Более 60% россиян считают, что нам нужен этот праздник. День народного единст­ва Россия отметит уже в 12-й раз. Что нас сегодня объединяет и что, наоборот, мешает единству?

Что нас объединяет?

Тяга к справедливости, уважение к подвигам предков, доверие к сильному лидеру - ключевые слагаемые народного единства сегодня.

Николай Стариков, писатель, публицист, общественный деятель:

- Эти слагаемые вытекают из особенностей нашего национального менталитета. Для граждан России это в первую очередь обострённое чувство справедливости. И когда справедливость нарушается, россиянин реагирует совсем не так, как житель западного мира.

Нас объединяет:

Русский язык. На нём говорят 137,5 из 146,5 млн россиян.

Память о Победе. В «Бессмертном полку» в 2016 г. участвовали 16 млн россиян.

«Крым наш». 96% россиян положительно оценили его присоединение.

Отношение к санкциям. 75% россиян за продолжение политики, несмотря на санкции.

Одна история, один лидер

Вторая составляющая - это наша общая, во многом героическая история. Краеугольным камнем нынешнего единства страны является победа наших отцов и дедов в Великой Отечественной войне, и неслучайно наши недоброжелатели пытаются всячески её дискредитировать, поставить под сомнение. Понимание огромного значения и высочайшей цены этой победы приводит, например, к тому, что люди охотно откликаются на призыв принять участие в такой акции, как «Бессмертный полк», которая уже несколько лет подряд собирает миллионы людей в самых разных городах России.

Третьей составной частью народного единства я бы назвал наличие сильного, волевого лидера. Причём, что важно, одного лидера - когда в России возникало соперничество нескольких сильных фигур, это всегда приводило к гражданским войнам - и в начале XVII, и в начале XX века.

Бесспорно, нас всегда очень сильно объединяют и общие достижения (вспомним триумф сочинской Олимпиады, присоединение Крыма в 2014 г.), и общие угрозы. И опять же весьма показательно, что граждане России перед лицом такой внешней угрозы ведут себя совсем не так, как жители западных стран.

Защитники Брестской крепости не сдаются, даже если они в явном меньшинстве. Не сдаются из прин­ципа, потому что на нас несправедливо напали, потому что сдаться, по-русски говоря, «западло». В то время как защитники какого-нибудь западного гарнизона в подобной ситуации скорее поднимут руки вверх - для них сохранение собственной жизни важнее других резонов…

Русские не сдаются!

Как бы пафосно это ни прозвучало, но героизм россиянам свойствен как никакому другому народу, и это уходит корнями в глубь веков. В условиях, когда наша огромная территория без конца подвергалась всевозможным нашествиям, главной задачей русских людей было объединиться и дать отпор врагу. Отсюда и наш необычайно развитый коллективизм, и стремление нанести обидчику такой ущерб, чтобы навсегда отбить у него желание проверить нас на прочность. «Русские не сдаются» - это выражение давно стало поговоркой. Русские борются до последнего, и ценой героической гибели отдельного солдата или отдельного гарнизона спасаются все остальные… Таков коллективный механизм самосохранения народа.

Коллективизм, общинность, соборность - это всё эпитеты нашего единства. Неслучайно на российской почве плохо приживаются западные ценности индивидуализма. Гостеприимство, добросердечие, желание помочь ближнему, готовность отдать нуждающемуся последнюю рубаху - всё это присуще россиянам как никакому другому народу. Так было и так будет, какие бы лишения нам ни доводилось переживать.

Что нас разделяет?

Россияне разобщаются, люди становятся чужими друг другу. Сегодня каждый выживает в одиночку…

Превратились в бедных и богатых

Николай Губенко, актёр, кинорежиссёр:

- Сегодня в России происходит раз­общение каждого с каждым - по имущест­венному, национальному, по какому угодно признаку… Народу нужно вернуть бесплатное качественное здравоохранение, образование, возможность трудиться и получать достойную зарплату. Ведь сколько сегодня безработных с прекрасным образованием, умнейшими головами? Попробуйте-ка устроиться на работу после 45 лет!

Носитель власти - народ. Но, к сожалению, законы подстроены во­все не под простых людей, а под узкий круг олигархата... Вирусы социального неравенства разрушают единство и солидарность народа. В 1991 г. мы разрушили идеологию, традиционную для нас. А это - справедливость, взаимопомощь, взаимовыручка, сострадание.

Ещё 20 лет назад люди открыто смотрели друг другу в глаза. Отмечали праздники вместе, преодолевали беду вместе - независимо от национальности. Сейчас всё направлено на разобщение общества. Эти распри между исламом и православием, науськивание народов друг на друга… Мы должны озаботиться человеческими отношениями. «Люди по-разному видят будущее»

Нас разделяет не только разница в материальном положении, но и представления о том, каким путём должна идти страна. Взгляды на эту тему у россиян порой диаметрально противоположны.

Захар Прилепин, писатель:

- По большому счёту, нас разъединяет представление о будущем России. Одни видят его в реинкарнации советского прошлого, другие - в построении какой-то новой формы демо­кратии, третьи - в модели западного общества, четвёртые - в хаосе и разрухе. И в зависимости от этих представлений живут и действуют.

А кроме того, мы все разные, у каждого из нас свои тараканы, которых объединить, примирить и свести вместе совершенно невозможно. Если для одних какие-то вещи являются проявлением побед, радости, например, когда удаётся что-то своровать или кого-то обмануть, то для других эти же вещи - подлость, грех. Одних и других объединить по сути невозможно.

А если говорить в целом, для русского человека важно, когда он становится больше, чем просто человек. Для него важно, когда он становится причастен к огромной истории, космосу, географии… Вот это для него счастье. Тут нужно на глобус смотреть, а не на карту Люберец.

Отсутствие надлежащего контроля за день­ги и власть имущими разъедает российское общество, тормозит зачастую необходимые для страны процессы.

Бюрократам не доверяют

Андрей Кураев, протодиакон, богослов:

- Это создаёт атмосферу недоверия, которая отражается на всём - начиная от отношения к вопросам хранения денег в госбанках и заканчивая уплатой налогов. В итоге, даже когда государственные лица заявляют, мол, «мы преследуем такой-то общенациональный интерес», всё равно у какой-то части людей возникает подозрение, что на самом деле этот интерес может быть повёрнут в пользу личного обогащения отдельно взятых бюрократов и казнокрадов.

Когда речь идёт о показушной роскоши и демонстративной безнаказанности, в том числе пресловутой «золотой молодёжи» на «Гелендвагенах», это очень сильно раздражает и разъединяет нас. Нет основания верить, что деньги не ставят человека выше закона, иначе многое бы изменилось.