Что мы знаем о ведьмах? Для большинства из нас это что-то из области мифологии. В нашем представлении это женщины, большей частью старые и уродливые, которые по ночам летают на метле на шабаши, делают привороты, наводят порчу… А ведь речь идет не столько о фантастических историях, сколько о целой системе культурных традиций, уходящей корнями в глубину веков и существующей до сих пор!

Самые подробные сведения о ведьмах можно почерпнуть из «Молота ведьм» (руководства для «охоты на ведьм», написанного инквизиторами Яковом Шпренгером и Генрихом Инститорисом и изданного в 1486 году).

По поверью, ведьмы большей части наносят людям вред, хотя известно немало случаев, когда к ним обращаются за помощью (например, при болезни). Ведьм обычно подозревают в наведении порчи, а также в том, что они «околдовывают» людей, к примеру, превращая их в различных животных. При этом жертвы вовсе не превращаются в животных на самом деле, просто в результате чар ведьмы другие люди видят их в искаженном облике.

«Молот ведьм» повествует:

«В городе Саламисе, находящемся в Кипрском королевстве, одна женщина продала некоторое количество яиц иностранному юноше, который закупал себе провизию для дальнейшего путешествия на корабле. На берегу около корабля он съел несколько штук этих яиц. Некоторое время спустя, он почувствовал, что потерял дар речи. Когда он захотел взойти на корабль, то матросы палками прогнали его и кричали при этом: «Смотрите что случилось с ослом? Будь ты проклят, скотина! Не хочешь ли ты путешествовать на корабле?». Тогда юноше стало ясно, что его околдовала продавщица яиц. Он поплелся к ней в надежде на то, что она снимет с него чары. Вместо этого, он был принужден ею к тяжелой работе, которую он не исполнял руками, за исключением переноски дров и зерна на потребности обитателей дома. Все же остальное он носил на спине, как вьючное животное. Все окружающие принимали его за осла, но ведьмы, являвшиеся в дом, признавали в нем человека и разговаривали с ним, как с таковым. Он все понимал, но отвечать им не мог. По его собственному признанию, такую жизнь вел он в течение трех лет».

Шабаши ведьм и в самом деле имели место. Были месячные шабаши, устраиваемые небольшими группами ведьм. Крупные шабаши проходили 2 февраля, 23 июня, 21 августа и 21 декабря. Самые значительные - это Вальпургиева ночь (30 апреля) и ночь с 31 октября на 1 ноября (канун Дня всех святых). По поверьям, на всех шабашах присутствовал черт в образе черного козла или мужчины с черной бородой. Он сидел на троне из слоновой кости или стоял на алтаре, вокруг которого собирались ведьмы. В начале шабаша проводилась перекличка присутствующих, а затем все участники присягали черту на верность: целовали его «позорным поцелуем» в зад. Говорили также, что на шабашах устраивался пир, где танцевали по кругу против хода часовой стрелки, а кончалось все безудержной сексуальной оргией. О конце шабаша возвещал предрассветный крик петуха.

Ведьмы поклонялись дьяволу в форме какого-нибудь дерева или животного. Они заключали с ним сделку и, продав ему свою душу, взамен получали дар колдовства.

Искусство летать, по слухам, было присуще всем уважающим себя ведьмам. Считалось, что летать им позволяла волшебная мазь, которой они обмазывали тело. Впрочем, врач Иоганн Вайер из Нидерландов (XVI век) полагал, что под действием этой мази ведьмам только казалось, что они летают, то есть это средство, изготовленное в основном из различных трав, представляло собой сильный наркотик. Вспомним булгаковскую Маргариту – ведь бал у Воланда вполне мог примерещиться ей под влиянием зелья! Известно, что и сам Булгаков злоупотреблял опиумом…

Известно, что средневековые ведьмы не хотели признавать господства мужчин в обществе. На эту традицию ссылаются нынешние феминистки. На демонстрациях участницы женского движения иногда даже одеваются ведьмами. Статус ведьмы символизирует для них равноправие с мужчинами.

Судя по некоторым сообщениям, тайные союзы, состоящие из женщин, занимающихся колдовством, существуют и в наше время. В них, как правило, 13 членов, и они соблюдают ритуалы, описанные в книге «Молот ведьм». Многие из этих женщин используют традиции врачевания, полученные якобы от ведьм прежних времен. Они отказываются от употребления химических лекарств и применяют при лечении только травяные настои.

Самый знаменитый «город ведьм» - Салем (штат Массачусетс). В 1692 году здесь умертвили более сорока женщин, обвиненных в колдовстве.

Каждый год накануне осеннего праздника Хэллоуин, традиционно связанного с «разгулом нечисти», сюда съезжаются ведьмы со всего мира, чтобы устроить очередной шабаш. Вот уже более четверти века предводительницей ведьм – «официальной ведьмой Салема» - является Лори Кабо. Ей подчиняются все. В шабашах участвуют и мужчины: в наши дни звание ведьмы - это привилегия не только особ женского пола. Многие ведьмы и ведьмаки носят официальные титулы соответственно «магической» иерархии. Впрочем, на шабаши съезжается и множество любителей…

Сегодня Салем, как магнит, притягивает к себе туристов. В городе действуют несколько музеев - Музей Ведьм, Музей Темницы Ведьм и Музей Пибоди Эссекса. В последнем хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами, а также кошмарные орудия пыток. Можно посетить дом судьи Джона Корвина, известный ныне как «Дом Ведьм», кладбище Олд-Беринг-Пойнт, где хоронили убитых колдуний, а также купить один из множества туров по здешним «заколдованным местам». Желающих пощекотать себе нервы находится немало.

Автор: Диана Мерлин