Коллекционирование профессий в будущем может стать таким же тривиальным способом построения карьеры, как служебный рост. Зигзагообразным профессиональным путем увлекается все больше молодых людей, которые не видят ничего плохого в частых переменах и называют себя «сканерами». При правильном сочетании навыков такая стратегия может быть не менее успешна, чем у «дайверов», которые погружены в одну профессию.

Карьера в форме зигзага

Работников, не желающих ограничиваться в жизни всего одной профессией, становится все больше на рынке труда. Люди, которые не просто временно находятся в творческом поиске, а хотят именно так проводить всю свою жизнь, объединяются в сообщества для обмена опытом, диктуют моду на коучинг и проектный стиль работы. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что при правильном подходе люди-сканеры могут быть так же успешны, как и узкие специалисты.

Татьяна Лихограева с детства увлекалась «всем творческим»: театром, рисованием, литературой и музыкой. Сначала писала стихи, а потом и музыку к ним, пела в КВН, рок-группе, на корпоративах компаний, в которых работала. А затем пришла в голову идея самой выучиться на графического дизайнера. «Я переделала концепт делового журнала «Люди дела» в Новосибирске и уехала в Москву», — рассказывает она.

А в столице опять началась новая жизнь: учеба на ТВ-режиссера, быстрая карьера от бренд-менеджера до директора по рекламе, но и это надолго не увлекло. Татьяну, по ее выражению, «накрыло давней мечтой про путешествия» во время коучинговых курсов, и, бросив все, она уволилась «в никуда». «А сейчас я полтора года как организатор онлайн-проекта по развитию личности «Шаг вперед», в котором я также тренер, ведущий вебинаров и лайф-коуч», — говорит она.

Абсолютно весь опыт, накопленный за жизнь, идет в дело, заверяет Татьяна.

«Я сама себе маркетолог и продавец, сама делаю лендинги, сайт, мне просто нравится с этим разбираться. Сама пишу тексты, посты, продвигаю наши сообщества в сети, снимаю и монтирую видео, делаю макеты и даже логотип сама себе слепила на первое время», — перечисляет она.

Творческое мышление помогает находить новые пути: даже если вы сейчас не знаете, как можете применить тот или иной навык, то, возможно, через несколько лет обнаружите себя занимающимся новой профессией, которую сами и изобрели на стыке накопленных умений.

«Думаю, если мы спокойно примем свою природу и задачу — исследовать, объединять, создавать новое из того, что известно, — то нам не нужно будет мериться часами с профессионалами, кто больше прокопал», — успокаивает она других сканеров в группе на Facebook.

Накопление навыков — это тоже навык

В группе «Я — сканер», открытой всего полгода назад на Facebook, уже пять тысяч человек. «Нас упрекают в поверхностности. Нам говорят, что мы не способны упорно трудиться и доводить начатое до конца. Нам постоянно рекомендуют прекратить поиски… Но никто, кроме нас, не умеет получать столько удовольствия практически из ничего, имея только голову на плечах… Мы — сканеры», — пишет создатель группы Ольга Скребейко.

Сам термин «сканер» придумала американский бизнес-тренер, психолог и писатель Барбара Шер, на себе испытавшая замешательство человека, которого непреодолимо тянет во все стороны одновременно.

В своей книге «Отказываюсь выбирать», опубликованной в России в 2015 году, она призывает таких людей прекратить попытки вписаться в мир «дайверов», погруженных с головой в одну профессию.

Вместо того чтобы подстраиваться под общепринятые нормы, люди-сканеры могут использовать свои многочисленные таланты. Ольга Скребейко долго мучилась вопросом, почему она не знает, кем хочет быть, а поиск себя ни к чему не приводит. Она работала ведущей на радио, проводила свадьбы и фестивали, ходила на курсы графического дизайна, вела по франшизе танцевальную школу, устраивала ночные игры «Дозор», пробовала открыть кафе, изучала коучинг и тренерство.

Теперь она изучает продвижение бизнеса и говорит, что бизнесы можно менять: стартовать и передавать в другие руки или развиваться в разных направлениях в одном бизнесе. «Думаю, что сканеров в обществе не меньше половины, а то и больше», — говорит Ольга. Вариантов для самореализации сканеров достаточно, отмечает она: даже если бизнес человеку не подходит, можно иметь «достаточно хорошую работу», которая приносит деньги, а в свободное время заниматься другими увлечениями. А иногда бывает так, что навыки из одной сферы помогают в следующей, и профессии как бы «перетекают» одна в другую.

Сканерство не означает, что навыки из разных сфер никак друг с другом не сочетаются,

соглашается другая участница группы, программист и преподаватель в IT-компании Ольга Седнева. Она увлекается психологией, пишет статьи о саморазвитии, ведет сайт «Быстроборщ» о быстрой и полезной еде, занимается эко-волонтерством, вокалом и тайским боксом.

«Сканеры сканерам рознь. Да, есть люди, которые скачут по верхам и не пытаются понять сути профессиональных сфер или боятся вникнуть по разным причинам. А есть те, кто годами собирает собственный пазл личной компетентности», — говорит она.

Интересно, но рискованно

Сканером может быть тот, кто это может себе позволить, считают некоторые карьерные эксперты. «В целом, конечно, такие люди с каждым годом все сильнее осложняют себе жизнь, если трудовой доход для них значим», — категоричен представитель Superjob Иван Кузнецов. При таком подходе человек может претендовать только на позиции низкой и средней квалификации, объясняет он. А у таких должностей весьма низкий потолок дохода.

Непрофессионалам подойдут предложения уровня кассир, работник колл-центра, оператор ввода и обработки информации. К тому же постоянно есть риск лишиться такой работы из-за автоматизации. С другой стороны, предложений много, у крупных компаний такие предложения постоянно открыты, за одной вакансией стоят десятки и сотни рабочих мест, несложно подыскать работу рядом с домом даже в крупных городах.

Построение хорошей карьеры требует времени, поэтому смена профессии упирается в возможности человека, в том числе материальные, добавляет карьерный эксперт HeadHunter Татьяна Канонерова.

«Если есть возможность пробовать все и прокормить себя при этом — это хорошо. Или если это помогает дальше расти, добиваться успеха, тоже ок. Но если человек просто набирает знания из отраслей, не связанных друг с другом, надо понимать, сколько лет это может длиться», — советует она.

Персональный смысл жизни

Рост числа сканеров будет продолжаться, это вытекает из теории поколений, полагает руководитель Центра развития карьеры МФЮА Галина Романова. Поколение Y, или миллениалы (родившиеся после 1981 года, встретившие миллениум в юном возрасте), в принципе легче относится к смене мест работы по сравнению с «иксами» — людьми, родившимися с 1965 года, из поколения – предшественника «игреков».

А в поколении беби-бумеров (начала 40-х — начала 60-х годов рождения) люди лишь один-два раза в жизни меняли работу, стремились оставаться на одном месте до пенсии, напоминает эксперт. «Сейчас такая тенденция — искать себя. Менять, пробовать, находить — сканеры отличаются тем, что хотят быть здесь, там, совмещать, искать свободные графики, быть дауншифтером, фрилансером», — отмечает она.

«Есть такие термины, как вертикальная карьера, горизонтальная карьера и зигзагообразная. Для сканеров, наверное, это зигзагообразная — то сюда закинуло, то туда», — продолжает эксперт.

Что за этим последует, пока неясно: следующее поколение, «зеты», еще не вошли в трудоспособный возраст, но ясно, что среди них есть те, кто уже в 12 и 15 лет зарабатывает на различных приложениях, так что они могут и снизить возрастную планку для старта финансовой независимости.

Благодаря тому что люди стали искать персональный смысл жизни, сейчас хорошо развивается рынок коучинговых услуг, отмечает Романова, и это, в свою очередь, дает еще больше свободы: когда люди обращаются к специалистам либо сами занимаются саморазвитием, это придает им смелости делать шаги по смене профессии и места работы.

Руководители, в свою очередь, постепенно стали спокойнее смотреть на большое количество записей в трудовой книжке, с пониманием относиться к тому, что человек находился в творческом поиске.

«Работодатели готовы брать людей на проекты и сотрудничать», — говорит Романова. Правда, это зависит от сферы: проектная работа более актуальна для передовых компаний и сфер, таких, как IT.

Сегодня во многих отраслях требуются кросс-платформенные специалисты, добавляет Татьяна Канонерова из HeadHunter. «Те же маркетологи: человек должен уметь писать тексты, прогнозировать, работать с аналитическими системами, работать с видео и визуальным контентом. Чем больше этих умений есть у специалиста, тем он дороже ценится — он один может заменить целую команду», — отмечает она. Поэтому в некоторых сферах желание попробовать все очень актуально — другой вопрос, что речь идет не о кардинальной перемене области деятельности, а о наборе навыков вокруг нее.