Проведенный информационным каналом Subscribe.Ru онлайн опрос более 2100 пользователей Рунета, посвященный алкогольным пристрастиям, показал, что около 12% среди них вообще не употребляют спиртного, а 32% делают это реже, чем раз в месяц.

В аналогичном опросе от 2004 года соответствующие показатели составляли около 7% и 15% пользователей Рунета. Поскольку употребление спиртного с такой периодичностью вряд ли может быть связано с алкогольной (физической или психологической) зависимостью, то мы можем считать, что за прошедшее десятилетие Рунет заметно протрезвел.

Доля умеренно пьющих пользователей Рунета, то есть, употребляющих алкоголь один-два раза в месяц, сохранилась на уровне 27%, а регулярно, то есть, один-два раза в неделю выпивающих, сократилась с 28% до 16%. И хотя среди убежденных трезвенников мужчин относительно больше, чем женщин (54% против 47%), аудитория умеренно пьющих представлена преимущественно женщинами, а регулярно пьющих - мужчинами.

С большой вероятностью можно предположить, что те и другие употребляют алкоголь преимущественно в праздничные и выходные дни. Поэтому оценить их склонность к алкоголизму можно только с учетом выпиваемых доз в пересчете на объемное содержание чистого спирта.

Судя по ответам участников нашего опроса, Рунет в целом отличается умеренностью в употреблении алкоголя. Из числа всех выпивающих опрошенных еженедельно в среднем 47% "принимают на грудь" не более 100 грамм, а 17% от 100 до 250 грамм крепкого спиртного; 62% - не более 1 литра, а 12% от одного до трех литров легкого спиртного. В среднем за один прием (одно застолье) 35% выпивающих употребляют не более одной рюмки водки=стакана вина=бутылки пива, а среди выпивающих реже одного раза в месяц эта доля достигает 57%.

У 47% пьющих эта разовая доза достигает одного стакана водки=бутылки вина=двух литров пива, в том числе, 53% среди выпивающих "умеренно" и 63% среди выпивающих "регулярно". Около 13% пьющих позволяют себе за один присест "уговорить" не менее бутылки водки=двух бутылок вина=четырех литров пива за вечер, а среди выпивающих почти ежедневно эта доля достигает 20%.

Из крепких алкогольных напитков большинство пользователей Рунета предпочитают водку (44% от числа выпивающих респондентов) и коньяк (33%), меньшая часть - виски (14%) и крепкие домашние напитки (13%). Совсем немногие пьют ликеры (6%), настойки (6%), самогон (6%) и прочую экзотику.

Самыми популярными слабоалкогольными напитками являются пиво (его употребляют 44% от числа выпивающих респондентов), столовые виноградные вина (35%), игристые вина и шампанское (23%). Лишь малая часть пьющих пользователей Рунета употребляет коктейли (9%), крепленые виноградные (8%) и плодово-ягодные (7%) вина. Среди тех, кто пьет "умеренно" (один-два раза в месяц), 49% позволяют себе не более 100 грамм крепких, а 52% - не более 0,5 литра легких алкогольных напитков в пересчете на среднее недельное потребление.

Среди тех, кто пьет "регулярно" (один-два раза в неделю), 53% употребляют от 250 до 500 грамм крепких, а 58% - от 1 до 3 литров легких алкогольных напитков в среднем за неделю. В группу же наибольшего риска попадают те пользователи Рунета, кто употребляет алкогольные напитки несколько раз в неделю (15% в 2004 году и 7% в 2013 году) или даже ежедневно (8% в 2004 году и 4% в 2013 году).

Среди представителей этой группы 50% выпивают не менее 500 грамм крепких, а 67% не менее 3 литров легких алкогольных напитков в неделю. Непьющие пользователи Рунета занимают наиболее жесткую позицию в отношении алкоголя - 30% среди них считают, что нет никаких причин/поводов, оправдывающих его употребление. Большинство же употребляющих алкоголь пользователей Рунета выпивают у себя дома (78%) и в гостях (59%); несколько реже - в кафе/ресторане (35%) и на природе (25%).

А к числу главных причин и/или поводов, которые оправдывают употребление алкогольных напитков, они относят дружеские встречи, общение в компании (40%) и знаменательные события в личной жизни (40%).

Второстепенными поводами для выпивки считаются общенародные праздники (28%), смерть близкого человека (22%), поддержание физического здоровья (20%) и снятие депрессивного состояния (19%). В некоторых случаях поводом может служить плохое настроение, усталость (13%) и необходимость выпить с нужными людьми (12%) для деловых контактов.

По утверждению 24% опрошенных пользователей Рунета, их родные и близкие практически не употребляют алкоголя. Напротив, в ближайшем окружении почти половины респондентов есть "изредка" (26%) или "умеренно" (22%) пьющие. Еще 22% опрошенных указали на наличие "сильно" пьющих родных и близких, в том числе, 8% - страдающих алкоголизмом.

С дальним социальным окружением ситуация обстоит таким образом, что в течение последнего месяца 66% участников нашего опроса или их близким приходилось видеть, как другие люди распивают алкогольные напитки в общественных местах (во дворах, на лестничных площадках, остановках, в парках и т.д., кроме мест общественного питания). Около 27% видели как алкоголь продается в местах массового скопления людей и там, где есть источники повышенной опасности (аэропорт, вокзал, автозаправка, рынок и т.п.).

Около 21% были свидетелями продажи алкоголя несовершеннолетним, 19% - продажи напитков содержащих более 5% этилового спирта в магазинах с 23.00 до 8.00, 17% - продажи алкоголя (кроме пива) в нестационарных торговых точках, небольших палатках, ларьках и т.п. Только 11% опрошенных не заметили никаких нарушений законов, ограничивающих продажу спиртного.

Проживающим в России пользователям Рунета мы предложили оценить результативность принятых в России антиалкогольных законов. По мнению большинства опрошенных, эти законы "совершенно" (44%) или "скорее" (30%) не помогли сократить потребление алкоголя в их городе/селе за последние 1-2 года. Позитивный эффект от этих законов увидели пока только 16% российских интернет-пользователей.