Пока следствие работает над анализом всех данных о крушении Ту-154 над Черным морем, мы собрали воедино все версии причин произошедшего и взвесили "за" и "против" каждой из них.

ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ

За: По данным Минтранса, у Ту-154 могла произойти несинхронная уборка закрылков. Второй вариант, поскольку самолету уже 33 года, — из-за усталости металла разрушилась какая-либо часть конструкции.

Против: На этом самолете стоит следящая система. Если закрылки начинают убираться рассогласованно — один быстрее, другой медленней, — тут же вступает в силу тормоз, который вообще останавливает движение закрылков, и исправный закрылок подстраивается под тот угол, на который выпущен неисправный. То есть следящая система не позволяет самолету перевернуться за счет рассинхронизации либо при выпуске, либо при уборке закрылков.

Что касается разрушения — конструкция Ту-154 довольно жесткая и очень надежная. Все его системы многократно резервированы. Кроме того, скоротечное разрушение не может быть вызвано простой усталостью конструкции. Если разрушение в воздухе не носит взрывной характер, то самолет просто упадет и будет находиться в одном месте. В данном случае слишком много обломков.

ОШИБКА ПИЛОТИРОВАНИЯ

За: Как один из вариантов — экипаж по какой-либо причине не включил вовремя подкачивающие насосы, подающие топливо из баков в крыле в расходный бак, из которого топливо идет к двигателям. Двигатели заглохли. Подобные случаи уже были в истории Ту-154. Еще одна возможная ошибка — слишком резкий набор высоты и, как следствие, сваливание в штопор.

Против: Экипаж на самолете был опытным и далеко не первый раз летел этим маршрутом и взлетал с этого аэродрома. А главное — если бы что-то подобное случилось, в любом случае экипаж хоть что-то успел бы сказать, выйти на связь. А тут — полное молчание.

СТОЛКНОВЕНИЕ С ПТИЦАМИ

За: Сразу же после гибели лайнера часть экспертов склонялась к версии, что в двигатель самолета могла попасть стая птиц. Вспомнить хотя бы авиапроисшествие, которое прозвали «чудом на Гудзоне». 15 января 2009 года на третьей минуте после начала взлета из Нью-Йорка самолет Airbus A320-214 столкнулся со стаей канадских гусей. Оба двигателя были повреждены и остановились. Набранная высота составляла порядка 930 метров, и ее было недостаточно для разворота и посадки на аэродром взлета или близлежащие ВПП других аэродромов. Экипаж принял решение садиться на реку Гудзон. Для этого, используя оставшуюся высоту, развернул самолет, взлетавший на север, в южном направлении и, пролетев над мостом Джорджа Вашингтона на высоте менее 270 метров, осуществил благополучную посадку на воду.

А недалеко от международного аэропорта Сочи расположена станция перелетных птиц и орнитопарк.

Против: По словам экспертов «МК», эта версия маловероятна по ряду причин. Во-первых, случай с канадскими гусями произошел в дневное время. А самолет Минобороны пропал с радаров в 5.25 — до восхода солнца. Птицы, в большинстве своем, в такое время не летают. Во-вторых, пернатых должно было быть слишком много, чтобы вывести из строя три двигателя, которые установлены на этом типе самолета... В-третьих, пилоты опять же успели бы доложить о нештатной ситуации на землю.

НЕКАЧЕСТВЕННОЕ ТОПЛИВО

За: Ранее эксперты в авиационной сфере и даже близкие к следствию источники говорили, что причиной крушения могло стать некачественное топливо. По словам авиаэкспертов, отказ сразу трех двигателей невозможен. Единственной причиной этого могло стать некондиционное топливо.

Против: Ни один из самолетов, которые вылетали из этого же аэропорта, не столкнулся с некачественным топливом. Также в аэропорту Адлера, где часто бывают президентские самолеты, довольно серьезный контроль, в том числе и за качеством топлива. Точку в дискуссиях поставила экспертиза. Заборы авиакеросина, которым дозаправили самолет в аэропорту, были взяты на анализ еще в день крушения лайнера. Исследование подтвердило его пригодность.

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

За: Чисто теоретически погодные условия могли стать причиной крушения лайнера, поскольку аэропорт Адлера фактически находится на берегу моря и сильные потоки воздуха могли внести свои коррективы.

Против: Перед вылетом командиры экипажа запрашивают и тщательно изучают все погодные условия. В случае с опасными для полета погодными условиями вылет или откладывается, или отменяется. Как пояснили синоптики, погодные условия рано утром 25 декабря были благоприятными для полета.

ТЕРАКТ

За: Есть стандартная процедура, когда при взлете экипаж находится на связи с вышкой, а сразу после взлета его переводят на связь с кругом. Так вот, исходя из данных радиообмена, можно говорить о том, что момент катастрофы — это то самое время, когда экипаж со связи с вышкой переключился на связь с кругом. И в этот момент с экипажем связаться уже не смогли. А это от момента начала взлета как раз около двух минут. Именно потому, что все произошло столь скоротечно, можно предположить, что это все-таки теракт.

Обращает на себя внимание и то, что уже в первый же момент после трагедии сразу говорили о разбросе осколков конструкции от 1,5 до 8 км, что тоже удивительно. Обычно, если происходит большой разброс осколков, то это свидетельство того, что самолет начал разваливаться уже в воздухе, что говорит о взрывном разрушении.

Против: Самолет не должен был оказаться в Сочи, дозаправка планировалась в Моздоке, а потому маловероятно, что в адлерском аэропорту кто-то мог целенаправленно пронести взрывчатые вещества именно на этот борт.

Дарья Федотова Ольга Божьева