Согласно новому закону, тем, кто больше трёх лет не платит квартплату, игнорирует счета за телефон, Интернет - на сумму долга начислят подоходный налог. Операторы связи уже передают данные о долгах росиян в налоговую службу.

Новая «напасть»

- Раньше, когда у человека была трёхлетняя задолженность, например, за услуги сотовой связи, оператор, не надеясь получить деньги, был вынужден «прощать» долги. Поскольку по суду их взыскать было невозможно из-за истечения срока давности, - поясняет экономист Марк ГОЙХМАН. - Теперь не оплаченные услуги по истечении срока давности (от трёх лет) признаются доходом и облагаются подоходным налогом в 13%. Закон вступил в силу ещё 1 марта 2016 года, однако НДФЛ начисляется физическим лицам по итогам года, что сейчас и происходит. Операторы связи уже отправляют и в налоговые органы, и клиентам сообщения о списанных в 2016 году долгах за три прошедших года (2013-2016). С них начисляется налог НДФЛ, который нужно оплатить до июля 2017 года.

Однако, как отмечают эксперты, во многих случаях обязательное в таких случаях информирование абонента о задолженности отправкой заказного письма по почте обходится дороже, чем сама сумма долга.

Тем не менее букве закона последуют все операторы связи. Поэтому к лету «всплывут» долги по «забытым» симкам и домашним телефонам. Новые правила коснутся тысяч абонентов, которые в целом задолжали операторам миллиарды рублей.

Не от жадности, а от бедности

- Долги «за телефон» - это ещё полбеды, так как суммы их небольшие, в среднем до 1000 рублей, - продолжает Гойхман. - Однако этот же порядок работает и для любой других задолженностей - перед коммунальщиками, банками, самой налоговой службой. И если у человека накопился долг по квартплате за три года (например, 100 тыс. руб.), его жилищники взыскать не смогли и вынуждены были списать как безнадёжный, то теперь с этой суммы придётся платить 13 тысяч налога. И уже налоговая служба будет начислять пени, подавать в суд, судебные приставы могут наложить взыскание на имущество, запретить выезд за рубеж и т. д.

Хотя во многих случаях неплатежи по ЖКУ всё же зависят не от жадности, а от бедности людей. Только в прошлом году на 5,9% упали реальные доходы населения. А если человек не в состоянии платить по квитанции, то и налог может не потянуть. И долги населения перед государством от такого нововведения только увеличатся.

Галина СОЛОВЬЁВА, председатель правления ЖСК-399, также не верит в действенность новых мер:

- В нашем кооперативе 372 квартиры, из них 4 - злостные неплательщики, которые накопили долги от 68 тыс. до 230 тыс. рублей. В отношении их судебные споры выиграны, но приставы никаких мер, как правило, не применяют, так как у должников нет ценного имущества, счетов, зарплат и так далее. Думаю, что никакие налоги им не страшны. Пока не будет выработана жёсткая и действенная технология взимания долгов, все законодательные акты бесполезны. Мнение экспертов

Юрий ВЕСЕЛОВ, доктор социологических наук:

- Понятно, что из-за падения цен на нефть государство сейчас стремится найти другие доходы, и их источником видит население. При этом собираемость налогов и в целом по России, и в Петербурге очень высокая. Наш город вообще фактически содержат петербуржцы на свои отчисления. Полагаю, что это бремя будет расти и дальше. Уже сейчас появляются довольно странные сборы. К примеру, если человек платит ипотеку за рубежом и процент по кредиту там ниже установленного в России, то налоговая служба считает, что он получает прибыль и взимает с него налог.

Налоги на долги - из той же серии абсурдных поборов. Нужно думать, как перестроить налоговую систему, сократить ненужные расходы на госаппарат, а не обирать население. При этом люди могли бы платить и больше разных налогов, если бы видели результат: хорошие дороги, доступную медицину, развитую инфраструктуру...

Что касается должников по квартплате, то в большинстве европейских стран эту проблему решили. Квартплату там списывают автоматически со счёта абонента, никто с квитанциями по инстанциям не ходит. Это устаревшая система. Понятно, что в целом по России, где только 30% населения использует безналичный расчёт, ввести европейскую систему невозможно. Но сделать это в Москве и Петербурге вполне реально.

Тамара Панченко, начальник информационного сектора жилищного комитета:

- Каждой управляющей компании хорошо известны квартиры неплательщиков и суммы долгов, поэтому с передачей этих данных по требованию налоговой службы проблем не возникнет. Замечу, что сегодня о «списании долгов» речь не идёт - платить всё равно придется.

Борьба с должниками в России ведётся в несколько этапов. Сначала рассылаются долговые счета, затем ресурсоснабжающие организации ограничивают подачу коммунальных услуг - устанавливают заглушки на канализацию, отключают газоснабжение и электроэнергию. Если это не помогло, управляющая компания подаёт в суд, и по судебному приказу идёт списание суммы долга с банковского счёта должника.

Стоит отметить, что с 1 июня 2016 года значительно упростилась процедура взыскания долгов за ЖКУ. Дела рассматриваются в упрощённом порядке за 5 дней, без вызова сторон (если сумма долга не превышает 400 тыс. руб.). Если взыскивать нечего, а квартира находится в собственности города, по решению суда должника и его семью могут выселить. Им предоставят жилплощадь в коммунальной квартире по соцнорме (6 кв. м на человека). Но это, конечно, крайняя мера. За 2016 год подано 20 исков, в 2015 году - 8.

Несмотря на всё это, сумма долга, например, жителей Санкт-Петербурга за ЖКУ остаётся равной бюджету небольшого города, что, к сожалению, не может не сказываться на качестве оказания услуг.