Премьер и экономический блок правительства раскрыли параметры антикризисного плана, который, как они полагают, спасет Россию от финансового краха. Дмитрий Медведев собрал совещание в Горках. Министр финансов Антон Силуанов при поддержке первого зампреда ЦБ Алексей Симановского отчитались перед Совфедом. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и его замы собрали журналистов у себя в министерстве. А мы проанализировали предложенный план спасения российской экономики.

Как и в кризис 2008-2009 годов, власти начали с кровеносной системы экономики — банков. Правительство отобрало 27 «системно значимых» кредитных организаций, которые докапитализировали на 830 млрд рублей через ОФЗ (в резерве для них осталось еще 170 млрд). Еще дополнительно 50 млрд достанется аграриям.

Перспективным инвестпроектам достанется от ЦБ под 9% годовых еще 100 млрд рублей. Малому бизнесу много денег не обещают, зато предоставят налоговые льготы на федеральном и региональном уровне, а также сократят количество проверок.

Запланированы масштабные социальные реформы. Пенсионерам 1 февраля хотят индексировать пенсии не на 5,5%, как заложено в бюджете-2015, а на уровень инфляции прошлого года — 11,4%. На что пришлось изыскать в бюджете 188 млрд рублей.

Все остальные социальные льготы чиновники хотят сделать адресными. То есть за ними еще придется побегать.

Всего антикризисный план уже тянет на 2,332 трлн. Правда, деньги будут собирать из разных источников. Окончательная цена вопроса станет известной в конце марта, когда Федеральное Собрание примет изменения в бюджет-2015.

Зачем России антикризисный план — на языке цифр? Прошлый год для нашей страны оказался одним из самых неудачных в постсоветской истории. По данным Росстата, рост ВВП составил лишь 0,5%, а промышленности — 0,7%. Инфляция, по официальной оценке, составила 11,4%, а продовольственная — более 15%.

В этом году все будет гораздо хуже. Прогнозируется экономический спад — от 3-4% до 10% ВВП. То же ждет и промышленность. Стоит готовиться к резкому росту безработицы, сокращению зарплат и реальных доходов населения. В целом, падение уровня жизни составит не менее 3-4%.

Инфляция будет раскручиваться еще большими темпами. Вчера в Совфеде Антон Силуанов заявил, что годовая инфляция превышает 12,5%. По более ранней оценке Алексея Улюкаева, она уже составляет 16%. Без боли о курсе национальной валюты говорить уже невозможно — за доллар 29 января требуют более 67 рублей, за евро — более 76 рублей.

Бегство капиталов в 2014 году, по оценке ЦБ, превысило $156 млрд. Только в I полугодии этого года ожидается еще $130 млрд.

В результате двукратного падения курса «деревянного» и катастрофического роста инфляции Банк России задрал ключевую ставку в течение года с 5,5% до 17%. Фактически это означает, что кредиты для большинства предприятий и населения стали недоступны, так как непосредственно им дают займы под неподъемные 25-60%. Это дополнительно бьет по экономике в целом.

Так что тему антикризисного плана необходимо было поднимать еще несколько месяцев назад.

$200 млрд ущерба из-за нефти и санкций

Министру финансов Антону Силуанову в силу своей должности приходится считать бюджетные деньги. Правда, получается по-разному. Если в конце 2014 года он говорил, что потери российской экономики из-за западных санкций и падения цен на нефть составили $100 млрд, то 28 января, представляя Совфеду антикризисный план, Силуанов увеличил эту сумму вдвое — до $200 млрд.

Действительно, котировки «черного золота» с июня прошлого года рухнули с $115 до менее $50 за баррель. Вина в том числе лежит на странах ОПЕК, и в первую очередь, на Саудовской Аравии, которые таким образом пытаются сохранить свою долю на мировом рынке. «Сланцевая революция» в США, за счет которой Вашингтон мог приступить к экспорту «черного золота», грозила оттеснить арабских шейхов от глобальных потребителей сырья. Кроме того, Россия активно завоевывает рынок Китая. В прошлом году поставки российской нефти на рынок Поднебесной выросли более чем на треть, а объем саудовского экспорта сократился с 19% до 16%.

По словам Силуанова, эта тенденция носит долгосрочный характер: «Отскока не будет, как было в 2008-2009 годах. Избыток нефти давит на цены, и никто не собирается сокращать добычу». Министр финансов считает, что нынешние $50 за баррель сохранятся, по крайней мере, в ближайшее время. Потом цены будут расти, но $100 в обозримом будущем уже не будет. Российской экономике и бюджету придется приспосабливаться. Большее, на что можно рассчитывать — это $70 к 2017 году.

Кроме того, западные санкции отрезали наши банки от дешевых западных кредитов, что дополнительно сбросило рубль в пропасть.

Пенсии увеличат на беспрецедентные 11,4%

Антикризисный план — это не только защита экономики, но и средство подавить возможный социальный взрыв. По словам Силуанова, 1 февраля пенсии проиндексируют не на заложенные в бюджете 5,5%, а на все 11,4% — то есть по официальному уровню инфляции в 2014 году. На это пришлось изыскать внутри бюджета еще 188 млрд рублей. Для этого пришлось заморозить расходы на различные инвестиционные проекты. Которые должны быть сданы не в 2015 году (за исключением «крымского моста»).

Индексации пенсий (а пенсионеры являются самой активной частью электората) направлена еще и на падение потребительского спроса. Напомним, что в 2009 году по личному настоянию Владимиру Путину все пенсии были увеличены на 45%, что способствовало более интенсивному выходу из потребительского кризиса.

Впрочем, по сути, это единственная хорошая новость. Большинство социальных новаций будет носить точечный характер. Так, по словам Силуанова, из 453 тыс рублей материнского капитала образца 2015 года действительно можно будет забрать 20 тыс наличными, но только в том случае, если докажешь, что твоя семья живет за чертой бедности.

Более того, все социальные льготы должны быть адресными и, чтобы их получить, необходимо будет обращаться на ними специально, то есть побегать и получить разрешение разных инстанций.

Константин Смирнов, Николай Макеев