Финансы

← Предыдущая статья Следующая статья

Если ребенок тайно взял кредит

Если ребенок тайно взял кредит

Некоторое время назад в Интернете очень активно обсуждалась одна удивительная финансовая история. 17-летний сына сидел на шее у мамы, которая не была бизнес-вумен и пахала на работе, чтобы сводить концы с концами. А запросы к жизни молодой человек имел как будто он сын олигарха: клубы, девочки, дорогие шмотки, новые мобильники и так далее.

В один прекрасный день, когда сына потребовал выдать ему 32 тысячи рублей на покупку новой музыкальной техники, мама заявила, что печатная машинка, на которой она печатает для него деньги сломалась и больше быть спонсором тунеядца она не в силах. Ситуация показалась нашему герою безвыходной, ему и в голову не приходило, что можно пойти работать. И тут на его пути оказался банк, который предложил 32 тысячи рублей. В банке спросили: а мама знает, что ты берешь кредит? Мальчик честно соврал и без единой справки получил добро на кредит, который тут же потратил на вожделенную вещь. О том, что деньги нужно отдавать, детина и не думал. Мать, увидев новую технику прижала сына к стенке и он рассказал о щедром, не в пример маме, банке. Женщина прочитала договор, условия оказались драконовскими, ставки выше некуда, плюс уже накопилась просрочка. Мама поняла, что попала.

В общем-то, такая история - как потом писали в комментариях к ней - не редкость. Родителей в таких случаях, конечно же жалко, этой женщине придется сделать невозможное, чтобы расплатиться с банком, но на самом деле, в этой ситуации виноваты и взрослые, считают эксперты. Обучать финансовой грамотности так же важно, как учить ползьоваться вилкой и ножом. И воспитывать детей правильно обращаться с деньгами нужно с младых ногтей.

ПОГОЛОВНЫЙ ЛИКБЕЗ

Нас в детстве, конечно, никто не учил обращаться с деньгами. Во-первых, потому, что акцентировать внимание на материальном благополучии было неприлично. А во-вторых, денег-то особо и не было, хранить заработанное можно было либо в сберегательной кассе, либо под матрацем. О деньгах мы знали главное: их надо тратить и они заканчиваются до получки. С этими бесхитростными представлениями мы и вошли в капиталистический мир. И ухнули на нас бесконечные предложения как наши деньги сохранить, преумножить, но самое главное, появилось миллион возможностей как деньги потратить, причем, если нет своих, израсходовать предлагают чужие. И все мы знаем, к чему привела нас наша финансовая безграмотность: при попытке инвестировать тысячи граждан погорели в МММах т прочих хопрах, а непреодолимое желание потратить деньги вогнало половину страны в сумасшедшие долги перед банками.

В правительстве уже много лет обсуждают, что нужно повышать финансовую грамотность населения. И вот, кажется, со следующего года все-таки стартует государственная программа по ликвидации финансовой безграмотности россиян. В условиях рыночной экономики не знать, как инвестировать свои накопления, так же дико как ставить крестик вместо росписи.

- Я бы сравнил этот ликбез с ликбезом 20-30-х годов прошлого столетия, когда поголовно учили читать и писать, - комментирует Николай Берзон, заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций факультета экономики Высшей школы экономики. - Все, от школьника до пенсионера, должны иметь базовые финансовые знания.

С МЛАДЫХ НОГТЕЙ О БОЛЬШИХ ДЕНЬГАХ

Николай Иосифович убежден, что детей надо учить финансовой грамоте еще со школы, он сам написал учебник «Финансовая экономика», по который сейчас занимаются в некоторых школах.

- В одном из дореволюционных учебников я обнаружил пример задачки для школьника: «Господин такой-то пришел в банк открыть депозит, сколько он получит денег через три года, если проценты в банке предлагаются такие-то». А в советские годы мы с вами задачки про яблоки решать. Я считаю, что в средних классах нужно вводить в финансовые расчеты, попутно объясняя, как действуют финансовые инструменты. А с детьми помладше можно обсуждать денежные отношения на примере сказки о Буратино.

10 ФИНАНСОВЫХ НАВЫКОВ

Специалисты по финансовому ликбезу выдают свои рецепты воспитания денежной культуры у детей. Но, по сути, все они чаще всего повторяют друг друга. В Институте финансового планирования выделяют 10 навыков, которые нужно формировать в своем чаде, чтобы из него получился состоятельный грамотный человек.

1.УМЕНИЕ ЭКОНОМИТЬ И КОПИТЬ

- Подпишите 3 конверта, например, на одном «велосипед», на втором «игрушка», на треть «сладости», - советует Дмитрий Демидов, заместитель директора Института Финансового Планирования. - Объясните ребенку, что можно положить его карманные деньги в конверт «сладости» и пойти в магазин потратить все прямо сейчас. Можно выбрать игрушку, и копить на нее пару месяцев. А можно предпочесть «велосипед» - копить придется дольше, отказаться от сладостей и от игрушки, но зато это велосипед, о котором он так мечтает. Таким образом, вы будете учить ребенка не поддаваться импульсивным тратам, удовлетворению сиюминутных желаний, а копить на далекую, но крупную цель. Причем проблема импульсивных трат в России почти у каждого взрослого, поэтому придется учиться себя сдерживать вместе с ребенком.

2. УЧЕТ ДЕНЕГ

- Если вы выдаете детям карманные деньги, просите чтобы они отчитывались о том, как они потратили эти средства, - говорит Берзон. - И вместе вы можете проанализировать расходы. Попробовать объяснить, почему эти траты неразумны их можно было не совершать, а эти - вполне оправданы.

Очень действенный способ - доверить ребенку вести семейный бюджет. Сядьте вместе, объясните, сколько семья зарабатывает, на что придется обязательно потратить, например заплатить за коммуналку. Ребенок должен понимать, на что тратятся деньги.

- Дети так увлекаются планированием бюджета, что со временем делают это лучше взрослых, - рассказывает Дмитрий Демидов. - К тому же это дисциплинирует самих родителей, которые в любом случае будут вынуждены вести бюджет, дети не дадут забыть.

3. ПОНИМАТЬ ЦЕНУ ТРУДУ

Ребенок должен четко понимать, что деньги зарабатываются трудом. Родителям стоит рассказывать, о своей работе, о том, как порой приходится потрудиться, чтобы закончить проект, или заключить сделку или построить дом. При этом стоит подчеркивать, что любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без работы.

Многие психологи и финансовые консультанты спорят, нужно ли платить ребенку за выполнение домашней работы. И все больше специалистов приходят к выводу, что это не лучшая идея.

- Домашняя работа - это святая обязанность ребенка, - говорит Берзон. - Не надо развращать. Потом ребенок без доплаты не будет делать абсолютно ничего.

Дмитрий Демидов предлагает составить список дел по дому, который ребенок обязан выполнять в любом случае и список дел, за которые сможет получать вознаграждение.

4 и 5. УМЕНИЕ ТРАТИТЬ С УМОМ и ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ.

Эти два пункта можно объединить. Обсуждать «умные» и «не умные» расходы лучше всего на примере трат ребенка или своих расходов. Объяснить, что можно было вместо зимней обуви купить очень много конфет, но зимой пришлось бы замерзнуть.

- Предложите ребенку организовать праздник для его друзей, - советует Демидов. - Обозначьте сумму денег, которую он может потратить. Конечно, надо будет ему помогать, следить, но пусть решения принимает он сам. Пусть поймет, что жить нужно по тем средствам, которые есть в наличии, и выйти за бюджет нельзя.

6. УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ О ДЕНЬГАХ

У нас по-прежнему не принято обсуждать с детьми финансовые вопросы семьи, сетует Дмитрий Демидов.

- А потом мы удивляемся, почему некоторые подростки в 18-20 лет неожиданно для себя открывают, что деньги не растут в папином кошельке, а их нужно зарабатывать, что существует масса счетов, по которым приходится платить, финансовых обязательств, - говорит Демидов. - Как показывает наш опыт многие родители, почему-то могут обсуждать с детьми свои супружеские измены, а семейные накопления - табуированная тема. А дети должны знать о финансах семьи, должны уметь об этом говорить. Это очень важно.

7. ВКЛАДЫВАТЬ

Научив ребенка копить деньги, самое время объяснить, что их можно приумножать. Сейчас существует масса настольных и компьютерных игр, отлично объясняющих суть финансовых инструментов - «Менеджер», «Монополия». При этом важно начать рассказывать ребенку, что все эти «акции-облигации-вклады» существует во взрослом мире. Дети удивительно быстро начинают понимать суть фондового рынка, может как раз потому, что весь механизм биржи похож на игру.

Важно объяснить ребенку, что деньги должны работать. Предположим у ребенка в копилке есть определенная сумма, предложите ему отдать деньги папе на два месяца. Объясните, что через этот срок папа вернет все с процентами.

8. НАВЫКИ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ

Вообще этот пункт взят из западной практике. Там принято привлекать детей к деловой практике,чтобы он со школьного возраста пытался стать «бизнесменом». Расскажите чаду об основателе компания ИКЕА, который первые свои деньги заработал еще в младших классах - он просто точил карандаши и продавал их.

- Нужно найти позитивные модели для подражания, - говорит Дмитрий Демидов. - У нас в обществе принято связывать богатство с нечистоплотностью, и даже криминалом. Объясните ребенку на примерах, пусть западных, что это не так. Что с помощью денег можно делать мир лучше. Деньги делают человека свободнее, открывают границы, расширяют горизонты. Создавайте у ребенка положительный образ состоятельного человека.

9. БЛАГОТВОРИТЕЛЬСТЬ

Этот пункт, в принципе, вытекает из предыдущего. У нас в стране немного неверное представление о богатстве и нужно его исправлять в умах детей. Благотворительность является неотъемлемой частью богатства в развитом обществе. Покажите ребенку на примере, что быть богатым это хорошо еще и потому, что можно помогать тем, кто нуждается в помощи.

10. БРАТЬ В ДОЛГ И ОТДАВАТЬ

Объясните ребенку, что такое долг, и чем он красен, что можно занять деньги у друзей, а можно у банка. С самого детства вложите в голову ребенка, что брать кредит можно только в самом крайнем случае. - Очень важно рассказать о нравственной стороне вопроса долга, - говорит Демидов. - Что если ты взял, ты обязан вернуть. Если ты не уверен, что у тебя это получится, лучше не занимать, лучше отказаться от покупки, которую ты планировал совершить.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Алексей КАЛЯКИН, детский психолог практик:

Богатые тоже плачут, но плакать с деньгами лучше

- Существует стереотип, что деньги развращают и говорить о них с ребенком не надо. Клиенты часто говорят мне: я не хочу, чтобы мой ребенок превратился в американского подростка, у которого в голове одни деньги, и никакой духовности, пусть он читает Достоевского, чем считает деньги. Кстати, образ американского подростка еще один стереотип. Поймите, воспитание ребенка зависит от вас, а если вы уверены, что деньги и духовность взаимоисключающие вещи, то нам с вами есть, о чем побеседовать.

Книги, кино, театры, концерты, путешествия, благотворительность - все это составляющие жизни духовного человека. Но на все это нужны деньги. Так объясните ребенку, что деньги - это средства для удовлетворения этих прекрасных желаний. И если он хочет быть свободным, счастливым и образованным - ему придется потрудиться и заработать деньги. Именно заработать, а не ждать, что деньги упадут на голову.

Объясните малышу, что кто-то тратит последние деньги на крутую машину, а кто-то предпочитает ездить на своей старой машине, но еще и путешествовать. Расскажите, что богатый человек не будет кичиться своими деньгами, не будет гнаться за новейшими брендами, за модными вещами только потому, что они модные.

Не воспитывайте иждивенца - это вам дорого встанет. Мысль о том, мама с папой будут «спонсировать» только школьный период жизни и часть студенческой должна доноситься до ребенка.

Нигина БЕРОЕВА

Оригинал Комсомольская правда
              
Версия для печати
Из выпуска от 16-11-2010 рассылки Комсомольская правда - Экономика
Подписаться
Спасибо, не нужно
Автор:
Subscribe. Экономика Подписаться
Спасибо, не нужно
| В избранное
Как всё будет выглядеть в блоге:
Если ребенок тайно взял кредит
Не воспитывайте иждивенца - это вам дорого встанет. Мысль о том, мама с папой будут «спонсировать» только школьный период жизни и часть студенческой должна доноситься до ребенка.
Скопируйте код для блога:
  

Комментировать( 24 )


22 ноября 2010 года, :11

Такое впечатление, что госпож Нигина БЕРОЕВА не сильна в русском языке:
учебник >, по который сейчас занимаются
А в советские годы мы с вами задачки про яблоки решать.
3 конверта, например, на одном >, на втором >, на треть >, -
так может она и в остальном так же компетентна?

22 ноября 2010 года, :11

А что это новость...?Безграмотный журналист или редактор...это действительность.

22 ноября 2010 года, :11

И без того на 2/3 беспризорные при живых родителях дети воспитываются стяжателями и лицемерами. Раньше дети были ориентированы только на общественно-полезный труд на благо Родины и всего общества. А сейчас их воспитывают бездуховные родители, а потом убогие и нищие духом учителя. Основное стремление которых не дать стермление к знаниям и совершествованию в труде детям, а как прокормить свою семью и своих собственных детишек. Ведь ни для кого не секрет, что престиж труда учителя сегодня из-за низкой оплаты и провальной демографии чиновников во власти, не стоит ровным счётом ничего, да и учить скоро будет уже некого! Сделают одну две образцовые с точки зрения внешнего вида и атрибутики школы и хвастаются друг перед другом вот мол какие мы хорошие. А в глубинке как стояли школы построенные в советское время без капитального ремонта, так и стоят. Сколько уже случаев было прекращения занятий в школах из-за их коммунальной необеспеченности (отсутствия тепла, света, а то и просто обрушения перекрытий и стен). Зато показуха и самовосхваление чиновников каждый день по телевизору и в других СМИ. Одно предложение заменить физкультуру в школах на уроки здорового образа жизни чего стоят. Разве это не предмет ОБЖ? Идиотизм показухи набирает обороты и дальше!

22 ноября 2010 года, :11

Аксентий, а вы давно лично общались с "убогими и нищими духом учителями"? Многие из них за нищую зарплату, как вы верно заметили, пытаются вопреки всей системе жизни в нашем государстве, научить и воспитать нормальных людей. А вот большинству родителей действительно все равно, что с их детьми происходит. А вообще ваше замечание как то не в тему.

22 ноября 2010 года, :11

А мне очень понравилась статья. Я считаю. что автор помог задуматься об отношении детей к деньгам. Это очень АКТУАЛЬНО!!!!!!!!!!!!!!

22 ноября 2010 года, :11

У меня сыну 14 лет, и он никогда ни в чём не знал отказа, потому как деньги в семье всегда были, но ситуация изменилась, денег хватает от зарплаты до зарпалаты, а привычки ребёнка всё те же барские. И я не могу винить его за это, потому что долгое время скрывала от него материальные трудности в семье. И в настоящий момент я понимаю, что действительно с ребёнком необходимо обсуждать финансовую ситуацию. мне понравилась статья, и некоторыми советами я готова воспользоваться. и очень верю, что они помогут. спасибо.

22 ноября 2010 года, :11

Что-то странно про кредит в статье. Если пацан не свистнул на время паспорт мамы, то выдача банком кредита это повод пойти для мамы в суд.
А так правильная статья.

22 ноября 2010 года, :11

все элементарно, ничего нового. Один момент. В РОССИИ живем!

22 ноября 2010 года, :11

На месте мамы - банк,выдавший кредит сыну,можно было послать пешим эротическим маршрутом.Как это... честно соврал,осталось нечестно "оплатить" кредит-бредятина.А финансовая грамотность должна изучаться уже в средней школе.

22 ноября 2010 года, :11

интересно, все же чем там история про банк закончилась...? ну расплатилась ли мама с банком за сына или как? вот этого автор не учел - дописать бы надо..

я думаю что тот человек. которому на все про все в жизне хватает , и путешествие, и оплата, и поездки, и обучение если нужно, и здоровье отличное, и в семье -замечательно, ну и если есть благотоворительность, и не начто вроде как жаловаться - вот он бы и поделился этим секретом.., как зарабатывать, на что тратить, и как и куда лучше инвестировать...

вот только , факт!!, то что = таких людей, или очень мало , или один процент.

ясно только одно , НЕ в коем случае, ни копить - на "черный день" ,

и не рассказывать как они достаются тяжелым трудом...(т.е ты хоть на 3- х работах работаешь...и все равное никак, или не накопишь...) - результат? значит что то не так. и толку мало.

Я не спец. и не финансовый аналитик,..

но думаю тут лучше знают и могут сказать те, кто действительно на все и про все хватает!! и даже остаеться!"

22 ноября 2010 года, :11

Карл Марс детально описал механизм получения сверхприбылей в своем труде "Капитал". Папа Римский прочитал, оценил и рекомендует всем.

23 ноября 2010 года, :11

Да, Карл Маркс молодец - не вопрос!! Но это не для детей! На меня (в детстве)произвело значительное влияние "краткое введение в экономику" от Николая Николаевича Носова, а именно, произведение "Незнайка на Луне". Прекрасно описан "рынок" с дефицитом определенного продукта, а (не совсем положительный персонаж) Пончик, обнаружив незанятую нишу быстро подсуетился и начал барыжить соль покруче современных наркодилеров =) Ну и все вытекающие. Некоторым "взрослым" настоятельно рекомендую почитать эту поучительную книгу.

22 ноября 2010 года, :11

Пацану еще нет 18 и мама могла послать банк в... суд.

Берем Гражданский кодекс РФ, раскрываем его на статье 26, читаем.
"Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах".

Так что, заключение с этим малым кредитного договора без разрешения матери (ее согласия) ни разу не соответствует закону.

Листаем тот же кодекс чуть дальше и видим: "Статья 168. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения".

Еще чуть дальше: "Статья 175. Недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со статьей 26 настоящего Кодекса, может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя.
Если такая сделка признана недействительной, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса".

"Статья 171. Недействительность сделки, совершенной гражданином, признанным недееспособным
1. Ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства.
Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах.
Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны".

С пацана взыскать нечего - своего имущества практически нет, доходов нет. А вот банк... В США после такой истории к банку было бы столько вопросов, что они бы прокляли тот день, когда пустили этого мальца на порог. Но и у нас имело бы смысл проверить не стали ли такие договоры с несовершеннолетками с последующим вымогательством у родителей постоянной практикой такого банка.

22 ноября 2010 года, :11

В США метро и электрички не заклеивают объявлениями о выдаче кредита в течении одного часа с указанием мобильного номера телефона.

22 ноября 2010 года, :11

Не заклеивают ибо стремно, а стремно ибо полиция найдет быстро и дальше будут иметь все хором и копы, и налоговые и прочие. А у нас менты тех объявлений просто "не видят" ибо живут с процента.

22 ноября 2010 года, :11

Не заклеивают ибо стремно, а стремно ибо полиция найдет быстро и дальше будут иметь все хором и копы, и налоговые и прочие. А у нас менты тех объявлений просто "не видят" ибо живут с процента.

22 ноября 2010 года, :11

В 28 лет сыну я сказала, что он должен содержать свою семью, а не я, так невестка такое колдовство устроила в моей квартире, я едва живой осталась. Это было в том году.

23 ноября 2010 года, :11

Адекватно вполне. Согласна с автором.
Воспитываю мужа. Завтра пойдет на работу (до этого работала я)
С детьми так же. Но чем раньше, тем лучше

23 ноября 2010 года, :11

как говорит моя тётя: "Обязанность родителей - довести детей до пенсии"..))) вот так и живём

23 ноября 2010 года, :11

Статья интересная конечно,ну а как родители думают,мы не пожили -пускай хоть дети поживут...с чего поживут? Если сами эти родители финансово безграмотны,не оставили детям ни связей,ни знакомств?...Какого тигра может воспитать овца?...Да и высшее образование,как жизнь показывает,нужно только тем, кто хочет потом всю жизнь на кого-то работать...Откуда учитель предпринимательства,который сидит на мизерную зарплату в институте,может знать о финансовом успехе,и как он сможет рассказывать о миллионах,домах и яхтах,приезжая на работу на троллейбусе?)

23 ноября 2010 года, :11

В статье одни ошибки и опечатки. Тьфу! Читать противно!!!

23 ноября 2010 года, :11

Отсутствие финансового воспитания ребёнка-головная боль для родителей да и для страны.
Разве экономическая действительность не подтверждение.!!!
Страна живёт по принципу талонной системы СССР в худшем её варианте
Взятка-тот же самый талон .
Вывод-начинать с себя..

23 ноября 2010 года, :11

Статья супер, но некоторые пункты под вопросом. Пункт No7 Предположим у ребенка в копилке есть определенная сумма, предложите ему отдать деньги папе на два месяца. Объясните, что через этот срок папа вернет все с процентами. Вопрос, А если папа сам профан в этом, то откуда он возьмет проценты? Как можно научить своего ребенка тому, что не умеешь сам? На мой взгляд , это очень сложно.

24 ноября 2010 года, :11

Проблема в том, чтобы таким путем не привить ребенку мысль, что родня - это тоже источник дохода и все, что делается для родных и близких, должно приносить прибыль.
Правильнее, с моей точки зрения, учить ребенка вложению денег немного иначе.
- Хочешь новый мобильник, а денег в копилке не хватает и хочется накопить побыстрее? Давай вместо копилки положим деньги в банк, там на твои денежки будет капать процент и в результате нужная сумма наберется побыстрее.
Если ребенок согласится, то пройти с ним по банкам (или пошарить по сайтам банков), посмотреть условия договоров по вкладам, обсудить выгоды и риски. Надо, чтобы ребенок сам (с помощью отца-матери, но сам!) выбрал оптимальный вариант.
Вот так примерно.