Во всех странах мира и в России, в том числе чаще всего стены оклеивают обоями. Это настенное покрытие не только удобно, но и придаёт жилищу тепло, уют.

И самое главное, что обои теперь можно выбрать на любой вкус и кошелёк.

Самые распространённые: бумажные, текстильные, виниловые, есть инкрустированные стразами, сделанные из всевозможных природных материалов и всякие другие.

Бессчетное количество километров и тонн обоев выпускается во всём мире.

Но история обоев началась за тысячи лет до нашей эры вместе с появлением папируса в Древнем Египте. Легенды говорят, что ассирийцы и вавилоняне изобрели чёрно-белые обои примерно за 1000 лет до нашей эры. Позднее они стали разрисовывать их историческими сценами, библейскими сюжетами и просто разными картинками.

Но всё-таки родиной прообраза обоев считается Древний Китай. Китайцы изобрели рисовую бумагу и в 200 году до н.э. начали использовать её для покрытия для стен.

В 105 году нашей эры китайский придворный Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон и таким образом изобрёл технологию производства бумаги из старого тряпья и прочих отходов.

Хотя китайцы продолжали оклеивать стены и разрисованной рисовой бумагой. Отчего их жилища сразу же приобретали более домашний и радующий глаз вид.

Однако изобретение бумаги в Китае это не только обои, но и распространение грамотности среди населения, развитие литературы, возможность новых открытий.

Другие народы пытались узнать хитростью или выкрасть у китайцев способ изготовления бумаги.

В VI веке секрет изготовления бумаги узнали японцы и стали использовать её в качестве перегородок разделяющих комнаты и занавесок, защищающих от солнца.

После сражения в 751 году при реке Талас арабы взяли в плен нескольких китайских производителей бумаги и те выдали арабам способ изготовления бумажных листов.

Со временем арабы заменили волокна льна в составе бумаги на шпон и бамбук.

В Европу, где до этого стены украшались тканями, бумага была завезена в XII веке. Она уже была тонкой и высокого качества. Однако до XVIII века европейцы продолжали делать обои из ткани и ею же обивали стены и потолки. Отсюда и название: обои – обивка.

В 1481 году французский художник Жан Бурдишон вручную раскрасил для короля Людовика XI 50 рулонов бумаги, изобразив на синем фоне белоснежных ангелов. Король Людовик XI, переезжая из замка в замок, перевозил обои с собой.

Знать последовала примеру короля и тоже заказывала художникам разрисованную бумагу, которой они украшали стены своих замков.

Такие вот обои существовали до появления печатного пресса.

Самый древний фрагмент обоев был обнаружен на балках Колледжа Христа в Кембридже в Англии, он датируется 1509 годом. Автор – типограф из Йорка Хьюго Гоес.

В современном мире обои из бумаги являются самыми востребованными

В XVI веке были открыты фабрики по изготовлению тканых обоев. Обои делали на заказ по эскизам художников. Дизайнерами обоев выступали самые известные художники. Например, Рафаэль в 1513-1514 годах сделал эскизы обоев для Сикстинской часовни, а изготовил их его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Эти обои сохранились до наших дней в одной из Ватиканских галерей.

Из дорогой шёлковой и шерстяной пряжи изготавливались штофные обои.

Украшали стены и расписными холстами.

В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что намного снижало стоимость тканых обоев.

В конце XVI века во Франции появилась гильдия «обойщиков», которые выпускали обои, разделённые на небольшие куски.

Английские методы производства обоев появились в XVIII веке. Например, флоковые обои были похожи на срезанный бархат. Бумажные обои в Англии делались по китайской технологии и по качеству заметно уступали тканым обоям. Бумагу раскрашивали вручную по трафарету.

В XVII-XVIII веках в Европе стали популярны бумажные обои, которые назывались фальшивыми шелками.

Способ их изготовления был придуман англичанином Цанером и заключался в следующем – на грунтованную поверхность бумаги насыпались обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями в своё время был украшен Лувр и замок кардинала де Ришелье.

Позднее Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы, выступающие части которой покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом.

В 1675 году французский гравер Жан-Мишель Папиллон начал использовать для создания продолжительных и непрерывных узоров на бумаге деревянные блоки. Появление таких матриц ускорило развитие обойного дела.

В 1778году Луи XVI издал указ, согласно которому длина рулона обоев должна была составлять приблизительно 34 фута или около 10, 2м.

В 1785 году во Франции промышленник Кристоф-Филипп Оберкампф изобрёл первую машину для печати обоев, и вскоре после этого, Никола-Луи Роберт придумал метод изготовления бесконечных рулонов обоев.

А в 1799 году француз Луи Робер изобрёл машину, которая была способна изготавливать рулонную бумагу заданной длины, но изобретение не было внедрено.

В 1798 году в Германии Алоис Зенефельдер изобрёл литографию.

А в 1839 году в Англии на фирме Potters & Ross в Ланкашире, специализирующейся на выпуске печатного ситца была изобретена печатная машинка, которая наносила на обои четыре цвета при помощи печатных цилиндров и позволяла печатать 400 рулонов обоев в день.

К 1850 году машинка наносила уж 8 цветов, а в 1874 году была изобретена печатная машина, позволяющая печатать 20 цветов на обоях.

В 1879 году, в Австрии появился способ глубокой печати, а в 1888 году Фердинанд Зихель изобрёл первый готовый к применению клей для обоев.

В 1890 году в Англии была придумана флексографическая печать.

В США обои появились в 1739 году, их начал печатать в Филадельфии Plunket Fleeson. Обои выпускались, как патриотические, так и с разными рисунками, например из разбросанных по полю роз. Но изначально американцы по большей части копировали европейские обои.

10 октября 1933 года американский химик Вальдо Симон из компании B. F. Goodrich Company, запатентовал способы получения материалов из поливинилхлорида. А в 1947 году компания United Wallpaper выпустила первые в мире виниловые обои.

В России обои появились в XVII веке, в Москве были особенно популярны недорогие бумажные обои, которые закупались за границей. Ими отделывали частные дома и усадьбы.

Были и российские обои, которые делали крепостные кустарным способом.

В конце XVIII века спрос на бумажные обои среди знати значительно вырос. Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 годах зодчим Карлом Росси стал одним из первых зданий, в отделке интерьере которого преобладали обои.

Но лучше всего сохранились до нашего времени обои во дворце графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Вскоре под Петербургом открылась первая в России фабрика, обои, производимые на ней, по качеству не уступали европейским.

Обои наклеивали на специальный холст, натянутый на раму, прикрепленную к стене. При таком способе между стеной и обоями находился воздух, поэтому они практически не отсыревали, не деформировались и медленно выцветали.

Если после долгой службы обои всё-таки теряли свою красоту, их можно было снять, почистить или заменить

Обои были самые разные, начиная от изображения на них кирпичной стены до рисунков, пейзажей, цветочных узоров.

Многие женщины в то время сами расписывали обои, делали аппликации, превращая интерьер своего дома в произведение искусства.

Потом мода на обои почти сошла на нет и возобновилась только в начале XX века.

В 1936 году на рынке появился клей для обоев – Хенкель-Zellkleister Z 5, представляющий собой пастообразный порошок, растворяемый в холодной воде.

После Второй мировой войны появились пластиковые смолы и были созданы моющиеся обои.

В 1974 году в США была создана Национальная Гильдия Профессиональных Обойщиков.

В наше время обои доступны для всех. Правда, производятся они машинным способом и лишены индивидуальности и неповторимости.

На старинные, расписанные вручную обои можно полюбоваться в музее.

Неповторимость же собственному дому или квартире можно придать, обладая художественным вкусом, то есть самостоятельно соединить разные варианты обоев, вставить пейзажи в обои, выполненные под дерево, кирпичную кладку. В центре стены оклеенной структурными бумажными обоями белого цвета поместить берёзовую рощу, морской пейзаж, замок на скале. Да всё, что угодно! Главное, придумать собственное видение интерьера.

И выбирая цвет обоев нужно учитывать степень освещённости помещения и помнить, что цветовая гамма обоев будет влиять на эмоциональное состояние подолгу находящихся в комнате людей.

Так что прежде чем приступить к выбору обоев, нужно прочитать рекомендации специалистов и учитывая свой вкус приступить к созданию внутреннего мира своего жилища.

Именно так! Не просто к ремонту, а к сотворению мира, в котором придётся жить не год и не два.