Subscribe.ru

В интернете зазвенели бутылки

В интернете зазвенели бутылки

В России может быть разрешена торговля алкоголем через интернет. Минфин предлагает до середины 2018 года запустить онлайн-продажу пива и вина с защищенным географическим указанием. Производители приветствуют такую инициативу, но считают, что в разрешенный список нужно включить и другие виды слабоалкогольной продукции.

Законопроект о разрешении интернет-торговли алкогольной продукцией в России подготовил Минфин. По словам представителя ведомства, сейчас документ проходит стадию финального обсуждения и в самое ближайшее время может быть внесен в Госдуму.

Минпромторг, Минэкономразвития и Минкомсвязи поддерживают данную инициативу. Росалкогольрегулирование (РАР) предлагает введение нового вида лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с использованием интернета и внесудебную блокировку сайтов-нарушителей.

Министерство финансов предлагает на первом этапе до 1 июля 2018 года разрешить интернет-торговлю пивом и вином с защищенным географическим указанием, а после успешного опробования этой системы расширить этот перечень другими видами алкогольной продукции.

«Министерство финансов поддерживает инициативу по предоставлению такого инструментария, как торговля алкоголем через интернет», — сказал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов на совещании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

«До 1 июля 2018 года мы предлагаем (разрешить электронную торговлю. — «Газета.Ru») только вином и пивом, и с 1 июля 2018 года уже, если мониторинг покажет, что эта инициатива успешна, распространить на остальные алкогольные напитки», — отметил Сазанов.

По его словам, соответствующий законопроект уже разработан и «концептуально на 95%, наверное, поддерживается».

Электронная торговля алкоголем будет осуществляться с соблюдением всех регламентов розничной торговли в этом сегменте, включая временные рамки и возраст покупателей, лицензироваться и подвергаться строгому контролю.

«Мы создаем специальную зону сайтов ЕГАИС. Имена сайтов из этой зоны может давать только РАР, любые иные сайты вне зоны ЕГАИС будут подлежать блокировке», — заявил Сазанов.

Контроль над временем продажи алкоголя через интернет и возрастом покупателя будет осуществляться в момент доставки с помощью специального сканера и договора купли-продажи, пояснил чиновник журналистам. Покупатель должен будет предъявлять паспорт, а в момент доставки курьер с помощью скана будет погашать марку на договоре, тем самым фиксируя время продажи.

Доставка алкогольной продукции будет осуществляться с соблюдением временных ограничений, существующих в каждом регионе.

В Росалкогольрегулировании предлагают на первом этапе ввести внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в интернете.

«А также в качестве самостоятельного состава административного правонарушения ввести ответственность для лиц, распространяющих такую информацию», — отмечается в материалах, подготовленных службой к совещанию в Совфеде.

Заместитель директора департамента госполитики в области средств массовой информации Минкомсвязи Арсений Недяк пояснил, что блокировка нелицензированных сайтов, несанкционированно торгующих алкоголем, скорее всего, будет осуществляться по аналогии с другими категориями нарушителей.

Для начала необходимо выбрать, кто будет уполномоченным органом — Минфин или РАР, далее уполномоченное ведомство совместно с Роскомнадзором будет выявлять нарушителей, связываться с правообладателями доступа, а затем — в случае подтверждения нарушений — проводить досудебную блокировку. По оценке Минкомсвязи, это занимает два дня.

«Сохранение у нас в стране запрета на электронную торговлю алкоголем — это архаизм, который на сегодняшний день влияет на общую интернет-торговлю продуктами питания», — отметил замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга Никита Кузнецов.

При этом разработанный законопроект он назвал «очень жестким по отношению к продавцам». «Ощущение такое, что разработчики по большинству вопросов даже перестраховываются. Можно было где-то и полиберальнее сделать», — сказал он.

Представитель Минфина заявил, что ограничения в сфере розничной торговли алкоголем — запрет на продажу лицам, не достигшим 18 лет, временные ограничения — должны быть соблюдены и при электронной реализации такой продукции.

«Мы двумя руками «за». Чем дольше будет действовать запрет на интернет-торговлю алкоголем, тем дольше наша страна будет оставаться изгоем: во всем мире торговля алкоголем через интернет налажена, кроме мусульманских стран с радикальным режимом», — заявил «Газете.Ru» член совета московского отделения «Опоры России» Алексей Небольсин.

Методы контроля, представленные Минфином, по словам эксперта, понятны и прозрачны, однако в нынешнем виде данный документ вызывает существенные замечания.

Алексей Небольсин не согласен с намерением на первом этапе включить в перечень разрешенных к продаже напитков только вина с защищенным географическим указанием и пиво.

Даже если это делается для поддержки отечественных производителей, то почему в этот список не входят сидр и медовуха, которые также производятся из российских яблок и меда, говорит он. Также непонятны ограничения для импортных производителей вин. «Можно начать со слабоакогольных напитков, таких как вино, сидр, медовуха, пиво, но однозначно без разделения на российское и импортное», — уверен Небольсин.

Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев уверен, что разрешение торговли алкоголем через интернет поможет развить электронную торговлю продуктами питания в целом.

«Сейчас в мире на торговлю через интернет приходится в среднем 4% продаж продуктов питания, у нас в стране — только 0,2%», — посетовал он.

По мнению Косарева, это связано с высокой стоимостью доставки: так как в среднем чек на продукты питания небольшой, то на долю доставки приходится около 20% затрат, что невыгодно потребителям. Включение в продуктовый перечень алкоголя изменит это соотношение и сделает интернет-торговлю более привлекательной для населения.

Кроме того, это даст возможность для снижения стоимости алкогольных напитков, уверен Игорь Косарев.

Он поясняет, что в рознице сейчас наценка на алкоголь составляет в среднем 70%, а при интернет-продаже ее можно снизить до 15%.

«Это (возможность реализовывать продукцию через интернет. — «Газета.Ru») увеличит выручку для производителя, для государства увеличит поступление налогов, так как акциз будет больше, а кроме того, снимется проблема реализации», — уверен Алексей Небольсин.

Он считает, что эта мера окажет серьезную поддержку российским производителям, которым будет облегчен доступ к потребителю, в первую очередь предприятиям малого бизнеса, у которых есть проблема с реализацией своей продукции.

---------