Ну, мы же с вами не маленькие детки, правда? Понимаем, что если нас к чему-то настойчиво склоняют, то это позарез нужно тому, кто нас склоняет и настаивает. А нам? Вопрос почти гамлетовский… И да, и нет.

У дядюшки Тома была своя хижина. У Лисички — ледяная избушка. Даже у дядюшки Тыквы был свой домик. И только реальным людям очень часто негде жить. А потому очень хочется свой уголок, где можно делать, что вздумается, и не париться тем, как всё это выглядит. Но «хочется» — это всегда только одна сторона медали. А с другой стороны этой медали — долгая «жизнь в кредит» со всеми ее прелестями.

Ей-богу, я иногда тоскую по СССР! Можно было 20 лет стоять в очереди и… просто получить квартиру. Но при этом не платить никому все эти 20 лет, не бояться, что крепкие дяди придут и постучат в дверь и по твоему лбу. И пока ты ждешь, никто не покушался на уже нажитое непосильным трудом. А у кого совсем была труба, тот куда меньше ждал…

Семье моей и стоять не пришлось: зашли к нам как-то важные тети, глянули, как 4 поколения живут на 10 метрах, и дали нам квартиру — целых три комнаты в новом районе.

Вот такое «гнилое» авторитарное и несвободное государство у нас тогда было, и угнетены мы были так, что словами не описать. Так нас ненавидело государство, что лечило, учило, работой поголовно обеспечивало и квартиры раздавало на халяву. Это не ностальгия. Это констатация факта.

А потом нам говорили, что все это очень плохо. Мол, что человек при деньгах не мог себе квартиру купить. Но мы не очень этому человеку при деньгах сочувствовали. Денег-то у нас не было и в помине.

Помню, как в середине нулевых жили американцы, с которыми я тогда работала. Они вообще не парились, жили в съемном жилье, переезжали по всей стране в поисках, где лучше. За год могли три раза переехать в разные концы Штатов. У них дома и стиралки-то не было, зачем она? Всё таскали в прачечную, там это — копейки. Пока мы тут бегали с выпученными глазами со своей приватизацией.

Мы более оседлые, нежели американцы, мы так не скоро научимся — жить, считая домом то место, где мы в этот момент находимся. А потому тема «своего» жилья для русского открыта, пока он этот вопрос для себя не решит.

Агитируя нас брать жилье в ипотеку, государство заботится вовсе не о крыше над нашей головой, а о строительном бизнесе и о банковском секторе в первую очередь. Удержать экономику на плаву — его главная задача. Первым делом, как говорится, самолеты, ну, а всякие девушки, как и бабушки, и дедушки — потом.

Только представьте, что случится, если все мы вдруг решим жить по средствам, откажемся от ипотеки? Строительный бизнес рухнет в течение месяца, разорятся поставщики и производители стройматериалов, транспортники и рабочие останутся без зарплат. Закроется часть магазинов, ибо желающих обставить новую квартирку поубавится.

Банки, суть работы которых заключается в том, чтобы ничего не делать, а лишь перекладывать из кармана в карман чужие деньги да еще брать за это деньги, обанкротятся и канут в Лету вместе с нашими вкладами и средствами предприятий.

Поступления в бюджет резко сократятся, и все санкции, вместе взятые, не сравнятся с тем ударом, что нанесет стране этот отток.

Поэтому государство и тянет нас за уши в ипотеку, ибо из этого болота ему в одиночку, без нашего скромного «вспоможения» уже не выбраться. Поэтому и придумывает всякие программы помощи ипотечникам, тем самым выбешивая тех, кто в ипотеку влезть не рискнул и живет за свой счет. Пытается уговорить ненасытные банки поуменьшить свой аппетит.

Ну, а теперь, когда мы всё понимаем, следует ответить на главный вопрос: брать или не брать? Ответ прост: брать, но не хапать. Брать, когда и так платишь за аренду — плати уж лучше за то, что через сто лет станет твоим.

Брать, если накопил достаточно и тебе не хватает «чуть-чуть», и тебе есть что продать и отдать банку, «если что». Т. е. брать, не когда «по-другому не смогу купить», а когда «почти смог купить сам».

Брать, когда эти жирные банковские коты дали тебе раскладку, где расписано по месяцам, сколько ты им должен на протяжении всех лет ипотеки, и ты видишь, что сможешь прожить на то, что останется от твоей зарплаты.

Но во всех случаях брать только тогда, когда уверен на сто процентов, что справишься, что заработаешь и отдашь. Когда не просто представляешь, откуда у тебя возьмутся деньги, а твердо знаешь, сколько и из каких источников они будут. Когда трезво оценил надежность этих источников. Например, беря ипотеку на 20 лет, ты не можешь рассчитывать на финансовую помощь родителей, даже если сейчас они тебе ее предлагают. Ибо через 20 лет им самим, возможно, нужна будет твоя помощь.

Брать, когда ты все посчитал и учел скрупулезно и правильно. «Авось» здесь дорого обойдется.

А вот в остальных случаях — ни за что не брать, ибо сунешь голову в петлю, из которой целым уже не выбраться. Польза от такой необдуманной ипотеки будет, конечно. Банку, государству, строителям… Всем. Кроме тебя, пожалуй…

Автор: Ирина Литновская

© Shkolazhizni.ru