Когда человек ищет дорогу с помощью GPS, отвечающие за навигацию области мозга не работают, выяснили ученые. Это нельзя назвать однозначно негативным явлением — переложив навигацию на внешнее устройство, мы можем высвободить ресурсы для решения других задач.

Когда люди следуют инструкциям по навигации — вроде тех, что дает смартфон, — области мозга, отвечающие за навигацию, остаются неактивными, обнаружили ученые. Их выводы гласят, что «вы делегируете задачу навигации вашему GPS и просто следуете указаниям. Это тоже сложная задача, но не настолько, как планирование маршрута».

Иными словами, люди со временем будут все меньше использовать собственный мозг для поиска пути, объясняет ведущий автор исследования Амир-Хомаюн Джавади, нейробиолог из Университета Кента в Великобритании. Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.

Внутренняя система навигации нашего мозга — одна из самых ценных его частей. Открытие специализированных нервных клеток в мозгу мышей, отвечающих за регистрацию положения животного в пространстве, получило в 2014 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Эти клетки находятся в гиппокампе, который мы используем в том числе и для поиска пути.

Новое исследование показывает, как мозг отображает сеть улиц, планы поездок и находит неожиданные обходные пути.

Участники исследования, 24 добровольца, перемещались по виртуальной модели района Сохо в центре Лондона, в то время как деятельность их мозга в реальном времени регистрировалась при помощи функциональной МРТ.



В некоторых испытаниях участникам нужно было найти свой путь к месту назначения, указав левый или правый поворот на каждом перекрестке. В других они должны были просто нажать кнопку и следовать пути, который предложит компьютер. Исследователи тем временем следили за работой гиппокампа и префронтальной коры мозга, которая участвует в принятии решений.

Оказалось, что, когда участники перемещались самостоятельно, деятельность гиппокампа и префронтальной коры была тесно связана с тем, какие решения относительно маршрута они принимали.

Например, когда добровольцы попадали на новую улицу, мозг отслеживал изменения в количестве доступных путей, которые мог построить. Если нужно было идти в обход, увеличивалась активность префронтальной коры, что свидетельствовало о повышении активности в связи с трудностями планирования нового маршрута.

Однако когда участники следовали инструкциям компьютера, эти области мозга были активны куда меньше.

«Наши результаты соответствуют моделям, в которых гиппокамп имитирует перемещение по будущим возможным путям, а префронтальная кора помогает принять решение, какой из них выбрать, — рассказывает Хьюго Спирс, исследователь из Университетского колледжа Лондона. — Когда у нас есть технология, которая подсказывает нам, как идти, эти части мозга просто не реагируют на уличную сеть. Наш мозг перестает интересоваться улицами вокруг нас».

Впрочем, у этого явления есть и положительные стороны. Переложив сложную умственную задачу на устройство, можно высвободить ресурсы для других целей.

Современные дети, выросшие со смартфонами в руках, могут развить совершенно другой набор навыков по сравнению с людьми, которые сначала научились ориентироваться в естественной среде самостоятельно и запоминать информацию, а не искать ее в интернете.

Выводы исследования предполагают, что не только гиппокамп, но и весь мозг сегодняшних детей развивается по-другому, отмечает Джавади. «Мозг постоянно меняется, чтобы адаптироваться к различным условиям, потребностям и возможностям», — отмечает он. Однако это не значит, что дети больше не будут использовать гиппокамп для навигации — ведь теперь им нужно ориентироваться в лабиринтах интернета.