Россияне, оставшись без работы, не спешат в центры занятости — существует мнение, что с трудоустройством там не помогут, да и пособие государство предлагает мизерное. Минимум — 850 рублей, максимум — 4900 руб. Понятно, что на такие деньги не прожить. Вот в кабмине и ломают голову над тем, как увеличить помощь безработным.

Минтруд РФ подготовил поправки в закон «О занятости», которые уже проходят согласование с Минфином и Минюстом. Что предлагается сделать? Увеличить пособие по безработице — минимальное до 2 тыс. руб., максимальное — до 8 тыс. руб. Но сделать это... за счёт сокращения числа его получателей. То есть платить пособие не всем, как сейчас, а только тем, кто зарегистрировался на бирже труда в течение года после потери работы и лишь на протяжении 6 месяцев. Логика такова:за это время человек должен найти новое место работы, и он не должен сидеть на шее у государства. То есть бюджет не должен содержать тех, кто работать может и должен, но делать это не стремится.

За счёт такого «сокращения» безработных размер пособий должен увеличиться, а нагрузка на бюджет — сохраниться на прежнем уровне. В 2016 г. на пособия потратили 41 млрд руб., в 2017 г. запланированы 34 млрд руб.

«Если закон примут, в первую очередь он ударит по тем регионам, в которых есть застойная безработица, — по малым городам, сельским районам, — говорит доктор экономических наук, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. — Но только не надо забывать, что в этом случае нагрузка ляжет на муниципальные бюджеты. Безработные, которые не могут найти себе работу не потому, что не хотят этого, а потому что в той местности её просто нет, будут вынуждены обращаться за помощью в соцслужбы».

Другой способ увеличить пособия по безработице, который сейчас также обсуждается в кабмине, — возврат к страхованию безработицы, которая уже существовала в России до 2001 г. Об этой идее недавно заявил министр труда и соцзащиты Максим Топилин. По его словам, большинство стран живут по страховой системе, и 1% отчислений с фонда зарплат будет достаточно для того, чтобы обеспечить защиту для безработных. То есть взносы поступят не из зарплаты работника, а из зарплатного фонда и платить их будет работодатель. Схема такая же, как при отчислениях в Пенсионный фонд, фонд соцстраха и ОМС.

«Страхование от безработицы позволит привязать пособие к размеру зарплаты и отработанному стажу. Предположим, остался человек без работы... При страховой системе он получит не 850 бюджетных рублей, а пособие в размере 70% от своей зарплаты (но не больше), а это уже существенная поддержка. По такому же принципу сейчас оплачивается больничный лист (пособие по временной нетрудоспособности), — комментирует профессор Сафонов. — Но платить 1-2% взносов предлагают работодателям, и они выступают против страхования безработицы».

Топилин считает возможным переход к страховой системе к 2020-2022 годам.