Всемирный банк ухудшил прогноз для России, а Минэкономразвития зафиксировало спад

Надежды властей на резкий рост ВВП разбиваются о суровую реальность. В середине февраля в ходе Х Экономического форума в Красноярске премьер-министр Дмитрий Медведев в очередной раз заявил, что в России прирост ВВП в этом году составит около 5%. Но вчера Всемирный банк (ВБ) понизил прогноз роста ВВП России в 2013 году с 3,6%, прогнозировавшихся им в октябре, до 3,3%. А накануне пессимизмом поделился и замглавы Минэкономразвития (МЭР) Андрей Клепач, который отметил, что «риски торможения сегодня сильнее, чем мы предупреждали ранее».

«Либо мы понимаем, что это наша национальная идея, что мы должны сейчас толкнуть страну, сделать следующий шаг принципиальный к нашему благополучию, к развитию современных средств коммуникаций, либо мы будем прозябать и говорить о том, что мы выживаем, как это делает целый ряд экономик», – заявил Медведев в Красноярске.

Но, судя по всему, такой оптимизм разделяют далеко не все, причем не только экономисты, но и чиновники правительства.

Снижение перспектив российской экономики Всемирный банк объясняет пятью факторами. Во-первых, понижением прогноза средней цены на нефть на 2013 год со 105,8 долл. до 102 долл. за баррель. Во-вторых, внешнеэкономическая конъюнктура оказалась менее благоприятной, чем ожидалось. Третьим фактором стало снижение экономической активности внутри России. Как отмечается в докладе, в последние месяцы прошлого года оно было более значительным, чем ожидалось. «Этот фактор замедлит экономический рост в 2013 году вследствие отрицательного эффекта сохраняющейся инерции низкой активности», – отмечают специалисты ВБ. Кроме того, более быстрые, чем прогнозировалось ранее, темпы инфляции будут сдерживать потребление, выступающее основным драйвером роста.

И пятым фактором, сдерживающим рост экономики, будет слабый рост инвестиций.

На торможение экономики жалуется и руководство МЭР. Как отметил замглавы ведомства Андрей Клепач, в январе 2013 года ВВП страны с исключением сезонного и календарного факторов снизился на 0,3% по сравнению с декабрем. Такое снижение наблюдается впервые за последние 10 месяцев. «В январе мы видим сохранение тенденции к торможению роста в годовом выражении. По нашим расчетам, в январе рост ВВП составил 1,6% к январю 2012 года, а с учетом сезонного и календарного факторов это означает минус 0,3% по отношению к декабрю, – уточнил он. – У нас просела розница – минус 1,5% к декабрю».

Промпроизводство, по словам Клепача, в январе с исключением сезонного и календарного факторов снизилось на 1,5% по сравнению с декабрем. Наиболее существенное снижение произошло в добыче полезных ископаемых – на 2,3%, а в обрабатывающих производствах сокращение составило 1,3%. «Достаточно сильно просело машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность, металлургия», – отметил замминистра.

Несмотря на то что МЭР ожидало замедления роста в январе, итоговые данные оказались хуже ожидаемых оценок. «То есть риски торможения роста даже сильнее, чем мы предупреждали раньше», – отметил Клепач. Впрочем, есть надежда, что ситуация в феврале будет несколько лучше. «Но, чтобы произошли существенные изменения, надо, чтобы и рост инвестиций был значимым, и многое будет зависеть от розницы и от того, как будет работать промышленность», – сказал чиновник.

Как пояснил старший экономист ВБ Сергей Улатов, России «нужны инвестиции, нужна более производительная рабочая сила». «И это долгосрочная проблема, и решить эту проблему за счет денежно-кредитного стимулирования скорее всего не удастся», – отметил он, предупредив о рисках смягчения этой самой денежно-кредитной политики, призывы к которой все чаще раздаются в последнее время.

Между тем эксперты считают, что ситуация вряд ли исправится в ближайшие месяцы. «Судя по результатам января, 2013 год будет не самым удачным для российской экономики, – полагает директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. – В промышленности в первый раз со времени кризиса 2008–2009 годов зафиксирован спад – падение на 0,8% к январю прошлого года. Динамика инвестиций уже несколько месяцев подряд колеблется около нуля в годовом выражении. Новым тревожным сигналом стало резкое сокращение темпов роста розничного товарооборота. Если не оправдается гипотеза о колебаниях, связанных с изменением количества выходных (как правило, именно они дают максимальные объемы январских продаж), то сокращение темпов роста товарооборота с 5–6% в прошлом году до 3–4% в начале текущего года поставит в весьма тяжелую ситуацию производителей потребительских товаров, которые «вытягивали» динамику промышленности в 2012 году».

Эти предположения подтверждает и эксперт «Центра развития» Николай Кондрашов. «Первый месяц нового года не добавил оптимизма – чуть ли не все отрасли экономики продолжили стагнировать, а в производственных секторах ситуация даже несколько ухудшилась, – говорит он. – Выпуск в промышленности снижается третий месяц подряд. Но если снижение в ноябре и декабре во многом было обусловлено календарным фактором, то в январе этот фактор должен был, напротив, сыграть немного в плюс, но этого не произошло». По сведениям МЭР, сокращение выпуска произошло в добывающих производствах – за январь на 0,5% и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – также на 0,5%. «В то же время обрабатывающие производства нарастили выпуск на 0,2%, что отыгрывает лишь малую часть падения на 0,9% в декабре и потому скорее навевает пессимизм, – сетует Кондрашов. – Таким образом, хорошее настроение населения в праздники не трансформировалось в улучшение экономической ситуации. А так как каждый новый месяц «застоя» сокращает ресурсы для выхода из этого состояния, то и наш пессимизм продолжает усиливаться».

Не сбылись надежды и на то, что экономике поможет вступление страны в ВТО. Как отметил директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, особого эффекта от присоединения пока нет. «Во-первых, прошло слишком мало времени, а 33% таможенных тарифов, которые были снижены в день вступления – это всего лишь возращение на докризисный уровень, – поясняет он. – С другой стороны, российские власти активизировали усилия по противодействию ВТО, приняв соответствующие меры поддержки отечественных производителей: в автопроме, легкой и пищевой промышленности и других».

Сергей Куликов