Чиновники не могут договорится о величине порога беспошлинных онлайн-покупок россиян в интернете с доставкой из-за рубежа. За сохранение порога в 1000 евро выступают ФАС, Минпромторг и Минцифры, за снижение в пять раз до 200 евро — Минфин и Минэкономразвития. Традиционный ретейл также требует снижения порога до 200 евро. Онлайн-бизнес отстаивает продление антисанкционной меры в 1000 евро или, по крайней мере, согласен на поэтапное снижение этой нормы. Если правительство не примет решение до 1 апреля, потолок беспошлинного ввоза товаров автоматически снизится до 200 евро. О последствиях подобного сценария развития событий — в материале «Ленты.ру».

«Вообще порога не должно быть, — заявил на днях временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов. — Товар, который заходит вообще без всяких пошлин, без налогообложения, естественно, не дает развиваться отечественной промышленности». Это было личное мнение чиновника, высказанное журналистам на расширенном заседании коллегии ФТС в ответ на вопрос о грядущем снижении порога беспошлинного ввоза товаров. Когда вы огромный кусок внешней торговли берете и выводите из налогообложения, это искажает картину внешней торговли, это искажает картину развития промышленности в стране», — заявил Руслан Давыдов.

Поддержать отечественного производителя

Позиция чиновника как руководителя ведомства, отвечающего за пополнение федерального бюджета за счет таможенных платежей, понятна. В тяжелой геоэкономической и геополитической ситуации на Минфин и подведомственную ему ФТС, обеспечивающую до 25 процентов поступлений в казну, возложены повышенные ожидания и обязательства. Тем более что федеральный бюджет 2023 года закрыли с дефицитом в 1,9 процента от ВВП.

Успехи фискального ведомства заслуживают уважения. Даже на фоне бюджетного дефицита ФТС отчиталась о росте перечислений на 6,4 процента в 2023 году, перевыполнив план на 2,5 процента.

Доходы таможни от импорта составили 74,5 процента от общей суммы администрируемых ФТС платежей, увеличившись на 48,4 процента по сравнению с 2022 годом.

В сегодняшних непростых условиях особенно важно поддерживать отечественного производителя, увеличивать выпуск товаров народного потребления, 75 процентов которых сейчас в российской рознице импортные. Речь не о продуктах питания. Усилиями Минсельхоза продовольственная безопасность, похоже, обеспечена, а из-за границы через маркетплейсы еду россияне не заказывают.

С учетом задач, поставленных главой государства в послании Федеральному Собранию, внутреннее производство переживет ренессанс, но произойдет это ближе к 2030 году. За один год невозможно наладить производство мобильных телефонов и других гаджетов, детских игрушек и одежды в таких объемах, чтоб удовлетворить внутренний спрос. А именно эти товары россияне чаще всего заказывают на маркетплейсах из-за рубежа. Поэтому в условиях санкционного давления трансграничная электронная торговля является едва ли не единственным каналом поставок для населения качественных и недорогих вещей. И именно поэтому все отечественные маркетплейсы стали подключать китайских продавцов к своим платформам. Даже такой классический офлайн ретейлер, как Х5, объявил о запуске доставки товаров из-за рубежа.

Неравный бой

Выходит, по мнению чиновников, трансграничная торговля душит российского производителя и классических ретейлеров, а также наносит удар по бюджету страны? Но доля ввозных таможенных пошлин за исключением нефтегазовых доходов в доходной части бюджета составляют всего 2,2 процента

И это доходы от оптовых импортных поставок. Доля всех покупок россиян в интернете с доставкой из-за рубежа составляет всего 1 процент от общего объема ретейла в стране. Даже если вычесть бензин и продукты питания, эта цифра не превысит 2,5 процента.

По итогам 2023 года с доставкой из-за рубежа россияне приобрели товаров на 315 миллиардов рублей, свидетельствуют данные агентства INFOline. При этом объем российской розницы в 2023 году составил 47,5 триллиона рублей. Подобная пропорция свидетельствует о том, что трансграничные покупки россиян никак не могут повлиять на доходы крупных торговых сетей.

Более того, именно крупнейшие продавцы электроники — Эльдорадо, Технопарк, DNS, Ситилинк — находятся в привилегированном положении по сравнению с отечественными производителями гаджетов: с 2013 года импортная ставка пошлины на смартфоны (ТНВЭД 8517130000) была обнулена.

Компромисс

Становится очевидным, что доля таможенных пошлин, уплаченных физическими лицами, и таможенных сборов в федеральном бюджете составляет 0,4 процента, а если подсчитать объем пошлин от покупок граждан на российских маркетплейсах — она минимальна — 0,27 процента.

О негативных последствиях снижения в пять раз беспошлинного порога «Лента.ру» уже подробно рассказывала. Во-первых, как отмечают эксперты, это скажется на конечной стоимости товаров — рост цен на внутреннем рынке может достигнуть 10-13 процентов. Во-вторых, граждане крайне чувствительно относятся к возможности продолжать покупки за рубежом. Так, доклад ВЦИОМ показывает, что за последние 2 года у 31 процента россиян снизилась доступность привычных им товаров. Чтобы компенсировать это, 29 процентов пользуются сервисами и маркетплейсами с доставкой товаров из-за границы. 40 процентов россиян чувствуют ухудшение своего материального положения, также 72 процента опрошенных ожидают рост цен на товары и услуги в ближайшие месяцы.

До дедлайна по порогу беспошлинного ввоза у правительства осталось меньше недели. Как рассказал «Ленте.ру» источник в среде онлайн-ретейлеров, маркетплейсы в общем устроит и поэтапное снижение норм порогов беспошлинного ввоза на покупки россиян в интернете с доставкой из-за рубежа. «Это позволит государству обеспечить должный уровень пополнения бюджета по этой статье, гражданам привыкнуть к изменениям, а бизнесу планировать свою операционную деятельность. Оптимальным представляется сохранить до марта 2025 года лимит в 1000 евро, до марта 2026-го — 500 евро, после вернуться к 200 евро», – сказал он.