в советские времена детям в садах и лагерях на завтрак давали по пол­стакана сметаны. А теперь мы все избегаем жирного.

Татьяна Боровик:  Конечно, взгляды педиатров на некоторые вопросы питания детей с течением времени меняются. Потому что изменились условия жизни людей, снизилась их физическая активность, значительному загрязнению подверглась окружающая среда и в то же время активно совершенст­вуется производ­ство продуктов дет­ского питания, всё это заставляет специалистов по-новому оценивать прежние рекомендации.

Например, в последнее десятилетие мы усиленно агитируем мам не отказываться от грудного вскармливания младенцев в первый год жизни, несмотря на широкий ассортимент качественных заменителей грудного молока. Пересмотрена схема введения прикормов детям первого года жизни. Мы почти полностью отказались от использования в питании младенцев цельного молока, от необоснованно раннего — с 3 месяцев — введения соков. Настоятельно рекомендуем в качестве прикормов использовать фруктовые, овощные, мясные пюре промышленного выпуска. Они готовятся из экологически чистого сырья, имеют стабильный состав и высокую микробиологическую защиту, обогащены витаминами и необходимыми макро- и микроэлементами. Все эти новые подходы к питанию детей отражены в «Национальной программе по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», разработанной Союзом педиатров России в 2009 году. Эта программа стала настольной книгой для наших педиатров.

Исследования последних лет показывают, что растёт число детей с избыточным весом и ожирением (их уже 25–30%), с пищевой аллергией. Это не может не беспокоить. Ожирение «программируется» ещё во время внутриутробного развития и в первые два года жизни ребёнка. Поэтому профилактическую работу надо начинать уже с беременными женщинами и кормящими матерями.

Наши дети по сравнению с европейскими ребятишками едят мало кисломолочных продуктов, овощей и фруктов, рыбы — источника таких важных веществ, как полиненасыщенные жирные кислоты. Зато в их питании в избытке легкоусвояемые сахара, которые не приносят никакой пользы, только дают прибавку веса и развивают кариес.

А полстакана сметаны канули в Лету. Это слишком жирный продукт для нашего сегодняшнего малоподвижного образа жизни.

Работа над ошибками

— Какие ошибки родители делают чаще всего при планировании рациона питания своих детей?

—  Исследование, которое мы провели, показало, что к советам педиатров, к сожалению, прислушиваются далеко не все родители. В 55% семей родители руководствуются желаниями ребёнка и собственными представлениями о том, как надо его кормить.

Нарушения, которые встречаются чаще всего: несоблюдение режима питания, перекорм, злоупотребление «нездоровыми» продуктами питания, такими как фастфуд, полуфабрикаты, газированные напитки.

Ребёнок должен есть 4–5 раз в день. А многие дети между основными приё­мами пищи получают ещё конфеты, печенье, сухари... В результате ухудшается аппетит, пищеварительная система не успевает подготовиться к следую­щему приёму пищи. Ведь продукты, полученные во время перекусов, надо переварить, усвоить, органы пищеварения работают без перерыва, как завод.

У многих малышей детство заканчивается в год: им приходится переходить на ту пищу, которую едят их родители, из общей кастрюли, с общей сковородки. Так быть не должно. Органы пищеварения у ребёнка, ферментная система, иммунная система формируются лет до пяти, даже дольше. Ребёнка двух лет уже можно перевести на общий стол, но всё равно он должен быть для него щадящим: без острого, жареного, солёного, копчёного, без приправ...

Конечно, надо учитывать вкусовые предпочтения ребёнка. И в то же время правильные вкусовые привычки надо формировать — и делать это уже на первом году жизни, своевременно вводя блюда прикорма.

В саду и в школе

— Учитывается ли мнение дие­тологов при составлении меню в детских садах, школах? Например, 10–15 лет назад, когда мой сын учился в школе, детям на завтраки давали глазированные сырки, булки... Разве это правильно?

—  В московских школах сейчас запрещены продукты быстрого питания. Вообще в последнее время школам выделялись большие деньги на переоборудование пищеблоков, чтобы можно было всех детей обеспечить горячими завтраками. Детям в школе дают кисломолочные продукты, фрукты. Ежедневно школьники получают 200‑граммовые пакетики молока, а молоко — это легкоусвояемый белок, кальций, витамины группы В, всё это им необходимо. Теперь ребёнок может поесть в школе порой даже лучше, чем дома.

В детских садах малыши получают специально разработанное для их возраста меню, которое по составу продуктов соответствует особенностям пищеварительной системы маленьких детей.

— Наши дети постоянно ходят с конфетой за щекой. Надо ли ограничивать их в сладком?

—  Сладости надо давать не раньше трёх лет, только в основные приёмы пищи: в полдник или во время второго завтрака, но никак не в промежутки между кормлениями! И один-два раза в неделю, не чаще. Лучше не карамель и не шоколадные конфеты, а мармелад, цукаты, сухофрукты. Важно

Болезни, к которым приводит неправильное питание в детстве:

ожирение;

пищевая аллергия;

железодефицитная анемия;

остеопороз;

заболевания желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчных путей, холецистит, желчнокаменная болезнь, гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры);

снижение устойчивости к инфекционным болезням и вредным факторам окружающей среды.

Автор: Марина Матвеева