Государство тратит на соцподдержку 2,5 трлн руб., или 3,2% ВВП. Только деньги эти расходуются не всегда рационально.

Многие льготы и выплаты до бедных не доходят. Это значит, что система поддержки малоимущих требует перемен. К таким выводам пришли учёные Президентской академии. Об итогах исследований «АиФ» рассказала завлабораторией Института соцанализа и прогнозирования РАНХиГС ­Елена Гришина.

Чего не хватает детям?

- Мы изучали две категории - пожилых людей, имеющих звание «Ветеран труда», и семьи с детьми. Исследовали бедность не только с точки зрения доходов, но и лишений (по-научному - деприваций). Ведь нередко человек имеет доход выше прожиточного минимума и официально не считается бедным, но при этом терпит разного рода лишения (см. инфографику).

Например, 68% семей с деть­ми в нашей стране не могут позволить себе оплатить непредвиденные расходы. Половина не в силах поменять старую мебель на новую. Более 1/3 имеют в течение года задолженность по оплате ЖКУ, и около 20% не могут хотя бы через день съесть мясо, птицу или рыбу.

Чем больше детей в семье, тем выше риск лишений. Большинство семей и так балансируют на грани. Они либо над чертой бедности, либо чуть под ней. Сейчас примерно 20% семей с детьми имеют доход чуть ниже 1,5 прожиточного минимума на человека. И при малейших экономических сложностях - потеря работы, болезнь - они сразу попадут в категорию бедных.

При этом почти 45% бедных семей с детьми не получали за последний год никаких детских пособий. Из них 30% не имели соцпомощи из-за отсутствия информации о выплатах и примерно столько же по причине трудоёмкости процесса их оформления.



О чём мечтают старики?

У пожилых людей почти нет долгов по платежам и кредитам, зато они имеют мало сбережений и часто отказывают себе в том, что принято относить к базовым материальным потребностям - замена мебели, покупка одежды и обуви, отдых, досуг. Они часто вынуждены ограничивать потребление фруктов, мяса и рыбы, отказываться от необходимых лекарств и медуслуг. Многие из них испытывают чувство одиночества, и это тоже большая проблема. 35-40% ветеранов труда с плохим здоровьем или неспособные самостоятельно совершать покупки или справляться с работой по дому заявили, что нуждаются в соцуслугах, прежде всего в помощи в быту. На данный момент услугами соцработников охвачено лишь 4% пожилых (в возрасте от 80 лет и старше - 15%). Ухаживают за ними в основном родственники, в том числе семьи с детьми, что говорит о лежащей на них двойной нагрузке - и материальной, и моральной. Поэтому надо не просто расширять охват пожилого населения услугами по уходу и помощи в быту, но и кардинально улучшать их качество и соответствие потребностям. Ведь лишь 30% семей, испытывающих трудности при оказании помощи своим пожилым родственникам, согласились бы на пребывание их в дневных пансионатах.

Если мы хотим, чтобы бюджетные средства расходовались более рационально, чтобы они доходили до бедных и их количество в нашей стране наконец стало уменьшаться, надо менять систему соцпомощи малоимущим. Следует использовать не только материальную под­держку в виде пособий и выплат, но и учитывать лишения людей по конкретным направлениям - питанию, доступности медпомощи, соцуслугам и т. д. И устранять их. А основную нагрузку по софинансированию расходов на снижение риска бедности должно взять на себя государство.