Третий год подряд заседание коллегии Минэкономики становится обсуждением резервов экономического роста — сейчас перед Белым домом поставлена задача вывести его на темпы выше среднемировых. Впрочем, новостей о содержании готовящегося в Минэкономики комплексного плана, обеспечивающего такой результат, коллегия не принесла — участники лишь ограничились заявлениями о том, что документ скоро будет готов. Нет ясности и в отношении готовящихся к 2019 году налоговых изменений. Теперь в правительстве не исключают и отказа от плана 22/22 (рост НДС в обмен на снижение страховых взносов) — если нужного роста удастся достигнуть и без них.

Заседание коллегии Минэкономики, завершившее череду отчетных мероприятий исполнительной власти, так и не смогло прояснить, каким будет комплексный план действий до 2025 года, призванный вывести российскую экономику на темпы роста выше среднемировых. Напомним, финальная версия документа должна уже в мае обсуждаться в Белом доме и Кремле. Ранее глава Минэкономики Максим Орешкин анонсировал: в план войдут мероприятия по обеспечению предсказуемых условий для бизнеса, эффективной занятости и поддержке экспорта. Также в проект войдет реформа налоговой системы, а также социальный блок — пенсионная система, здравоохранение и образование.

Приехавший на коллегию премьер-министр Дмитрий Медведев призвал Минэкономики завершать работу над документом: «Времени осталось не так много». Как сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов, в плане уже есть мероприятия по большей части разделов, но подробностей раскрывать не стал. При этом он признал, что власти еще вырабатывают единое видение будущего российской экономики к 2025 году.

В целом настроения на коллегии преобладали позитивные — акцент делался даже не столько на преодолении кризиса (как это было на коллегии Минфина; см. “Ъ” от 21 апреля), сколько на уже неоднократно объявленном переходе к развитию экономики. «Когда проходит коллегия Минфина — кино страшное, а когда проходит коллегия Минэкономики — кино оптимистическое»,— прокомментировал Дмитрий Медведев ролик министерства об итогах года. Ожидаемый к концу году рост ВВП до 2% премьер назвал вполне достижимой целью, а также отметил, что нужно сделать все, чтобы экономика развивалась по целевому сценарию макропрогноза (предусматривает рост 3,1% в 2020 году). Максим Орешкин отметил, что для темпов роста около 3% необходимо 5 трлн руб. инвестиций в год, а также структурные изменения экономики. Для этого потребуются изменения управленческих подходов (см. “Ъ” от 22 апреля), в числе которых — создание в Минэкономики специального департамента, работа которого будет оцениваться по успешности внедрения изменений во всех сферах работы министерства.

Как отметил Игорь Шувалов, правительство при обсуждении прогноза экономического развития нередко прибегает к «хитрости»: расходы считает по базовому сценарию, но при этом рассчитывает на более высокие темпы роста по оптимистическому сценарию без дополнительных трат. «Пока наша задача — обеспечить бюджетные расходы в тех параметрах, которые мы приняли, обсуждая сценарные условия. Это жестко, тем не менее какие-то изменения возможны в 2019 году»,— добавил Игорь Шувалов.

С 2019 года могут вступить в силу корректировки налогового законодательства (речь идет, в частности, о так называемом налоговом маневре 22/22, предполагающем снижение страховых взносов с 30% до 22% и повышение НДС с 18% до 22%). Впрочем, Игорь Шувалов вчера заявил о возможности отказа от маневрирования — если «для экономического роста можно и нужно будет обойтись тем совокупным налоговым предложением, которое есть сейчас».

Евгения Крючкова